На международный курс Experimental Interaction Design по проектированию интерактивных цифровых изделий, систем, сред и услуг приехали около 20 студентов из разных стран. Организаторы курса предложили участникам сформировать свою собственную цифровую среду, которая обеспечит новый уровень цифровой грамотности и поможет человечеству решить какую-либо проблему из области здоровья.
В первую неделю обучения учащиеся, разделившись на подгруппы, сначала проанализировали существующие проблемы в сфере здорового образа жизни и определились с темой будущей работы, подтвердив ее актуальность с помощью кратких интервью и социологических опросов. Следующим этапом стал мозговой штурм с целью выбрать лучшее решение, а уже в конце первой недели ученики летней школы демонстрировали бумажный прототип, который протестировали участники программы и кураторы школы. С таким «багажом» студенты отправились в лабораторию для сборки прототипа – на это участникам отводилась лишь одна неделя. Всего за деятельностью участников программы следили три куратора. Куратор лаборатории помогал студентам собирать свои девайсы с нуля.
Оба проекта, в которых приняли участие магистранты Университета ИТМО, связаны с проблемой сидячего образа жизни. Разработка, в создании которой участвовала Анна Ксенофонтова, призвана контролировать положение спины человека, когда он сидит за компьютером. В результате девушка работала над жилетом с 3D-датчиком, который следит за положением спины человека. Вибрирующие моторчики, использованные в девайсе, срабатывают в том случае, если при перемене положения новая позиция доставляет позвоночнику дискомфорт. Сами моторчики вибрируют до тех пор, пока спина не вернется в правильную позицию.
![Анна Ксенофонтова и Анна Филиппова](/news_plugs/7.png)
Помимо жилета, участники проекта разработали еще и прототип приложения, которое производит начальную калибровку жилета под фигуру и физиологические особенности пользователя. В приложении у каждого пользователя есть личный кабинет, где он может отслеживать статистику сидения за разные периоды: здесь выводится информация о том, насколько правильно сидит пользователь в разные временные промежутки, в разной степени усталости или бодрствования. Приложение связано с жилетом и получает от него информацию о положении спины пользователя. Если человек не может занять правильную позицию, жилет продолжает вибрировать, а приложение помогает добиться нужного положения осанки.
В создании жилета участвовали четыре студента – представителя разных стран. Так, Анна на две недели стала коллегой студентам из Бразилии, Эстонии и Южной Кореи. Все участницы связаны с IT-сферой.
«Вторую неделю мы провели в лаборатории, где со своими командами превращали идеи в действующие девайсы. Этап создания Hi-Fi прототипов был для нас новым и очень увлекательным. Во время всего обучения преподаватели читали лекции и курировали наши проекты. И в результате двухнедельной работы у нас был продукт, практически готовый к использованию», – поделилась Анна Ксенофонтова.
![Команда с прототипом, контролирующим положение спины человека](/news_plugs/7.png)
Второй проект, участие в котором приняла Анна Филиппова, охватывает более широкую тему – сидячий образ жизни в целом. По словам студентки, человек проводит в положении сидя много времени не только за компьютером, но и в других местах – например, в общественном транспорте (некоторые тратят на дорогу до работы от 1,5 часов, а когда приезжают на работу, снова садятся за компьютер). Решением разработчиков стал комплекс, состоящий из браслета и чипа. Чип кладется в задний карман брюк/джинсов и измеряет количество времени, проведенного в сидячем положении. Отдельная разработка – браслет, который оповещает пользователя световым и вибро-сигналом о том, что пора встать и прогуляться. Все настройки системы регулируются через приложение, прототип которого также был разработан в лаборатории Таллиннского университета. Пользователь может задать ограниченное время, отведенное под сидение, а также установить продолжительность прогулки или другой активной деятельности в перерывах между сидением. Также приложение предоставляет пользователю индивидуальную статистику за разные периоды времени.
Над реализацией этого проекта трудились студентка из Южной Кореи, студенты из Эстонии и магистрантка Университета ИТМО – Анна Филиппова. Все участники проекта специализируются на работе с интерфейсами.
![Анна Филиппова с прототипом браслета](/news_plugs/6.png)
«Руководители курсов поставили перед собой задачу познакомить нас с полным циклом разработки и посмотрели на процесс с разных сторон. Здесь мы были аналитиками, программистами, дизайнерами. Особенно интересно было за небольшое время перейти от идеи к работающему прототипу», – поделилась Анна Филиппова.
По словам студенток, стартовые наборы из необходимых элементов для сборки девайса у всех команд были идентичные. Однако в ходе проработки своих проектов участники могли попросить у организаторов необходимые конкретно им компоненты. Так, при создании системы из чипа и браслета участники проекта единственными использовали специальный чип, реагирующий на давление, а в стандартный набор входили только микросхемы и вибромоторчики. Программный код участники команд также писали самостоятельно. Уникальной деталью проекта, предотвращающего неправильное сидение за компьютером, стал жилет.
![Участники летней школы Experimental Interaction Design](/news_plugs/6.png)
«Мы благодарны нашей кафедре за предоставление такой замечательной возможности. Курс международный, поэтому нам удалось пообщаться с людьми из других стран и увидеть, как они выполняют ту же самую работу, как их обучают тому, чему учат нас в вузе. Кроме того, мы получили уникальный опыт работы в лаборатории, собирая девайсы своими руками», – поделилась Анна Филиппова.