Информационные технологии с момента своего появления начали проникать в разные сферы человеческой деятельности – в инженерную, медицинскую, транспортную, сельскохозяйственную и многие другие. Вполне логично, что эти же технологии постепенно проникли и в гуманитарную сферу (не путать с образовательной) – в частности, в область гуманитарных научных исследований. Сегодня специалисты этого профиля широко используют цифровые технологии в своих проектах. Чтобы понять масштаб их деятельности, достаточно взглянуть на интерактивную карту «Мировые центры Digital Humanities», из которой понятно, что центры с подобными инициативами разбросаны по всему миру – от западной части Северной Америки до Новой Зеландии.
Что такое Digital Humanities
Российское сообщество Digital Humanities объединяет научные коллективы, которые занимаются исследованиями в гуманитарной области по спектру дисциплин, применяющих цифровые методы и технологии. На сегодняшний день, российское научное сетевое сообщество в области цифровых гуманитарных наук существует два года. Его создание было инициировано Сибирским федеральным университетом (СФУ) – мощной структурой, объединяющей основные вузы Красноярска. Digital Humanities Russia выросло из европейского международного сообщества European Association for Digital Humanities. На официальном сайте сообщества можно найти меморандум и письмо от европейской ассоциации, в котором ее члены подтвердили легитимность российской организации, основанной в СФУ. По словам создателей, миссия проекта – укрепить партнерские отношения в области DH и вместе работать над проектами в сфере цифровых гуманитарных наук в России и за ее пределами. Кроме того, сообщество всегда открыто для новых членов.
Участники сообщества
Как мы уже отметили, сообщество состоит из различных научных коллективов. Одним из ключевых его участников является Московская ассоциация «История и компьютер» (Московский Государственный Университет). Организация выпускает журнал «Историческая информатика», который входит в перечень ВАК. У этой организации, в свою очередь, развита обширная сеть филиалов. Например, в Перми есть Центр цифровой гуманитаристики, члены которой также участвуют в деятельности Digital Humanities. Кроме того, на кафедре исторической информатики МГУ есть образовательные программы для студентов, желающих работать в области цифровых гуманитарных наук. Есть образовательная программа, которая обучает историков, занимающихся информационными технологиями.
Не так давно, Университет ИТМО тоже стал частью большого сообщества Digital Humanities в лице заведующего кафедрой графических технологий Артема Смолина и директора Центра дизайна и мультимедиа Николая Борисова, которые входят в координационный совет DH Russia. Таким образом, Университет ИТМО теперь тоже влияет на развитие масштабного международного сообщества цифровой гуманитаристики.
Чем занимаются в Digital Humanities
В самом профессиональном сообществе сегодня много споров по поводу того, что именно входит в сферу DH. Несмотря на то, что эта область деятельности имеет колоссальный фундамент, она не имеет четкого определения, в результате чего разными специалистами трактуется по-разному. Сегодня специалисты цифровых гуманитарных наук проводят исследования с помощью средств цифровой коммуникации и работают с электронными данными. Они создают компьютерные приложения в литературоведении, лингвистике, культурологии, истории и в междисциплинарных отраслях знаний, развивают цифровое искусство (архитектуру, музыку, театр, цифровые игры в образовании и связанные с ними направления), занимаются созданием, обслуживанием и продвижением ресурсов в цифровых гуманитарных науках. Кроме того, они внедряют цифровые гуманитарные науки в образовательный процесс и открывают новые возможности, решая вопросы и трудности, возникающие при разработке и использовании новых «цифровых» методов работы с текстовыми и визуальными данными.
Среди всех направлений Университет ИТМО занимается научно-исследовательской и практической проблематикой сохранения культурного наследия. Например, не так давно мы рассказывали про то, как сотрудники вуза совместно с учеными Соловецкого музея-заповедника ведут работу над созданием научно-информационного портала, который включает виртуальную трехмерную реконструкцию архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря XVI-XVII веков, а также интерактивную карту и виртуальные экскурсии по историческому комплексу с использованием технологий Видео-360 и Unity 3D. Другими словами, специалисты Университета ИТМО реконструируют утраченные памятники культуры и искусства с помощью компьютерных технологий, создавая уникальный графический продукт используя все доступные современные технологии (виртуальная и дополненная реальность, социальные графы и т.д.). Наиболее распространенные составляющие подобных проектов – виртуальные экскурсии по различным памятникам культуры, причем неважно, в музее вы или в природном заповеднике. Во многих проектах задействованы технологии GPS (сфера туризма наряду с культурой и искусством также входит в DH).
Помимо информационных технологий, в области Digital Humanities используют различные математические исследования. Специалисты ассоциации «История и компьютер» приглашают математиков и просчитывают серьезные вероятностные математические модели разных исторических процессов. Например, высчитывают вероятность миграции какого-либо сообщества из одной местности в другую или вычисляют влияние урожаев в определенный исторический период на развитие конкретного сообщества и так далее. Такая работа строится на симбиозе математики, программирования и исторических исследований.
Как и где взаимодействуют члены сообщества
Чаще всего, профессиональные встречи членов Digital Humanities происходит на различных конференциях. Одна из ведущих конференций для обсуждения проектов – большая конференция «Информационные технологии в гуманитарных науках» в СФУ, которая проходит раз в два года и куда съезжаются специалиста с разных стран. Именно в рамках этой конференции два года назад в Красноярске состоялась презентация сообщества DH Russia.
20 сентября 2017 года в СФУ стартовала вторая международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в гуманитарных науках». В течение трех дней участники слушали лекции ведущих ученых из Швейцарии, Германии, Норвегии, Австралии, Ирландии и со всей России. Лекторы, в свою очередь, рассказали о первых исследованиях в области цифровых гуманитарных наук, относящихся к середине прошлого века, об исследованиях: от социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram до масштабов оцифровки в российских музеях и сетевого анализа романа «Война и мир».
Другая конференция, на которой встречаются члены DHRussia раз в два года, – международная конференция при Московской ассоциации «История и компьютер». Третья масштабная площадка – ежегодная конференция EVA 2017 Saint Petersburg, Electronic Imaging & the Visual Arts, которую проводит в Санкт-Петербурге Университет ИТМО.
Какими проектами занимается DHRussia
В рамках красноярской конференции были презентованы сразу несколько проектов из области цифровой гуманитаристики. Так, был представлен ставший уже популярным мультимедийный проект «1917. Свободная история», который представляет собой имитацию того, как бы выглядели социальные сети, если бы они существовали в 1917 году, а также сопутствующие проекты вне сети Интернет. Здесь можно «фолловить» Ахматову и Цветаеву, «репостить» Корнилова и Деникина, следить за жизнью императорской семьи (до определенного момента) и чувствовать себя участником событий 1917 года.
Специалисты из СФУ представили научному сообществу хрестоматию по цифровым гуманитарным наукам. Хрестоматия – переводной материал, который включает статьи зарубежных экспертов, рекомендуемые для ознакомления с историей возникновения термина «цифровые гуманитарные науки» и перехода к нему от термина «гуманитарная информатика». В хрестоматии предложены различные точки зрения относительно содержания термина и, конечно, обсуждается его значение. Этот ресурс не только для студентов и специалистов, но и для всех, кого интересуют современные методы исследования в гуманитарных и социальных науках.
Российская журналистка, радио- и телеведущая Фекла Толстая – праправнучка Льва Толстого, представила на конференции веб-сервис для расшифровки и электронного представления рукописей «Текстограф». Этот сервис призван автоматизировать работу текстолога в работе над транскрипцией рукописного текста. «Текстограф» позволяет выделять слои правок, составлять их в редакции, сравнивать варианты и визуализировать «карту текста», то есть схематичное представление работы автора над произведением. Работать в этой системе могут не только профессионалы, но и широкий круг пользователей, которые смогут изучать наглядное представление всех этапов работы автора над произведением. Система «Текстограф» способна работать как с прозой, так и с поэзией, как с рукописями, так и с машинописями и печатными источниками. Примечательно, что разработка сервиса велась на основании бумаг Льва Толстого: первые 200 страниц, внесенные в программу, ─ это рукописный фонд романа «Война и мир».
Лев Манович, эксперт по теории новых медиа, представил в рамках конференции книгу The Language of New Media (издательство MIT Press), ставшую основополагающим учебником в этой новой области.
Большой проект «Виртуальная реконструкция московского Страстного монастыря (середина XVII – начало XX вв.): анализ эволюции пространственной инфраструктуры на основе методов 3D-моделирования», которым занимается кафедра исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, был также презентован в рамках красноярской конференции. В данном случае адекватный инструмент для построения виртуальной реконструкции утраченных объектов историко-культурного наследия дают методы и технологии 3D-моделирования, а также технологии дополненной реальности.
В конференции приняли участие два сотрудника Университета ИТМО. Заведующий кафедрой графических технологий Артем Смолин представил проект мультимедийной информационной системы «Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в период наивысшего расцвета (XVI–XVII вв.)». Старший преподаватель кафедры Графических технологий Анна Спиридонова рассказала о своих профессиональных исследованиях в области использования света как медиа в культуре и искусстве.