Расскажите, как сейчас устроена работа в известных IT-компаниях типа Kaspersky Lab? Как проходит ваш рабочий день?
У нас нет жесткого графика, мы, можно сказать, предоставлены сами себе. Никто не будет контролировать, во сколько ты пришел и ушел, самое главное – это результат. Он зависит от ответственности самих сотрудников. Конечно, есть фиксированное время, когда тебе желательно быть в офисе, потому что в этот период наиболее вероятны какие-либо срочные запросы от коллег или партнеров. Каждое утро мы проводим планерку, на которой распределяем задачи на текущий день. У меня сейчас есть команда из двух человек, они джуниоры (начинающие специалисты), поэтому на мне также частично лежат обязанности менеджера, хотя мои основные задачи связаны с тестированием систем. Полностью переходить в руководящую должность у меня интереса нет.
Почему сейчас не очень хочется быть только руководителем? Это не так интересно, как заниматься разработкой?
Поначалу вместе со мной работали четыре человека. Это вышло неожиданно. У нас просто была небольшая реструктуризация, которая заключалась в том, чтобы люди, которые работают над одними и теми же задачами, находились в одном офисе, а не были разбросаны по нескольким городам. И вот меня и мою команду выделили в отдел нефункционального тестирования, а начальник просто попросил меня взять роль руководителя. Первое время, когда ты несешь ответственность за всех, ты не распределяешь задачи между коллегами, а пытаешься все делать сам. Это было достаточно тяжело, у меня было как физическое, так и эмоциональное истощение, бывало, засиживался в офисе до двух-трех ночи.
Со временем у меня стало получаться распределять задачи в команде, и сейчас на менеджерские обязанности уходит примерно одна пятая времени. Остальное время я уделяю разработке, это интересно, это не позволяет работе превращаться в рутину.
Когда джуниор в Kaspersky Lab приобретает более высокий статус? Какие навыки он должен развить для этого? Как долго вы были джуниором?
С джуниора до мидла я дорос где-то за полгода, а до позиции “старшего” я добрался еще где-то за два года. Самое главное отличие совсем начинающего сотрудника от более продвинутого – это то, что второму не нужен контроль. Он сам может принимать решения о том, какие методы работы использовать. Ему не нужно раскладывать работу по кусочкам, указывая, что для получения результата ему нужно выполнить те, те и те действия. Он знает, с кем контактировать, кому звонить, если нужно решить какой-то вопрос с коллегами.
По вашему опыту, какие недостатки есть у большинства молодых специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь в IT?
В плане каких-то технических навыков проблем у начинающих специалистов, как правило, нет. Сложности возникают скорее с тем, как правильно распределять свое время. Также многие начинающие сотрудники порой боятся проявить инициативу, взять на себя ответственность, попросить помощи у коллег. Например, бывает, что джуниор начинает делать какую-то работу с утра, у него что-то не получается, и он бьется над этой проблемой до вечера. А на деле оказывается, что ее можно было решить за 10 минут, просто обратившись за помощью к начальнику или к коллегам из другого отдела.
Или другой пример: джуниоры часто боятся почему-то звонить по телефону, чтобы выяснить какой-то вопрос. Да, электронная почта – тоже выход из ситуации, однако быстрее и проще сделать минутный звонок, чем ждать ответа на письмо полдня. Однако постепенно такие коммуникационные навыки приобретаются. Также у нас, в Kaspersky Lab, иногда проводятся тренинги по тайм-менеджменту, работе в команде.
Как проходит взаимодействие с внешними заказчиками?
В моей команде мы непосредственно с внешними заказчиками не контактируем. Мы кооперируем с другими командами разработчиков в компании. Моя команда занимается автоматизированным тестированием продуктов Kaspersky Lab. К нам, например, приходит новая версия продукта, и мы смотрим, где в ней есть критические уязвимости согласно требованиям безопасности продукта.
Как вы думаете, какие тренды захватят будущее в области IT? К чему готовиться нынешним студентам?
В моей области работа сейчас все больше и больше переходит в область автоматизированного тестирования. Это удобно, потому что можно написать много тестов, которые смогут проверять системы хоть каждый день и быстро, и для этого не нужно будет нанимать большой штаб тестировщиков. К тому же, никто не отменяет человеческий фактор.
Получается, разработчиков заменят их же творения? Это тоже тренд, о котором постепенно начинают говорить.
Не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. К тому же ведь нужно, чтобы кто-то писал эти алгоритмы автоматизированного тестирования, например. Да, возможно, когда-нибудь сами программы и нейросети будут разрабатывать другие программы, но это еще очень далекое будущее. Кроме того, мне кажется, ни одна машина не заменит человека в общении с заказчиком продукта в сфере IT. Не могу представить, как какая-нибудь нейросеть будет общаться с человеком и выяснять, какое программное обеспечение ему нужно.
А что если удастся внедрить понятную заказчикам систему, с помощью которой они смогут представлять свои требования к ПО схематично?
На самом деле это проблема программистов, если они не смогли понять заказчиков и из-за этого приходится по несколько раз переписывать алгоритм программы. Кроме того, чтобы получился хороший продукт, мало одного программиста: должны быть также дизайнеры, аналитики. Ведь ту же самую схему программист может понять не так, как заказчик видит конечный продукт, поэтому здесь в любом случае требуется плотное взаимодействие разработчиков и клиента.
А вы как-то обновляете свои знания в профессиональной области?
Да, я стараюсь изучать что-то новое, например, недавно начал изучать язык программирования Kotlin. Как сказали в JetBrains, они взяли для этого языка все лучшее из Java и С#. Хотя и говорят, что надо быть профессионалом в одной области, но зацикливаться на одной какой-то узкой методике нельзя, потому что никто не знает, что произойдет в будущем, нужно стараться быть готовым ко всему. По работе мы в команде нечасто используем какие-то новые или необычные методики или программные средства.
Скорее мы создаем внутреннюю инфраструктуру для более стабильной работы, чтобы гарантированно получить результаты к определенному времени. То есть, если мы в инфраструктуре находим баг, то гораздо проще его решить, если эта самая инфраструктура разработана внутри компании под конкретные нужды, а не универсальное ПО со стороны.
Были ли на вашем профессиональном пути моменты, которые определили, чем вы будете заниматься?
Пожалуй, таким моментом можно назвать производственную практику на третьем курсе бакалавриата. Я обучался на кафедре прикладной математики. Для прохождения практики нам предложили несколько компаний, я выбрал компанию «Аркадия». Там сначала была учебно-ознакомительная практика, а потом я стал решать и некоторые реальные задачи на уровне работающего специалиста. Конечно, так как мы практиковались всего месяц, к нам не предъявляли таких же требований, как и к постоянным сотрудникам.
Однако именно там я понял, что такое тестирование продукта и, что очень важно, как вообще работается в коллективе IT-шников. Там я увидел, что это не какие-то замкнутые в себе работники, которые сидят целый день перед экранами компьютеров, а веселые и общительные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью и которые при этом никогда в помощи не откажут.
Вы участвовали в олимпиадах? Полезны ли они амбициозным и талантливым ребятам, например, та же всероссийская олимпиада «Я – профессионал», на которую уже зарегистрировались свыше 50 тысяч человек по всей стране?
Именно благодаря олимпиаде я поступил в Университет ИТМО. Я окончил старшую школу в селе Шангалы Архангельской области. Я благодарен своей учительнице по физике, которая буквально «пнула» нас участвовать в этой олимпиаде, тогда она называлась «BARSIC». А сначала никто из нас не хотел участвовать, потому что были сомнения в собственных силах, ведь это был Всероссийский конкурс, а мы были обычными школьниками, что называется, из глубинки. Но я прошел первые два тура, которые мы писали в своей школе, потом приехал за очный, заключительный тур в Университет ИТМО в Санкт-Петербург и поступил!
Я уже перед школьными экзаменами знал, что получил высший балл по физике и поэтому особо даже не напрягался, сдавая этот предмет. Поэтому да, участие в олимпиадах может действительно круто повернуть твою жизнь к лучшему. Правда, больше ни в каких других олимпиадах или конкурсах я не участвовал.
Как вы попали в Kaspersky Lab?
На самом деле ничего сверхъестественного не было. Я просто создал резюме на рекрутинговом сайте, откликнулся на вакансию, прошел собеседование по телефону, которое длилось полтора часа. При этом я проходил собеседование прямо в рабочее время своей тогдашней работы и, как мне показалось, собеседование я полностью завалил. Однако мне предложили должность. То есть это было, можно сказать, дело случая: я просто попробовал – и получилось. Хотя все думают, что попасть в такие компании, как Kaspersky Lab, очень сложно. При этом я начал работать там на первом курсе магистратуры и мне удавалось совмещать учебу с работой. У меня был очень адекватный и понимающий начальник, для него главным был результат моей работы, а не то, сколько времени я провожу в офисе. Я смог доучиться, защитить диплом.
Почему вы решили поменять работу? И что в Kaspersky Lab удивило больше всего, что заставляет вас продолжать работать там?
На той работе, что у меня была до Kaspersky Lab, я также занимался тестированием. Но, проработав там год, я начал понимать, что выполняю однообразные задачи и что возможностей развиваться у меня не очень много. Поэтому я стал искать новые возможности. Когда я пришел в Kaspersky Lab, наиболее резко выделяющимся было то, что все обращались друг к другу на «ты». И это было тяжело сначала, я даже как-то старался избегать этого местоимения при общении с начальством, например. Потом, конечно, привык, и сейчас даже не представляю, как можно работать в другой обстановке.
В Kaspersky Lab я сразу начал выполнять много разнообразных задач, здесь очень быстро меняется рабочая обстановка: нужно писать тесты, фреймворки, разрабатывать новые виды тестирования, встраивать их в работу с реальными машинами, то есть полностью выстраивать инфраструктуру. Кроме того, в компании есть такая практика: если человек уже долгое время работает в одной области и большая часть задач становится для него рутиной, он может попросить перевести его в другой отдел, чтобы там развивать новые навыки. Благодаря этому, в том числе, сотрудники задерживаются в Kaspersky Lab надолго, потому что могут проявить себя в разных сферах.
Также в компании очень развита корпоративная культура. Дважды в год, например, у нас устраивают корпоративы в Москве, на которые съезжаются сотрудники со всех подразделений. Сначала ты приходишь в офис, обговариваешь какие-то рабочие вопросы, а потом уже, по ситуации, можешь отдохнуть. Например, когда я впервые приехал на такой корпоратив, мой начальник спросил, как давно я не был в Москве. Я сказал, что как-то был, давно. И меня просто отпустили на целый день «пойти посмотреть город».
То есть ощущения «винтика» в корпоративной системе у вас нет?
Здесь надо смотреть, что подразумевается под словом «винтик». Конечно, в какой-то степени все мы – винтики большого механизма. Например, если я ухожу в отпуск, то некоторые процессы в отделах компании тормозятся, на электронной почте скапливаются непросмотренные письма, с которыми нужно оперативно разбираться после отдыха. Есть некоторые задачи, которые могут решить лишь три-четыре человека из коллектива в 40 человек. У меня тоже есть такие задачи, которые могу оперативно решить только я и еще пара человек. Но ведь тогда, получается, чувствуется и значимость твоей работы, что ты не просто выполняешь какие-то обязанности, которые может сделать и любой другой человек, но что у тебя есть уникальные навыки, от которых много людей получают какие-то бонусы, какую-то пользу.
Часто говорят: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени свое отношение к ней». А вы согласны в этой мудростью?
Я думаю, что я склонен менять ситуацию, а не отношение. Ведь если бы я не решился сменить работу перед тем, как попасть в Kaspersky Lab, а просто бы смирился с тем, что у меня было, то, возможно, у меня бы вообще отбило интерес к той сфере деятельности, в которой я работаю. И эта философия «менять ситуацию», я думаю, свойственна и Kaspersky Lab, ведь не зря сотрудники могут там переходить в разные отделы, пробовать реализовать себя в разных областях. То же самое и с той олимпиадой «BARSIC». Ведь мы могли просто принять ситуацию, но мы попытались что-то изменить, и это оказалось к лучшему. Поэтому, я думаю, мириться с ситуацией, если она тебя не устраивает, не стоит никогда.
Еще один реальный шанс обратить на себя внимание крупнейших российских IT-компаний – первая всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал». Ее участники смогут проверить свои силы по 27 направлениям, например, в «Компьютерных и информационных науках», «Информационной безопасности» и «Фотонике», куратором которых выступает Университет ИТМО. Победители и призеры получат возможность без экзаменов поступить в магистратуру и аспирантуру лучших вузов страны, а также получить денежные премии, пройти стажировки в компаниях-лидерах российской экономики, а также попасть в национальную базу «Молодые профессионалы», доступную рекрутерам крупнейших компаний. Принять участие может студент абсолютно из любого региона страны. К слову, только за первую неделю на олимпиаду зарегистрировались участники из 550 населенных пунктов. Узнать больше о возможностях и зарегистрироваться на олимпиаду можно на официальном сайте. Обратите внимание: регистрация продлится до начала декабря!