Почему вузам и НИИ нужна научная коммуникация

Любая свежая статья, опубликованная в качественном научном журнале — это новостной повод для публикации в общественно-политическом СМИ. Проверено. По опыту работы в «Газете.ру» могу сказать, что интервью с российским ученым, статью которого опубликовал Science, иной раз читает больше людей, чем интервью со звездой российской эстрады. При этом оба интервью находятся на главной странице. Смотреть на такую статистику было очень приятно. Поэтому пусть в почтовом ящике у журналиста будет 100 хороших релизов от российских научных организаций, чем ни одного.

Университет ИТМО. Николай Подорванюк
Университет ИТМО. Николай Подорванюк

Что для этого нужно?

Во-первых, желание руководства. Во-вторых, мозги. В-третьих — некоторое количество денег. Кроме того, конечно, должны быть ученые с хорошими научными статьями, чтобы было про что писать в релизах. Чтобы эти релизы писать, необходимы люди, которые умеют читать научную литературу, а также говорить с учеными, не пугая их. Ученые — люди занятые. Иной раз к астроному может прийти журналист-гуманитарий, который не будет знать, что такое экзопланета. Астроном может указать ему на дверь, а может и подробно объяснить, что к чему. Порой умение задавать глупые вопросы в нужный момент помогает добиться того, чтобы ученый копнул глубже в суть явления, о котором он рассказывает.

Кто нужен?

В первую очередь, люди, которые могут отредактировать текст и высказать свое независимое мнение, а также согласовать пресс-релиз с ученым. Когда авторы перекидываются с учеными своими версиями текста, у них замыливается взгляд, и они могут не заметить ошибок или усложнений, которые попадают в релиз в процессе переписки.

Также понадобятся люди, которые будут знать, куда этот пресс-релиз отдавать. Его можно повесить на сайт, можно разослать по СМИ, а можно перевести его на английский язык, закинуть на агрегатор научных новостей EurekAlert и подружиться с иностранными журналистами. Но вся эта деятельность обязательно должна находить поддержку у руководства. Хорошо и бесплатно никто работать не будет.

Университет ИТМО. Школа научной коммуникации
Университет ИТМО. Школа научной коммуникации

А если по пунктам?

1. Найдите человека, который понимает, какая статья подойдет для пресс-релиза. Проблема в том, что никто не разбирается во всех науках одинаково хорошо. Но если мы находимся в университете или НИИ, то там точно найдутся нужные люди для каждого из случаев.

2. Найдите в своей организации ученых со свежими статьями. Тут на помощь придут базы научных публикаций. Потом можно выстроить внутри организации систему, в которой ученые сами сообщают вам о том, что у них готовятся к выходу важные статьи. В чем же может быть проблема? Например, статья опубликована в хорошем журнале с высоким импакт-фактором, ученым ее влияние может быть очевидным, но вам, неспециалистам, — нет. Тут надо будет попросить ученого изложить суть исследования в паре предложений. Иногда ответ может быть куда подробнее, и это поможет понять суть куда больше, чем текст самой статьи. Исходя из этого ответа, вы поймете, где расставить акценты.

3. Поговорите с автором исследования. Когда вам будут говорить на каких-нибудь лекциях, что договориться с учеными иной раз невозможно, это неправда. У нас за семь лет работы был только один случай, когда мы хотели написать о статье российских ученых в Science, но они не дали нам комментарий. В итоге мы списались с их иностранными соавторами, и те любезно ответили нам в срок.

Университет ИТМО. Школа научной коммуникации
Университет ИТМО. Школа научной коммуникации

4. Сделайте релиз, понятный журналистам. Сложные темы требуют много итераций. К этому нужно быть готовым, это надо понимать. Здесь необходим труд, и со временем вам станет проще.

5. Распространите свой релиз по правильным каналам. Общайтесь с журналистами напрямую, пишите им лично. По крайней мере, журналисты — народ более контактный, чем ученые. А если вы будете отправлять релизы на общие почтовые адреса, то они, в лучшем случае, попадут к секретарю, который их может переслать нужным людям, а может и не переслать. В худшем случае ваш труд попадет в спам, и никто этого не увидит.

А теперь подумайте, сложна ли эта схема?

Я думаю, что нет. Если вы не хотите создавать работающую коммуникационную схему самостоятельно, можете обратиться в PR-агентство — оно разошлет пресс-релиз, который вы сами и напишете, и выставит счет в тысячу евро. Можно обратиться в международное информационное агентство, которое будет распространять релиз по своим зарубежным партнерским каналам. Это обойдется более чем в миллион рублей. Можно отдать эти задачи на аутсорс. Но я уверен, что эффективнее всего сделать эту работу самим.