На стендах выставки были представлены изобретения исследователей из многих российских регионов. За время проведения экспозиции, в течение 12 дней, с интересными разработками ознакомились участники фестиваля – молодежь и студенты из 185 стран.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в качестве наставника пообщался с молодыми изобретателями, ознакомился с представленными экспонатами и обратил внимание на восемь проектов, которые, по его мнению, имеют потенциал коммерциализации. В шорт-лист вошли два проекта университета ИТМО – микроскопы, созданные на базе предприятия «НТ-СПб» при Университете ИТМО (сканирующий зондовый микроскоп NanoTutor и оптический микроскоп, совмещенный со сканирующим зондовым модулем MicProbe). Среди наиболее интересных разработок наряду с микроскопами Университета ИТМО оказались малоразмерный воздушно-реактивный двигатель, беспилотный летательный аппарат-конвертоплан, тренажер «Камаз», биопластический материал ХитоПран, мультифакторная косметика, робот-гибрид для практических навыков хирургии.
Сразу после завершения фестиваля, 25 октября, директор Департамента стратегического планирования и корпоративной политики Минпромторга Алексей Ученов организовал встречу отличившихся участников выставки с председателем Комиссии по поддержке научно-технического творчества детей и молодежи Общественного Совета при Минпромторге России, руководителем фестиваля «ОтВинта!» Виктории Соболевой с руководством структурных подразделений ведомства. На встрече обсудили возможные траектории развития для каждой из выбранных разработок. В обсуждении задач развития разработок приняли участие представители всех структурных подразделений Минпромторга в лице директоров департаментов и их заместителей.
На встрече молодые новаторы детально рассказали о своих разработках, перспективах их дальнейшего развития, а также о проблемах внедрения проектов в реальное производство и их продвижения на российский и международный рынки. В ответ представители Минпромторга России пригласили к сотрудничеству молодых инженеров, обозначив векторы их взаимодействия с конкретными отраслевыми структурными подразделениями. Так, каждый из проектов будет курировать конкретный департамент Минпроторга.
Для того, чтобы обсудить перспективы развития разработок резидента Технопарка Университета ИТМО «НТ-СПб», на встречу в Москву отправились сотрудники кафедры нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО Иван и Михаил Мухины, а также начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Нина Яныкина. Денис Мантуров, в свою очередь, порекомендовал совместно с Министерством образования и науки РФ проработать стратегию введения сканирующих зондовых микроскопов в перечень обязательного технического оснащения в новых школах.
«И для “НТ-СПб”, и для Университета ИТМО это важное событие, потому что нам удалось пройти несколько фильтров. Сначала экспертная комиссия вуза выбрала три главных проекта, которые представили вуз на фестивале, после – лучшие проекты со всей России, и три из них стали проектами Университета ИТМО. Затем из всех 40 были выбраны восемь проектов-финалистов, и снова два из них – проекты Университета ИТМО. Сканирующий зондовый микроскоп NanoTutor и оптический микроскоп, совмещенный со сканирующим зондовым модулем MicProbe», – поделился Иван Мухин.
Предложение о внедрении нового оборудования в систему школьного образования на массовой основе коснулось сразу двух микроскопов, выпускаемых компанией «НТ-СПб». Это значит, что теперь Минпромторг совместно с Минобрнауки России станет прорабатывать вопрос о возможности включения сканирующих зондовых микроскопов, разработанных в Университете ИТМО, в перечень обязательной техники для образовательных организаций. В ближайшее время со стороны Минпромторга будет составлено официальное письмо на имя министра образования и науки Российской Федерации Ольги Васильевой с просьбой рассмотреть возможность внесения сканирующих зондовых микроскопов в перечень приказа Министерства образования и науки РФ 336 от 30 марта 2016 года. Сейчас в списке обязательного оборудования для образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего общего образования нет похожих позиций.
«Фестиваль молодежи и студентов, в частности экспозиция промышленной профориентации Youth Expo “Новые технологии и инновации”, позволили Министерству промышленности и торговли России определить тот пул проектов, развитие которых они берутся курировать. В этот пул проектов попал и Университет ИТМО. Для нас крайне важно, что мы будем лицом молодежного движения, поддерживаемого министерством промышленности и торговли», – объяснил Иван Мухин.
По словам Александра Голубка, профессора Университета ИТМО и генерального директора «НТ-СПб», для образовательных учреждений важен не столько сам микроскоп, сколько тот образовательный контент, который в него вложен. Под каждый прибор разработан учебно-методический комплекс, который состоит из двух основных блоков. Учебное пособие рассказывает, как устроен прибор, какова его физика, а также содержит набор простых лабораторных работ, которые позволят школьнику освоить оборудование и начать на нем работу. Вторая книга – описание исследовательских междисциплинарных проектов (инженерных и научных), которые позволяют реализовать школьную и студенческую проектную деятельность на базе этого оборудования. В проектной деятельности может принять участие команда из учеников, у которых развиты разные компетенции. Так, например, команда может состоять из физика, химика, биолога, программиста и экономиста. В течение полугода школьники могут работать над проектом, используя сканирующие зондовые микроскопы, после чего отправиться со своими наработками и идеями, например, в «Сириус», на олимпиаду НТИ или в «Кванториум». Использование нового оборудования в школах нацелено на междисциплинарную проектную деятельность. Несмотря на то, что осуществление такой деятельности прописано во многих документах, сегодня проектная деятельность чаще осуществляется в рамках одной конкретной дисциплины.
«Проектная деятельность в школе постулирована, вопрос в том, насколько она реализовывается, и насколько сами учителя к этому готовы? Сейчас в рамках “Кванториума” 5 ноября к нам приезжает группа региональных наставников, которых мы будем обучать ведению исследовательских и инженерных проектов по нанотехнологиям. Работая с ними, мы узнаем, что происходит в регионах и насколько они готовы к проектной деятельности. Надо понимать, что нанотехнологии – очень хорошая область для междисциплинарных проектов, потому что она пользуется инструментами разных дисциплин. Так или иначе, сплетаются физика, химия, биология, информатика и другие направления. Это плодородное поле, где следует искать и развивать интересные проекты», – поделился Михаил Мухин.
Однако возможность внедрения разработок Университета ИТМО не ограничивается приказом Министерства образования и науки РФ № 336. Так, микроскопами заинтересовался Департамент электронной промышленности, поэтому у разработчиков появилась возможность быть отмеченными и в приказе Министерства образования и науки РФ № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». В этом документе речь идет о возможности коммерциализации вузовских разработок производственными компаниями. Именно приказ № 218 позволяет вузу получить финансирование для того, чтобы в дальнейшем развернуть выпуск разработки на массовой основе.
Надо заметить, не только министру и чиновникам понравились экспонаты, выставленные Университетом ИТМО. По словам аспирантов кафедры нанофотоники и метаматериалов Уиверситета ИТМО Стаса Лукашенко и Филиппа Комиссаренко, которые приняли участие в работе выставки на стендах Университета ИТМО, возможностями микроскопов заинтересовались многие гости выставки, среди которых были дети, подростки и взрослые; представители иностранных вузов и известные многомиллионной аудитории лица. Так, разработкой заинтересовалась популярная тележурналистка Елена Ханга. За время проведения экспозиции разработчикам оборудования удалось накопить порядка 20 новых контактов лиц и организаций, заинтересованных в приобретении разработок.
Отметим, что сканирующий зондовый микроскоп NanoTutor резидента Технопарка Университета ИТМО «НТ-СПб» уже установлен в 18 школах Санкт-Петербурга, нескольких региональных Кванториумах, а их педагоги прошли специальное обучение на базе Университета ИТМО, чтобы правильно организовать работу учеников с комплексом. Также такие нанотехнологические комплексы установлены в двух вузах Италии.
Напомним, что наряду с СЗМ-микроскопами на выставке от лаборатории SCAMT Университета ИТМО выступали работники по направлению струйной печати материалов. Представленный на стенде прибор наглядно продемонстрировал технологию в действии, а представители лаборатории в подробностях рассказали о своих разработках и возможностях (наночернила для струйной печати, позволяющие делать светящиеся голограммы и защищать документы). Благодаря фестивалю и организованной площадке Минпромторга разработчикам удалось поделиться своими достижениями с гостями площадки, ознакомить российских, а также зарубежных работников научной сферы с технологией струйной печати материалов, обзавестись контактами как в России, так и за рубежом. Посетивший выставку Денис Мантуров отметил, что необходимо и дальше продолжать развитие разработку голографических покрытий, направленную на борьбу с фальсификатом.