Ваше сотрудничество с Университетом ИТМО началось уже порядка десяти лет назад. Что побудило активно взаимодействовать с вузами, особенно в области подготовки специалистов?

Всю сознательную жизнь я работал в вузе, в том числе возглавлял учебно-научную работу в ряде высших учебных заведений. Но потом меня потянуло, что называется, активнее заняться практикой, и с 1999 года я работаю в «Санкт-Петербургском информационно-аналитическом центре». Тогда же, начиная с конца 1999 года, мы начали создавать фактически первые информационно-аналитические системы в Санкт-Петербурге, одновременно мы стали контактировать с рядом вузов — с Политехом, Академией государственной службы, Университетом ИТМО, Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича. Идея принять участие в подготовке специалистов возникла как нечто само собой разумеющееся, ведь все мы занимались и занимаемся одним общим делом — информационными технологиями.

Потом была создано Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе России (Некоммерческое партнерство ПРИОР Северо-Запад). Эту организацию возглавлял директор Центра технологий электронного правительства, заведующий кафедрой управления государственными информационными системами ФТМИ Университета ИТМО Андрей Чугунов. Здесь мы более тесно познакомились с факультетами и кафедрами Университета ИТМО и с тех пор начали активно сотрудничать с вузом. Постепенно возникла идея организовать обучение магистров, которые были бы целенаправленно подготовлены для дальнейшей работы в органах государственной власти. К 2011 году вся предварительная работа была проведена и мы — Комитет по информатизации и связи города, «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», как подведомственная структура, Университет ИТМО — разработали магистерскую программу «Управление государственными информационными системами» и стали совместно осуществлять подготовку магистров по этой специальности.

С сентября 2017 года на кафедре управления государственными информационными системами Университета ИТМО будет сформирован Наблюдательный совет этой магистерской программы, куда приглашаются кураторы — представители предприятий и бизнес-структур города. Какие изменения в связи с этим произойдут в системе подготовки специалистов? Программа приобретет еще большую практикоориентированную направленность?

Безусловно, и это в целом тенденция современного образования. Я сам как бывший работник высшей школы прекрасно понимаю, что вуз, с одной стороны, должен быть консервативным и обеспечивать фундаментальную подготовку, но, с другой, ему необходимо соответствовать времени, уровню развития науки и техники, тем задачам, которые решают органы власти и бизнес, куда в итоге после обучения пойдут выпускники вуза.

Студенты кафедры управления государственными информационными системами ФТМИ Университета ИТМО
Студенты кафедры управления государственными информационными системами ФТМИ Университета ИТМО

В свое время, когда мы перешли на двухступенчатую подготовку — бакалавриат и магистратуру — мы стали где-то недодавать бакалаврам и магистрам практической составляющей подготовки. Ведь в классическом понимании в магистратуре делается уклон на исследовательскую деятельность, научную работу, которую магистры смогут продолжить в аспирантуре, докторантуре. Но на предприятиях настолько глубокая научная подготовка не востребована, особенно на уровне молодых сотрудников. Поэтому сейчас, при массовой подготовке, достаточно большую часть учебного времени магистров начинают отводить на прикладные аспекты.

Я посмотрел, кого Университет ИТМО планирует пригласить в состав Наблюдательного совета. Там как раз присутствуют представители тех компаний, которые являются потенциальными работодателями будущих магистров, обученных по программе с конкретной прикладной направленностью. И это наша общая цель — и университета, и представителей предприятий города — обеспечить такую комплексную подготовку.

Какими компетенциями должен обладать специалист, который планирует строить карьеру в государственном секторе?

В первую очередь, он, безусловно, должен обязательно освоить основы построения информационных систем, понимать, на каких принципах они создаются, какие архитектуры систем реализуются. Спектр информационных систем, которые используются в настоящее время и будут использоваться в органах государственной власти и муниципалитетах, не такой большой, но со всем нужно досконально ознакомиться.

И здесь важно отметить, что Санкт-Петербург в России, а также в странах ближнего зарубежья, по уровню функционирующих систем, по их масштабности занимает передовые позиции. Сейчас «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» осуществляет разработку и сопровождение доброй половины всех информационных систем органов власти в городе. Мы стараемся строить их по единому принципу, на единых научных и технических основах, и хотелось бы, чтобы студенты, которые придут к нам на практику, ознакомились с этим опытом. Мы приглашаем их и на производственную, и на преддипломную практики, где учащиеся вуза участвуют в процессе разработки и сопровождения систем.

При этом мы не ставим задачу подготовить из них программистов. Они должны знать общие подходы, уметь ставить перед разработчиком задачу, профессионально разрабатывать технические задания, осуществлять планирование работ, подходить к решаемым вопросам системно, обладать необходимыми аналитическими навыками. Что это значит? Такой специалист должен видеть, к чему он должен прийти в итоге, какой функционал будет у будущей системы, на каких принципах она будет строиться, как взаимодействовать со смежными информационными системами. Он должен знать и понимать информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, которая создана в данном конкретном регионе.

Кроме того, он должен разбираться в технических и теоретических вопросах, касающихся формирования информационного базиса. Ведь можно создать прекрасную систему, но, если она будет лишена актуальной, достоверной и достаточной информации, это будет просто «игрушка». А нам нужен нормальный продукт, который будет выполнять свои функции — освобождать госслужащего от рутины, давая ему время на решение управленческих вопросов.

И наконец, еще одна задача, которая будет решаться в ближайшее время, заложена в новой Стратегии развития информационного общества до 2030 года. В этом документе можно встретить массу новых терминов — таких, как интернет вещей, цифровая экономика, общество знаний и так далее. Это те направления, по которым уже сейчас  развиваются информационные системы. Одна из главных задач, которая красной нитью проходит через весь документ, — это импортозамещение, переход полностью на свое «железо» и программное обеспечение. Это долгосрочный процесс, но подходы для его реализации, а именно начало создания и освоения отечественных программных продуктов, технических средств, должны включаться в систему подготовки сегодняшних магистров. Ведь уже завтра им придется решать все эти задачи.

Специфика работы в государственной системе, в органах госвласти, в отличие от любой другой частной компании, заключается в готовности выполнять весь этот спектр задач?

Такая специфика, безусловно, есть, и на самом деле она заключается во всем — и в процессе разработки, и в процессе эксплуатации систем. Начнем с простого примера: в нашей системе специалисты работают 24 часа в сутки. Здесь нельзя прийти в центр обработки данных в девять утра, включить аппаратуру, а после шести вечера выключить и уйти. Когда человек работает в органах власти, он должен понимать сами принципы обслуживания систем, их круглосуточного сопровождения. Кроме того, он должен уметь работать с технической и нормативной документацией. Здесь совершенно другой уровень ответственности.

С точки зрения создания и функционирования информационных систем отличие заключается прежде всего в том, что все они легитимные — имеют правовую основу, то есть создаются на основании либо закона — регионального или федерального, либо постановления Правительства Санкт-Петербурга. Эти вопросы тоже необходимо учитывать при подготовке магистров – необходимо учить их готовить конкурсную документацию, участвовать в проведении аукционов, принимать отчетные материалы от разработчиков. При этом здесь все должно быть очень четко, начиная от правил оформления и заканчивая внутренним содержанием. Все должно соответствовать государственному контракту. Поэтому должна реализовываться многопрофильная система подготовки такого специалиста, который может прийти в органы власти или в любое другое государственное учреждение и начать работать.

Над выполнением каких задач сейчас работает «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»?

Мы выполняем задачи, которые поставлены в Стратегии развития, в наших программах. Есть 17 государственных программ, в пяти из них непосредственно участвует Комитет по информатизации и связи, а значит, и мы. Основные приоритеты следующие: в полномочиях исполнительных органов государственной власти есть две основные составляющие — государственные услуги и государственные функции.

Государственные услуги в большей степени социально ориентированы, там всегда присутствует заявитель — житель нашего города. Мы, в первую очередь, должны обеспечить качество предоставляемых услуг, доступность и открытость органов государственной власти. Последнее реализуется посредством соответствующих порталов. Раньше порталы несли чисто информационную нагрузку, сейчас они представляют двустороннюю, интерактивную систему — человек может обратиться, получить ответ и соответствующие разъяснения.

Но есть системы, которые реализуют функции органов государственной власти. Например, наша интегрированная аналитическая система. Напрямую к гражданам она не относится, она обеспечивает деятельность органов власти, хотя, с другой стороны, чем лучше работают органы государственной власти, тем лучше решаются вопросы жизнедеятельности населения. Сюда также относятся системы в области образования, здравоохранения, строительного комплекса, экологии и так далее. Сейчас мы стоим перед задачей, чтобы все органы власти имели в достаточной степени автоматизированный функционал, чтобы и комитеты, и все наши 18 районов в цифровом плане были в полном объеме обеспечены соответствующим инструментарием.

Третьим основным направлением является развитие инфраструктуры: все, что касается телекоммуникаций, защиты информации, межведомственного взаимодействия и так далее. Это базис, на котором осуществляется создание единого информационного пространства в регионе.

Какие приоритетные задачи Вы ставите перед собой на ближайшие годы с точки зрения развития информатизации органов власти в Петербурге?

Мы будем продолжать работать над качеством предоставления электронных услуг. Их количество должно расти, при этом число документов, которое должен предоставить заявитель для получения той или иной услуги, напротив, должно снижаться. За счет межведомственного взаимодействия та или иная организация сама должна искать в базе документ, подтверждающий, что вы, например, имеете право для получения той или иной льготы, пособия.

Портал госуслуг
Портал госуслуг

Другое направление — это автоматизация процессов в области здравоохранения. Это работа уже ведется и продолжится в будущем. Сейчас уже создаются так называемые МИС — это медицинские информационные системы, а также лабораторные информационные системы. В связи с этим возрастает актуальность еще одного важного вопроса, который всегда необходимо учитывать, — это защита персональных данных. Этот вопрос находится под жесточайшим контролем во всех сферах информатизации.

Осваивается сейчас и такое новое направление, как автоматизация строительного комплекса. В этом плане Петербург отставал от Москвы — например, у нас долго согласовывалась документация и так далее.

Среди других приоритетных направлений — безопасность, в том числе транспортная безопасность, анализ дорожной ситуации, управление транспортными потоками, управление скорой помощью, уборочной техникой. Все эти аспекты, которые касаются ЖКХ, транспортной составляющей, будут централизованно развиваться в рамках проекта «Умный город». Буквально недавно при участии ректора Университета ИТМО Владимира Васильева был создан проектный офис «Умного города» под руководством губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.

В целом в городе сейчас ведется работа над двумя глобальными системными проектами — это АПК «Безопасный город» и программа «Умный город». Эти проекты будут постоянно развиваться, потому что наука и техника не стоит на месте — постоянно появляются новые решения, новые системы, инструменты... Самое главное, что у нас и там, и там есть огромный задел. И сегодняшние магистранты уже могут включаться в эту работу — в процессе обучения они будут сталкиваться не только с «чистой» теорией, но уже работать с тем, что создано, и что требует развития.