Алексей Слобожанюк, Австралийский национальный университет
Аспирантура – неотъемлемая часть обучения, если хочешь стать ученым и заниматься научной деятельностью. Именно она становится тем рубежом, пройдя который обычный человек становится ученым. После магистратуры я хотел расширить кругозор, и моей целью стала аспирантура по совместной образовательной программе с Австралийским научным университетом – ведущим международным центром в той области физики, которой я занимался. Именно поэтому с моим научным руководителем в Университете ИТМО Павлом Беловым мы решили, что было бы логично отправиться в Австралию к соруководителю Центра нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО и по совместительству профессору Австралийского национального университета Юрию Кившарю. Будучи в бакалавриате и магистратуре Университета ИТМО, я уже получил определенный научный опыт, однако, чтобы научный багаж знаний был максимально полным, он должен быть международным, поэтому я принял решение отправиться за границу в другую научную группу. Для меня было важно увидеть и понять, как занимаются наукой в другой стране, и привести этот опыт обратно.
В бакалавриате я учился на кафедре фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО, на этой кафедре со второго курса я работал в лаборатории метаматериалов под руководством Павла Белова. Он был моим научным руководителем в бакалаврской и магистерской ВКР. Когда я поступал в аспирантуру, между моим научным руководителем в Университете ИТМО уже была договоренность с научным руководителем из Австралии, что я поеду туда в аспирантуру. Мне предстояло пройти несколько вступительных этапов, например, сдать вступительные экзамены, найти стипендию, которая покрыла бы мое обучение и проживание, и самое главное – сдача IELTS. Я поступал в аспирантуру Австралии сразу после бакалавриата в Университете ИТМО, не окончив магистратуру в России, – так можно сделать в вузах Австралии и Великобритании. Единственное условие при таком поступлении: у студента должен быть накоплен научный задел, который формируется в студенческом резюме. Если у тебя есть рекомендации от известных ученых, это будет значительным бонусом. Мне удалось получить рекомендации, и после первого семестра первого курса магистратуры я получил письмо о зачислении в аспирантуру Австралийского национального университета.
Процесс поступления в аспирантуру немного затянулся. Я доучился второй семестр магистратуры в России и летом отправился в Австралию. Вернуться в Россию удалось уже осенью, тогда же я договорился с преподавателями, что завершу второй курс магистратуры удаленно. Второй курс магистратуры – последний, на нем занимаются научной деятельностью, поэтому у меня проблем не возникло, ведь в Австралии я занимался исследованием и писал диплом.
Моя аспирантская программа длилась с июня 2014 по декабрь 2017 года. Примерно 60% времени я провел в Австралии, 40% – в России. Я периодически возвращался в Университет ИТМО – здесь я провел большую часть экспериментов, которые вошли в диссертацию. В обоих вузах я делал значительную часть работы. Когда диссертация была готова, ее отправили трем независимым международным специалистам по этой тематике, они читали работу и дали свои комментарии. При совместной образовательной программе между вузами подписывается договор, в которой обеими сторонами оговаривается место защиты диплома и язык защиты. В моем случае этим местом стала Австралия. В России я только представлял работу на заседаниях кафедры и в рамках нескольких конференций.
Диссертация, над которой я работал, состоит из двух направлений, но и в России, и в Австралии я работал над обоими направлениями. Диссертация посвящена управлению ближними электромагнитными полями при помощи новых искусственных структур метаматериалов. Эти структуры позволяют контролируемым образом управлять электромагнитными полями на субволновом уровне – масштабе намного меньшем, чем длина волны. Это позволяет сделать новые устройства – например, часть моих работ посвящена новому направлению в топологической фотонике, в рамках которой разрабатываются уникальные волноводы, позволяющие управлять распространением света без потерь, вызванных поглощением и рассеиванием на дефектах. Вторая часть работы посвящена созданию устройств для улучшения характеристик магнитно-резонансной томографии. В данном случае мы также используем новые структуры, то есть управляем ближнем полем для того, чтобы улучшить пространственное разрешение МР-изображений и ускорить процесс без потери качества. Данные исследования заложили фундамент инновационной платформы, позволяющей развивать в России персонализированную медицину и высокоэффективное диагностическое оборудование
Могу сказать, что в случае длительного пребывания и работы за рубежом в ведущих вузах (например, в рамках получения степени PhD) человек становится более востребованным специалистом. Для любого человека, занимающегося наукой, уехать за рубеж – это очень важный этап научной карьеры, потому что в этот момент он получает новые знания и бесценный опыт. В нашей стране наука развивается уже очень давно, но ее стабильное финансирование наладилось лишь в последние несколько лет. В то же время за рубежом наука стабильно финансируется на протяжении более 50 лет, поэтому там сформировалась совершенно иная среда, зачастую более благоприятная, для проведения научной работы. Поэтому любые стажировки, совместные образовательные программы – это грандиозная возможность соприкоснуться с опытом другой системы и привнести в свою страну лучшие ее стороны. Особенно если это опыт лучших университетов мира и лидирующих научных групп.
Ваник Шахназарян, Университет Исландии
Решение заниматься физикой я принял на третьем курсе бакалавриата. В то время я учился на физико-техническом факультете Российско-Армянского университета по специальности «Микроэлектроника». За время обучения я заметил, что меня гораздо больше привлекает изучение научной основы явлений, происходящих в различных полупроводниковых структурах, чем их применение в микроэлектронных приборах. Так как в силу ряда объективных и субъективных причин уровень научных исследований в западных странах существенно превосходил таковой на постсоветском пространстве, я изначально ориентировался на зарубежную аспирантуру.
В моем случае вышло так, что совместная образовательная программа между вузами была заключена уже во время моего обучения за границей. Изначально у меня была аспирантура в Университете Исландии, которая впоследствии преобразовалась в совместную образовательную программу с Университетом ИТМО. А именно, к началу второго года моего обучения за границей моему научному руководителю Ивану Шелых предложили возглавить международную научную лабораторию на базе кафедры нанофотоники и метаматериалов. Именно поэтому я получил предложение и возможность совместить аспирантуру в обоих заведениях, так как это позволяло мне теснее интегрироваться в российское научное сообщество и существенно облегчало потенциальное продолжение моей научной деятельности в России.
В Университете Исландии я работал с 2014 по 2017 годы. Я занимался изучением оптических и электронных свойств низкоразмерных полупроводниковых структур, находящихся в режиме сильной связи с электромагнитным излучением. Сегодня это направление является активно развивающейся междисциплинарной областью физики, которая имеет широкий потенциал применения в оптоэлектронных приборах нового поколения.
Научно-исследовательская работа в Исландии выгодно отличается меньшей степенью бюрократизации, менее формальным подходом к работе (и к обучению) аспирантов и других научных сотрудников. В качестве примера можно привести тот факт, что аспиранта не нагружают изучением дисциплин, имеющих весьма отдаленную связь с его деятельностью, таких как философия, психология, библиография и прочее. В результате удается посвящать существенно больше времени и сил научной работе, что, очевидно, позитивно отражается на качестве и количестве научных результатов. Также очень удобно, что финансирование для поездок на конференции и прочих целей выделяется максимально оперативно.
В моем случае защита состоялась в Исландии, после чего диплом был верифицирован в России. На мой взгляд, процесс защиты в Исландии проходит существенно легче по сравнению с Россией. В сущности, решающим является слово ученого совета факультета, в который входят профессора факультета, включая моего научного руководителя, которые рекомендуют аспиранта к защите, исходя из сугубо научных показателей обучающегося. Кроме того, научный руководитель также предлагает кандидатуры оппонентов защиты, которые утверждаются ученым советом университета после проверки на предмет наличия совместной научной деятельности. Сам процесс защиты проходит публично и включает доклад кандидата и дискуссию с оппонентами.
Я считаю, что при возможности однозначно следует стать участником совместной образовательной программы. Помимо всего уже перечисленного мной, это еще отличная возможность открыть для себя новую страну и приобщиться к иной культуре, приобрести массу новых друзей и полезные научные связи. Участие в совместной образовательной программе будет увлекательнейшим приключением, жалеть о котором точно не придется!
Сергей Косульников, Университета Аалто в Финляндии
Завершая обучение в магистратуре в 2013 году, я понимал две вещи: первая – то чему я учился, мне нравилось, вторая – в том, чему учился, я еще недостаточно хорошо разбираюсь. Но, как хорошо известно, учиться можно бесконечно, тем более, занимаясь научной деятельностью. Не стану утверждать, что в тот момент я видел себя как эффективного научного работника после окончания аспирантуры. Более того, даже сейчас будущее для меня еще недостаточно ясно. Тем не менее, я очень рад полученному опыту обучения в зарубежном вузе. Я всегда ощущал связь с моим родным Университетом ИТМО, которому благодарен за оказанную поддержку и помощь.
В 2013 году я окончил одну из ведущих и самых успешных кафедр Университета ИТМО – кафедру фотоники и оптоинформатики. Но с 2008 года, еще будучи бакалавром, я занимался научной работой под руководством заведующего молодой и весьма перспективной лаборатории «Метаматериалы» Павла Белова. Именно он предложил мне пройти обучение по совместной программе в зарубежном университете. Кроме того, научным руководителем со стороны Университета Аалто в Финляндии выступал Константин Симовский, который в свое время был научным руководителем Павла Белова в Университете ИТМО, поэтому все были уверены в самом высоком уровне обучения, которое мне предстояло пройти в Финляндии. Перед самым отъездом произошли большие изменения в тех структурах, к которым я относился как аспирант. Лаборатория переросла в полноценный факультет с множеством подразделений и новых людей, куда и я был переведен. Тем не менее, я с радостью вспоминаю о времени обучения на факультете фотоники и оптоинформатики Сергея Козлова. Состав нового коллектива стал более многочисленным. Во время аспирантуры я несколько раз приезжал для того, чтобы рассказать о своих достижениях и даже поучаствовал в «стратегической сессии» нового физико-технического факультета, где делился идеями и опытом, полученным в Университете Аалто, для создания более эффективной и комфортной организации рабочего процесса. В каждый из таких приездов в Университет ИТМО я встречал новых людей, узнавал о нововведениях и изменениях в работе петербургского коллектива. Таким образом, процесс моего обучения как аспиранта в Университете ИТМО шел в соответствии с его глобальными преобразованиями. Получилось, что я начинал как аспирант факультета фотоники и оптоинформатики, но оканчиваю обучение как аспирант физико-технического факультета.
Я обучался в Университете Аалто в Финляндии. Территориально вуз находится в столичном регионе – городе Эспоо, в непосредственной близости к Хельсинки. Научная группа, в которой я числился, курируется двумя профессорами – Сергеем Третьяковым и Константином Симовским. Срок обучения в аспирантуре составляет 4 года, но в определенных случаях он может быть продлен. В моем случае дело обстояло иначе, так как в аспирантуру Университета ИТМО я поступал в 2013 году. Это был последний поток, обучающийся по старому закону об образовании: мне необходимо было закончить обучение до конца 2017 года в обоих университетах. Таким образом, я находился в Финляндии в статусе аспиранта 3,5 года – с июня 2014 года до декабря 2017 года. Еще до переезда, в декабре 2013, я приезжал в Финляндию, чтобы познакомиться с научной группой, с которой мне предстояло работать. Там же Константин Симовский сформулировал направление и первые задачи, над которыми я работал впоследствии. Тема моей диссертации – «Среды из проводов для широкополосного усиления излучения и передачи энергии» – изначально была предложена для изучения эффектов усиления теплового излучения, впоследствии была в большей степени сфокусирована на фундаментальных эффектах преобразования электромагнитных волн в метаматериале на основе среды из проводов. Метаматериалы – одно из направлений исследований в обоих коллективах Аалто и Университета ИТМО, между которыми ведется активное научное сотрудничество. Результаты, полученные в ходе моей научной работы, имеют шансы на применение в устройствах, где присутствует острая необходимость в сверхбыстром эффекте радиационного отвода тепловой энергии (например, нанолазеры) и многих других, схожих по принципу работы приложениях. Помимо основного направления исследования, результаты которого и послужили базисом моей диссертации, я был включен в различные дополнительные проекты в обеих научных группах, работал с другими аспирантами и студентами. Основным отличием между стилем работы и обучения в Финляндии и России я бы назвал разницу в планировании: то есть в целом в Финляндии результат кажется лучше, потому что обычно возможности и время оцениваются адекватнее. Но в целом я не ощутил большой разницы после переезда, в том числе и благодаря большой составляющей русскоговорящих коллег и плотным общением с моей группой в Университете ИТМО.
Я защищал диссертацию в Университете Аалто. После получения диплома я обязан предоставить его в Университет ИТМО для начала процедуры признания диплома на территории России. После того, как диссертация была написана, она должна была пройти два этапа рецензирования – вначале ее должен был одобрить Doctoral Committee непосредственно в Аалто, затем она была отправлена на рецензию двум независимым экспертам в изучаемой области (в моем случае это были два профессора – из Бельгии и Великобритании). После получения положительных рецензий Doctoral Committee утверждает одного или двух оппонентов, которые обычно предлагаются научным руководителем и назначает дату публичной защиты. В целом временной промежуток от начала написания диссертации, основанной на опубликованных научных статьях, до момента самой защиты занимает от полугода до года, в то время как написание самого текста может занимать достаточно небольшое время. Процесс самой защиты также имеет достаточно строгий регламент. Например, весьма подробно прописаны правила порядка входа в аудиторию и допустимой формы одежды на основных участниках процесса защиты, основные фразы, которые должны быть точно зачитаны. При нарушении регламента может возникнуть основание для отклонения результатов защиты. Строгих ограничений нет лишь для пункта, когда оппонент задает вопросы кандидату – есть лишь рекомендация о том, что защита не должна длиться более четырех часов. Известны случаи, когда диалог длился более 10 часов, в тоже время я видел защиту диссертации, на которой оппонент был полностью удовлетворен получасовым диалогом с кандидатом. Затем, после оглашения решения оппонента, слово передается остальным присутствующим в зале, и абсолютно любой человек может задавать вопросы, уточнять что-либо или оспорить оглашенные кандидатом и оппонентом тезисы. Таким образом, я считаю, что процесс защиты в какой-то степени отличен от тех, что я видел в России.
Я с уверенностью могу сказать, что аспирантура в рамках совместной образовательной программы стала для меня большим шагом вперед – знания и опыт, которые я получил за этот период, бесценны, причем не только полученный профессиональный, но и жизненный опыт. Я узнал о жизни в другой стране, завел много друзей со всего мира, имел возможность посетить множество конференций, улучшил навык написания научных статей, с достоинством выдержал не одну стрессовую ситуацию – от сдачи очередных экзаменов и выступлений с докладами до оглашения результатов конкурсов различных стипендий и грантов. Все это, к счастью, завершились удачно и дало мне уверенность в себе и завтрашнем дне. Именно поэтому я рекомендую каждому, кто в какой-то степени чувствует в себе желание идти к новым открытиям и саморазвитию, обязательно к этому стремиться, тем более, что в Университете ИТМО есть все возможности для этого.