Илия Кузьмина, 4 курс, кафедра системного программирования математико-механического факультета СПбГУ

В начальной школе мне очень нравилась математика, а в 9 лет я начала заниматься в математическом кружке при Президентском физико-математическом лицее № 239 в Санкт-Петербурге. Здесь благодаря моим преподавателям я заложила крепкий фундамент знаний в области точных наук. Здесь меня научили творчески подходить к решению задач, проявлять упорство, привили дух дружеского соперничества. Кружок при ФМЛ № 239 вырастил немало выдающихся математиков, а в последние годы его выпускники зарекомендовали себя как сильнейшие в мире программисты. В 7 классе, будучи ученицей ФМЛ № 239, я записалась в кружок по программированию, так как мне было очень любопытно познакомиться с профессией моей мамы. Меня очень увлекло олимпиадное программирование. В школе и на младших курсах университета я успешно выступала на профильных соревнованиях — индивидуально и в команде, а впоследствии заинтересовалась разработкой программного обеспечения и системным программированием и получила некоторый опыт в этих областях на стажировках в Google.

Илия Кузьмина
Илия Кузьмина

Девушки-программистки действительно сталкиваются с тем, что преобладающее большинство коллег представители сильного пола, но лично для меня это привычно с детства, так как я училась в начальной школе при ФМГ № 30 (ныне ГФМЛ № 30), куда, следуя стереотипам, преимущественно приводят учиться мальчиков. Однако в последние несколько лет западные компании активно продвигают идею о том, что количество мужчин и женщин в технических специальностях должно быть примерно одинаковым, поэтому сейчас для девушек в IT открыто много возможностей. Компания Google ежегодно проводит конкурс на стипендию имени Аниты Борг для студенток, изучающих Computer Science и смежные области, а также соревнование Google Code Jam for Women, победительниц которого приглашают принять участие в крупнейшей IT-конференции Google I/O.

Пока у меня за плечами только опыт работы в иностранных компаниях, где корпоративная этика не допускает никакой дискриминации, в том числе по гендерному признаку. Тем не менее, в личных беседах мне доводилось сталкиваться с мнением молодых людей-программистов о том, что женщина должна заниматься исключительно кухней, мужем и детьми. Не в обиду этим молодым людям хочу отметить, что высококвалифицированные IT-специалисты, добившиеся успехов в своей деятельности, никогда не делают таких громких заявлений.

Анна Копелиович, 2 курс, кафедра компьютерных технологий факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО

Анна Копелиович
Анна Копелиович

Я решила заниматься программированием, потому что меня привлекали новые алгоритмы и структуры данных, применяемые для решения различных олимпиадных задач. Именно это пробудило во мне интерес к программированию в целом. Меня не пугало, что в этой профессии больше парней. Я себя прекрасно чувствую среди них. Почти все мои друзья-парни тоже программисты. Когда-то мы в школе вместе начинали изучать алгоритмы, а сейчас все учимся в лучших IT-вузах страны. Я учусь в Университете ИТМО, и мне очень близки мои однокурсники. Все они не просто «гики» и «ботаны», сосредоточенные исключительно на программировании и учебе, а разносторонне развитые личности: их тоже интересуют театр, кино, музеи. Естественно, в нашей среде очень популярны шутки про девушек, которые пошли в программирование, только чтобы найти спутника жизни, но в действительности я не сталкивалась с проявлением какой-либо дискриминации по гендерному признаку в профессии. Хоть нас, девочек, и мало в программировании, но учиться нам очень комфортно и весело.

Ольга Черникова, 3 курс, кафедра математических и информационных технологий СПбАУ

Желание стать программистом укреплялось во мне по мере взросления. До 8 класса я училась в интернате для детей-инвалидов, где совсем не было никакого программирования, а математика была достаточно слабая. Но мои успехи в учебе побудили меня перейти в школу с углубленным изучением математики. С переходом в новую школу у меня появилась возможность изучать программирование: там его можно было взять в качестве дополнительного курса. И я записалась, просто так. Собственно, отношение к курсу было как к чему-то неважному. Тогда я еще даже печатать не умела. Мне требовалось несколько минут, чтобы найти нужную букву на клавиатуре.

Ольга Черникова
Ольга Черникова

Изучение программирования давалось мне с переменным успехом, дисциплину преподавали без особого напора: рассказывали медленно, задач решали очень мало. Думаю, при более динамичной манере преподавания я бы не стала им заниматься. Потом я влюбилась в своего одноклассника, который тоже только начал заниматься программированием. А после поездки в Летнюю компьютерную школу я уже была абсолютно уверена, что буду заниматься программированием и только программированием. Так, что-то второстепенное и неважное стало для меня главным в жизни.

Лично я среди парней-программистов чувствую себя замечательно. Их так много в моей жизни, что я даже стала забывать, что существуют парни, которые программированием не занимаются. В этой «тусовке» я уже больше шести лет, и, признаться, очень привыкла к гендерному соотношению девушек и парней — 1:5. Сейчас я стала заниматься биоинформатикой, а в этой области девушек намного больше. Какой кошмар! Их почти столько же, сколько парней! Не привыкла к такому.

Программистская «тусовка» небольшая, все друг друга в основном знают и судят о человеке не по первичным половым признакам, а по тому, что ты из себя представляешь, по твоим умениям. Но иногда меня не очень фильтруют как «девушку», что очень забавно. В итоге рождаются такие перлы: «О, круто! Вы соптимизировали! Мужики! … Да, Оля, и ты тоже мужик, нет, это было в хорошем смысле…». Или «Когда вы пишете подобные вещи, об этом тоже нужно думать, а не „я девочка, я не хочу ни о чем думать, я хочу, чтобы было красиво“ … нет, Оля, это к тебе не относилось». Помню еще одну фразу, связанную с тем, что я девочка. Благодаря ей я прошла на Всероссийскую олимпиаду в первый раз, поверив в себя. Я удачно выполнила задание, и фраза звучала примерно так: «Посмотрите, как девятиклассница обгоняет призеров „всеросса“».

Ведана Воронина, 3 курс, кафедра компьютерных технологий факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО

Ведана Воронина
Ведана Воронина

Программирование случилось в моей жизни практически случайно. Все началось в средней школе, когда кто-то из учителей предложил попробовать свои силы в олимпиаде по информатике. Никак не думала, что это обернется серьезным увлечением и повлияет на мой выбор профессии! Я стала посещать курсы, посвященные разным областям программирования. Шаг за шагом я все больше погружалась в этот мир… Пути назад уже не было. А сейчас я и вовсе не представляю свою жизнь без решения задачек и написания кода. Это действительно так, что в программировании нас, девочек, меньше, но со стороны парней-программистов я чувствую постоянную поддержку. Их много, и они всегда готовы помочь, что особенно ценно. Главное — не расслабляться! В окружении парней-программистов всегда нужно усердно работать и не давать поводов считать, что программирование — неженская профессия.

Хочется верить, что большинство людей, работающих в нашей сфере, уже избавились от стереотипов. Но ситуации бывают разные. Я была свидетелем того, как при равных условиях между парнем и девушкой выбор падал на представительницу прекрасного пола. И лишь из-за того, что девушки-программисты — большая редкость, и они становятся изюминкой любой команды. Но, к сожалению, бывает и наоборот.

Надежда Рацкевич, выпускница кафедры вычислительной техники факультета компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ «ЛЭТИ», работает в Devexperts

Надежда Рацкевич
Надежда Рацкевич

В детстве мне подарили приставку «Денди», и меня впечатлила бесконечность вариантов развития игры. Это казалось настоящей магией, и мне захотелось быть причастной к ней — создавать эти варианты. Не могу сказать, что к выбору вуза подошла осознанно: в ЛЭТИ было относительно просто поступить, потому что экзамены были в традиционной форме, а не в формате ЕГЭ, который на тот момент был тестовым и всех пугал. С моей точки зрения, самая важная часть обучения — это самообразование, примерно как в известном комиксе xkcd про «one weekend messing with perl». Нужно читать книги по программированию, проходить онлайн-курсы, участвовать в контестах, учить новые языки и парадигмы, делать свои проекты. По окончании учебы это не теряет актуальности.

Я никогда не задумывалась о том, как себя чувствую среди парней-программистов. Все мои коллеги в первую очередь уникальные люди, каждый со своим бэкграундом, характером, увлечениями. Среди них множество интересных людей, с которыми можно обсудить и программирование, и план выживания в случае зомби-апокалипсиса, и полеты на параплане.

Однажды, правда, я все-таки столкнулась с гендерным неравенством. Когда я только окончила вуз, мне на собеседовании задали такой вопрос: «Известно, что девушки — плохие программисты. Почему вы решили заняться программированием?». Я была в таком шоке, что не смогла придумать остроумный ответ, и сказала: «Моя бабушка 30 лет писала на Ассемблере, и все были довольны ее работой». Это, кстати, правда, хотя писала бабушка не только на этом языке. Еще в этом же месте утверждали, что у них нет тестировщиков, потому что тестировать ничего не надо, если программисты сразу пишут хороший код. Такие люди и конторы — ужасное исключение. В целом IT-индустрия — это современное, прогрессивное и дружелюбное сообщество. Не надо бояться стереотипов. Keep calm and write code!