Зачем нужен открытый доступ к информации
Все, кто занимается наукой, знают, что нормальные источники найти непросто — не все оцифровано, а то, что не оцифровано, трудно найти. Не поможет даже подписка на кучу пиратских ресурсов — это не облегчит поиск. Ошибки в поисковых алгоритмах мешают найти целые куски важных коллекций. Происходит настоящая энтропия.
Общество также трансформируется: природа формирования личности изменяется под влиянием коммуникаций, перешедших в режим реального времени. Мы не успеваем обрабатывать информацию, поступающую извне. Люди, которые соприкасаются с новой реальностью, оказываются в заколдованном мире, в котором у них фактически нет доступа к знаниям. Знание остается у какого-то меньшинства. Мира, в котором один человек вечером пишет статью для утренней газеты, которую люди спокойно покупают и читают не торопясь, больше не существуют. И это атмосфера обостряет неравенство, потому что на той скорости, на которой сейчас происходит коммуникация, образование человека сильно затруднено. Мне кажется, это хорошая тема для исследования.
Что же делать, чтобы не сойти с ума в этом новом мире? Вернадский и Сахаров в свое время дали ответ: должен быть открытый доступ к знаниям. Во-первых, это решает вопрос с избранными живыми носителями знания. Во-вторых, если коммуникация происходит так быстро, пусть она будет вокруг тех артефактов, изучая которые люди обогащаются новыми знаниями. Это снижает неравенство. Ведь если информация будет в открытом доступе, тем меньше за нее нужно будет платить и тем больший путь в обучении можно будет проделать самостоятельно. Тут нам на помощь приходит Лев Толстой, который стал фактичиески отцом «антикопирайта», сделав часть своих произведений бесплатными. Почему это важно? Сейчас во всем мире происходит сегментация общества. Люди теряют почву под ногами, потому что одним людям достается все больше знаний, а другим — все меньше.
Нестабильность электронных носителей
Открытая лицензия — это стандарт научной коммуникации. «Киберленинка», Википедия, arXiv.org — все они успешно работают на лицензии Creative Commons. Она очень удобна, потому что она одна на всех и настраивается. Кроме открытия правового доступа, есть такая проблема, как стабильность электронных коллекций. Кто сталкивался с ситуацией, когда раньше в Интернете вы нашли искомое, а теперь не можете найти нужный сайт? Кто терял цифровые файлы? И как бы там ни было, получается, что бумага — намного более надежное средство хранения. Электронные коллекции нестабильны. Если есть хотя бы один факт потери информации, нужно ее дублировать.
У меня был свой банк знаний, который я сделал для своей кафедры. Это произошло потому, что в моем шкафу лежало несколько сотен дипломов студентов, которые я бы все равно никогда не смог полностью просмотреть. И никто бы не смог извлечь из них пользу — на корешках ничего не написано. Поэтому несколько лет назад я сделал публикацию дипломов, рефератов и курсовых для своих студентов обязательной. Благодаря встроенному «Антиплагиату» я сэкономил свое время.
А потом в Калифорнии, где я купил разрекламированные сервера, случилось землетрясение. И все стерлось. Так я потерял два года работы. После этого я стал очень серьезно относиться к таким вещам.
Так что заявляю официально: электронные средства коммуникации — это нестабильный метод хранения информации. Он требует электричества, исправных технических средств (у которых ограниченный срок службы). Причем хранители информации быстро сменяют друг друга. Чтобы решить проблему сохранности, необходимо решить, как в библиотечном деле это делается. Когда у вас есть один документ, у вас должно быть три его копии, иначе как вы гарантируете надежную сохранность?
Знаниям — копии
Исходя из вышеперечисленных проблем, мы разработали федеральную резервную систему банка знаний. С современной точки зрения главное богатство — это не деньги, а знания. Мы должны построить систему, в которой любой автор, который хочет сохранить свое произведение не для заработка, сможет сохранить в ней свою публикацию. Там она будет идентифицирована, после чего у нее появится еще как минимум две копии.
К нашему проекту подключилась онлайн-библиотека «Киберленинка», Ассоциация интернет-издателей, агрегатор выпускных работ «Научный корреспондент», «Информационная культура» и наш проект «No Registry».
Мы постараемся сделать так, чтобы появился новый общественный договор для авторов. Если ты как автор хочешь донести свою информацию до людей, то мы обеспечим тебе вечное, стабильное хранение. А через год-другой научимся вносить правку во все те копии, которые «разбежались». Потому что все эталонные копии в банке знаний будут проходить апдейт вместе с другими документами, что будет уникально само по себе. Мы считаем, что нам удастся в течение ближайших нескольких лет снять барьеры на пути к свободному доступу к культурной информации и знаниям, культурным ценностям. Я готов использовать для этого все средства, которые у меня имеются, потому что это достойная цель.