Идея

«Будущий проект зародился, когда я подумал, как же сложно поиграть в футбол с Криштианом Рональду. И одновременно возникла мысль, а как бы здорово было также поиграть в онлайн-игру с профессиональным спортсменом. Тогда я записал эту идею в свой список, но дальнейшего развития она ждала около года», – рассказал Николай Голос, магистрант кафедры компьютерного проектирования и дизайна

Действительно, устроить игру с профессиональным киберспортсменом гораздо проще, чем с известным футболистом, ведь для этого нужно, условно говоря, только подключение к интернету. Идея Николая так и оставалась на бумаге, пока он не увидел объявление в паблике Университета ИТМО в сети «ВКонтакте» о том, что акселератор Future Technologies набирает новых резидентов. По словам магистранта, ему хотелось запустить свой проект, потому что тогда работа в крупной IT-компании ограничивала его творческий потенциал и не позволяла самореализоваться. Однако он не знал, каким именно проектом хотел бы заняться. И вот тогда пригодился тот самый список идей, в котором он отыскал нужную.

До этого Николай с друзьями уже пытались запустить другой проект. Его суть заключалась в том, что пользователи могли бы с помощью специального приложения находить людей, с кем можно было бы поиграть в какую-нибудь активную игру на спортивной площадке в городе. Ведь зачастую бывает, что поиграть хочется, а площадка пустая. С этой идеей Николай выступал на нескольких хакатонах, но в конце концов он и другие разработчики поняли, что заработать на ней не получится. Почему?

Во-первых, основная аудитория приложения – это школьники, которые неплатежеспособны. Во-вторых, востребованность приложения имеет сезонный характер: летом пользователи будут, а зимой – нет. В-третьих, оказалось, что уже было много аналогичных проектов, которые не смогли развиться. Это значит, что пока рынок не готов к такому формату, либо самой проблемы поиска игроков на спортивных площадках просто не существует.

Платформа Funbo. Источник: funbo.ru
Платформа Funbo. Источник: funbo.ru

Funbo лишен всех этих минусов. Более того, похожей платформы, где бы каждый мог поиграть с профессиональным киберспортсменом, на просторах интернета нет. Есть сайты, где киберспортсмены обучают новичков за деньги, либо сервисы, где этим же новичкам помогают найти наставника. Ведь сегодня на киберспорте можно действительно заработать многомиллионные гонорары, а от самого спортсмена требуется нешуточная подготовка. Подробнее о том, каково быть киберспортсменом, можно прочитать в интервью с киберспортсменами из Университета ИТМО.

Реализация

Сейчас Funbo работает через группу в сети «ВКонтакте», где участники могут записаться на игру с киберспортсменом, а также посмотреть записи прошлых игр. Также у проекта есть лендинг-пейдж. Пока что ребята сами организовывают игры: ищут участников, добавляют их в друзья, создают приватные комнаты и следят за тем, чтобы игра прошла без каких-либо проблем. В дальнейшем они планируют автоматизировать процесс с помощью собственной платформы.

«Сейчас для нас самое главное – понять, насколько востребованным может быть проект, то есть выяснить, готовы ли игроки платить за игры с киберспортсменами и готовы ли профессионалы играть с обычными игроками. Мы выбрали для начала Dota 2, так как я сам раньше в нее играл, следил за спортивными матчами по ней, то есть знаю, какие киберспортсмены там есть. Позднее мы планируем разработать собственную платформу и добавить новые игровые дисциплины», – прокомментировал Николай Голос.

Уже удалось провести три игры, в которых участвовали 10 человек. Обязательное условие для киберспортсмена, которого привлекают разработчики, – это общение с другими игроками. Во время игры открыт голосовой чат, где все могут общаться. В начале игроков «разогревают» сами создатели Funbo, то есть они комментируют игру, задают вопросы участникам. Постепенно общаться начинают все.

Платформа Funbo. Источник: funbo.ru
Платформа Funbo. Источник: funbo.ru

«Все проходит довольно весело, киберспортсмен параллельно отвечает на вопросы игроков, например, как его родители относились к тому, что он много играет в игры. То есть все общаются на равных, киберспортсмен делится своим опытом, и игрокам это нравится. Им также нравится, как киберспортсмены демонстрируют свое мастерство. Например, один раз киберспортсмен спросил у команды, “убить” ли ему этого персонажа прямо сейчас? Все согласились, и уже через пару секунд персонаж был мертв. Это, конечно, вызвало восторг и вопросы игроков: как же киберспортсмен смог так быстро выполнить цель, как это у него получилось? Таким образом, мы как бы убираем барьер, который раньше существовал между новичками в онлайн-играх и профессионалами. Funbo также объединяет игроков в сообщество единомышленников», – рассказал Николай Голос.

Сейчас стоимость одной игры с киберспортсменом – 150 рублей. Изначально создатели проекта проводили небольшой опрос среди геймеров, хотели ли бы они участвовать в такой игре и сколько готовы были бы заплатить. Опрос показал, что люди были готовы отдать и 500 рублей за игру с топовым киберспортсменом. Однако когда Funbo организовал первую игру за эти деньги, никто не записался, поэтому пришлось провести игру бесплатно. Вероятно, так произошло, потому что в битве участвовал не самый известный киберспортсмен, отметил Николай. Зато благодаря этому удалось записать игру, а потом выложить видео в паблик во «Вконтакте», чтобы потенциальные клиенты видели пример.

В будущем разработчики Funbo планируют формировать стоимость игры в ходе открытого аукциона. То есть сам киберспортсмен будет выставлять минимальную цену за игру с одного участника, но геймеры смогут побороться за места в игре, поднимая стоимость участия. Конечно, такой формат станет возможным, когда проект завоюет достаточную аудиторию.

Привлечение клиентов, партнеров, будущие бизнес-планы

В Future Technologies инициаторам Funbo посоветовали для начала понять, насколько вообще может быть востребованным их проект. Ребята сделали анкету и разослали ее геймерам, участникам целевых пабликов по Dota 2 в социальных сетях. Была задача получить минимум 50 заполненных анкет, и выполнить ее удалось всего за пару дней. Как оказалось, 80% респондентов хотели бы сыграть со звездой киберспорта, а еще 20% были готовы за это платить. Эксперты бизнес-акселератора отметили, что это очень хорошие цифры и проект нужно запускать.

Чемпионат ELEAGUE Major 2018. Источник: eleague.com
Чемпионат ELEAGUE Major 2018. Источник: eleague.com

Чтобы найти первых клиентов, команда Funbo пыталась найти самых преданных любителей онлайн-игр. Для этого они с помощью маркетингового инструмента для SMM Segmento Target выделили несколько групп потенциальных клиентов. Например, в одной группе были люди, которые подписаны минимум на пять пабликов об онлайн-играх и при этом активно комментируют записи в них, а в другой были посетители компьютерных клубов. Затем для этих людей была запущена таргетная реклама.

«Сначала было достаточно трудно, так как многие пользователи относились к нам с недоверием. Приходилось добавлять в контакты нашего паблика киберспортсменов, с которыми планировалась игра. Но когда в сообществе появились первые записи игр, стало полегче. Кроме того, мы просим участников организованных нами игр заполнить анкету с их впечатлениями от матча, и здорово видеть, что люди готовы участвовать и в следующих играх. Мы боялись, что после одной игры геймеры забросят это дело, вроде один раз сыграли, круто, ну и ладно. Но нам, например, ребята пишут, что игра с киберспортсменом была лучшей в их жизни», – подчеркнул Николай Голос.

Сейчас команда Funbo тщательно работает с каждым потенциальным клиентом и ведет специальную базу. В ней отмечается, какие геймеры и во что готовы играть, готовы ли они играть повторно. Когда появляется анонс следующей игры, он отдельно рассылается каждому, кто может быть заинтересован. Также сейчас Funbo пользуются сервисом автоматической рассылки оповещений в сети «ВКонтакте».

Николай Голос
Николай Голос

Отдельная часть развития Funbo – это привлечение самих киберспортсменов. Ведь от того, удастся ли убедить их проводить игры с фанатами, зависит весь проект. Чтобы найти первых партнеров, команда проекта лично писала профессиональным геймерам. Многие просто не отвечали, другие отнеслись к идее скептически, но несколько достаточно известных игроков согласились. В будущем киберспортсмены поймут, что на таких играх можно действительно заработать, особенно если формировать цены для участников в виде аукциона, считают создатели Funbo. Кроме того, матчи с фанатами – это способ расширить свою армию поклонников, что всегда неплохо.

«В бизнес-акселераторе нам нашли ментора, который организовывал киберспортивные турниры. Он посоветовал каждую неделю ставить новые бизнес-гипотезы и планы и проверять их, реализовывать. Например, такая гипотеза: мы считаем, что геймеры готовы играть с киберспортсменами за 150 рублей. Эту гипотезу мы проверили, оказалось, что она верная. Следующая наша цель –увеличить количество участников в нашем паблике. Мы думаем делать это, в том числе, с привлечением партнеров из различных индустрий: например, какая-нибудь компания может устраивать розыгрыш среди своих клиентов, а выигрышем будет игра в Funbo. Таким образом, и мы заработаем, и партнер проведет маркетинговую акцию. Но эту гипотезу еще предстоит проверить. В целом, если все будет круто, мы думаем выходить и на международный рынок, так как там более платежеспособная аудитория», – поделился планами Николай Голос.

Сейчас Funbo активно развивается, и команда проекта параллельно «охотится за головами» и приглашает всех заинтересованных присоединиться к стартапу. Для этого можно написать Николаю