Путь к успеху среднестатистического разработчика компьютерных игр сегодня разделяется на две траектории. Специалисты в сфере высшего образования видят его следующим образом: абитуриент поступает в вуз, учится, выпускается, поступает на работу в крупную компанию и начинает реализовываться и зарабатывать деньги. Однако, чтобы попасть в крупную компанию, выпускнику нужно проделать определенный профессиональный путь, чтобы получить опыт, необходимый для работодателя. Сам студент видит путь к успеху несколько иначе: он поступают в вуз, но у него возникает гениальная идея разрабатывать игры, и он пытается обучиться необходимым навыкам самостоятельно, потому что учится на несвязанной с игровой деятельностью специальности, чтобы просто получить диплом. По ходу обучения студент сам получает навыки разработки игр, находит соратников, совершает ошибки, но все равно разрабатывает. Именно так видится путь к реализации своего потенциала тому, кто идет учиться.
И получается, что индустрия игр ждет, что события будут развиваться по классической траектории (поступил – выучился – на выходе дипломированный специалист в области геймдева), но люди, которые хотят работать в индустрии, чаще всего предпочитают путь мытарств, страданий и достижения успеха со своим собственным проектом и приобретенными самостоятельно навыками. Остается следующий вопрос: если индустрия ждет специалистов, которые получили соответствующее образование в вузах, какое образование получать разработчикам игр, чтобы избежать терний самообразования?
Где учат на разработчиков игр и что с этой сферой в России?
Индустрия разработки игр в России стала восприниматься всерьез буквально недавно. То есть последние два-три года она воспринимается как бизнес и место для работы. В этом смысле в Америке индустрия игр уже считается устоявшейся на рынке, потому что там эта сфера уже достаточно давно воспринимается именно как индустрия, потребитель кадров. Подготовка кадров там также имеет системный уровень: в университетах и колледжах есть специальные программы бакалавриата и магистратуры. Есть ведущие вузы, которые учат конкретных специалистов, ведь специалистов для игровой индустрии нужно очень много, причем довольно разноплановых: это и художники, и сценаристы, и программисты разного уровня, и геймдизайнеры, специалисты в области data science, которые занимаются сбором данных с онлайн-игр. Американская образовательная система в области геймдев представлена не только уровне университетов, но и на уровне школ дополнительного образования, куда люди приходят обучиться конкретному ремеслу.
В Европе самое качественное геймдев-образование можно получить в Финляндии и Великобритании – в обеих странах эта индустрия развивается. Самый близкий к нам вариант – Финляндия, страна былого господства компании Nokia, выпустившей одну из первых мобильных игровых платформ. Именно для разработки контента под эту игровую платформу в Финляндии стали развивать студии для разработки игр, а вслед за ними потянулось и развитие образования в этой области (подробнее здесь). Сейчас в Финляндии примерно в 20 вузах страны готовят специалистов в области разработки игр, а в одном из университетов реализуются образовательные программы для управленцев — топ-менеджеров компаний-разработчиков игр (например, Metropolia University of Applied Sciences). Именно здесь базируются лидеры игрового рынка. Такое бурное развитие игровой индустрии в Финляндии – наследие тех времен, когда на мобильном рынке господствовала Nokia, развивая эту область. Сейчас в Финляндии базируется крупное международное сообщество геймразработчиков.
В Великобритании не было такого толчка, повлиявшего на развитие индустрии, однако в этой стране изначально было много IT-компаний, которые разрабатывали игры. Образовательная система Великобритании – ориентир для всего мирового образования, она постоянно развивается, охватывая все перспективные области знания. В Великобритании тоже есть ассоциация, которая объединяет британские игровые студии (британская ассоциация видеоигр TIGA). Отличие этой ассоциации в том, что у нее есть аккредитация, позволяющая контролировать уровень и качество образования специалистов в области гейм девелопмента. Ассоциация выдает аккредитации образовательным программам и обеспечивает своих выпускников соответствующей работой.
В России ситуация с высшим образованием в области геймдев несколько плачевнее. На момент весны 2017 года по всей стране насчитывалось четыре города, в вузах которых можно получить диплом о высшем образовании в этой сфере. В Москве можно пойти в Московский политех (бакалавриат) и в ВШЭ (бакалавриат, магистратура, курсы), в Санкт-Петербурге – в Университет ИТМО (магистратура), в Калининграде – в БФУ им. И.Канта (магистратура), в Челябинске – в Южноуральский государственный университет (магистратура) и во Владивостоке – в ДВФУ (с 2018 года – магистратура). Как мы видим, сетью профильных программ покрыта вся страна, однако, как правило, в этих местах есть своя специфика. Так, в БФУ им. И. Канта есть магистерская программа на направлении «Лингвистика» – там учат локализаторов игр, а не разработчиков. В Челябинске образование застрагивает информационные системы, то есть геймдев широкого круга. Также видно, что в основном все вузы готовят магистров, в то время как бакалавриат – начальный уровень подготовки, есть только в Москве. В этом кроется отдельная проблема, потому что бакалавриат – это тот уровень образования, когда студент еще не сконцентрирован на определенных областях. Именно на таких работников существует основной запрос в индустрии. С советских времен между образованием и бизнесом в России пролегает пропасть. В советское время вместо бизнеса господствовал госзаказ, поэтому вузы готовили выпускников для государственной индустрии, понимая, какие специалисты нужны. Бизнес же занят зарабатыванием денег, поэтому зачастую до взаимоотношений в вузами ему нет дела. Именно поэтому у вузов нет четких ориентиров, в каких конкретно специалистах нуждается индустрия. Поэтому для работы лучше всего подходят бакалавры, еще не ушедшие по какой-то более узкой профессиональной дороге, считает Андрей Карсаков.
Помимо высшего образования, в России есть профильное образование в виде курсов, предоставляющих обучение конкретным специальностям, куда люди приходят и учатся ремеслу. Такой школой является известная московская школа Scream School.
В 2015 году в Университете ИТМО запустили работу сообщества Game Crunch, в котором любой может найти единомышленников в любых аспектах игр: от их создания (будь то она настольная или компьютерная) до непосредственно игрового процесса, и акселератор GameCore. Последний принимает студентов любых вузов, которые хотят разрабатывать игры.
Также с этого года кафедра высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО запустила магистерскую программу «Технологии разработки компьютерных игр», которая ориентирована на подготовку специалистов в области информационных технологий. Эти специалисты смогут эффективно применять методы математического моделирования, технологии компьютерной графики, человеко-компьютерного взаимодействия, а также сетевые и звуковые технологии в мультидисциплинарной среде к задачам разработки компьютерных игр.