Аналитический отдел Courseburg.ru и специалисты Института дизайна и урбанистики проанализировали 800 публичных резюме директоров и высшего менеджмента из Санкт-Петербурга, размещенных на двух крупнейших онлайн-ресурсах по поиску работы. Была собрана статистика по тому, какое образование получили современные управленцы, как они обучались.
«Полученные нами данные достаточно нетривиальны. Например, неожиданно для себя мы выяснили, что менее чем у 10% управленцев есть юридическое образование. В то же время очень много людей на руководящих должностях имеют экономическое образование, то есть умение считать и мыслить цифрами может иметь большое значение в управлении. Наше исследование может помочь людям, которые планируют работать в менеджменте, более разумно выбирать, чему обучаться», – прокомментировал основатель Courseburg.ru, выпускник Университета ИТМО Александр Альхов.
Так, 43,7% управленцев в своих резюме указали, что они получили образование в сфере экономики или бухгалтерского учета. Специальность в сфере управления персоналом, государственного управления или управления предприятием получили 13,6% авторов проанализированных резюме. Далее по популярности среди управленцев оказались различные виды инженерного или технического образования в области технологии производств (6,5%), IT и программирования (4,5%), строительства (3,5%), конструирования (3,0%) и других инженерных специальностей (6,5%). И наконец, гуманитарное образование (в эту группу входит и юридическое) получили 10% менеджеров.
При детальном анализе резюме было замечено, что только треть управленцев и директоров (37,2%) получили образование сразу после школы, а часть из них сначала окончила техникумы и училища. Вовсе средним специальным образованием ограничились 10,1% топ-менеджеров. При этом большинство авторов проанализированных резюме, то есть 54,3%, заявили, что получили высшее образование в заочной или вечерней форме. Аналитики Courseburg.ru подчеркнули, что этот процент, на самом деле, гораздо выше, просто не все указывают форму получения образования. Многие получили второе высшее образование в сознательном возрасте, уже имея практический и управленческий опыт. При этом выбор приходился как раз на экономические и управленческие специальности. Но, конечно, наличие высшего или экономического образования не гарантирует высокую должность.
«В ряде случаев получение второго высшего образования – это требование руководства, то есть это то самое образование ради “корочки”. Но также огромное количество управленцев со временем понимают, что им не хватает каких-либо навыков и компетенций, и поэтому они идут получать второе высшее. Также сейчас все популярнее становятся краткосрочные курсы, потому что благодаря им можно получить конкретный управленческий навык под определенные задачи, который редко можно развить в университете», – сказал Александр Альхов.
Возникает вопрос: а не проще ли менеджерам при возникновении той или иной проблемы просто нанять специалистов, которые обладают компетенциями для ее решения? Возможно, это выход из ситуации, но даже для этого руководители должны обладать достаточными знаниями и опытом, чтобы правильно поставить задачу перед специалистами, проконтролировать ход ее исполнения, добавил основатель Courseburg.ru.
Сегодня все больше людей, причем не только в руководящих должностях, понимают, что достаточно сложно выжить на рынке труда без наличия так называемых soft skills или проникающих компетенций (навыки социализации, то есть умение общаться с людьми, работать в команде, вести проект, решать конфликты, выстраивать корпоративную культуру). Частично это подтверждают некоторые научные исследования. Например, ученые Университета Сассекса в Соединенном Королевстве получили статистические данные о том, что гораздо более успешными управленцами становятся сотрудники, которые позиционируют компанию не только как средство для заработка денег, но как социально значимое предприятие, которое выполняет определенную миссию и внутри которого выстроены понятные и устойчивые корпоративные ценности. При этом лидер должен быть им в полном значении этого слова, то есть человеком, за которым люди готовы последовать и который является примером для них.
К сожалению, большинство начинающих специалистов начинают серьезно задумываться о своей карьере, только когда обучение подходит к концу. До этого мало людей понимают свои профессиональные цели, из-за чего они испытывают больше трудностей при поиске работы после окончания вуза. Чтобы избежать этого, человеку еще в университете необходимо начинать работать над развитием soft skills. Эксперты Британского психологического общества проанализировали карьерные успехи 432 студентов бакалавриата. Оказалось, что те люди, которые были уверены в своих будущих планах и уже начали претворять их в вузе, больше преуспели в профессиональной самореализации. Также, согласно исследованию ученых Университета Джорджии, более успешными и высокооплачиваемыми специалистами оказывались те выпускники вузов, которые участвовали в различных волонтерских программах, стажировках и других неоплачиваемых проектах. Там они и получали те самые soft skills.
«Научиться можно абсолютно всему. Даже soft skills можно приобрести с помощью краткосрочных образовательных программ, а не только с опытом. Главное, вовремя применять приобретенные навыки на практике», – сказал Александр Альхов.