Университет детей существует в Петербурге с 2015 года, в Москве – с 2013. Аналогичный проект, только гораздо больше времени, работает в Польше. Там каждый семестр обучаются до десяти тысяч юных студентов в четырех городах: Кракове, Варшаве, Вроцлаве и Ольштыне. В Петербурге на весенний семестр Университета детей записались 350 студентов. Главная цель мероприятия – рассказать школьникам, как устроен мир, а также дать им представление о том, что такое высшее образование и как оно устроено. Подробнее о проекте можно прочитать в интервью с директором Университета детей Татьяной Рябухиной, которое она дала ITMO.NEWS ранее.
В этом году в проекте есть четыре образовательные программы для участников разного возраста. Занятия поделены на интерактивные лекции и воркшопы. Школьники более старшего возраста смогут выбирать, какие воркшопы и занятия посещать из предложенных. Юные студенты отмечают, что в Университете детей они получают знания, которые не доступны в школах, а преподаватели ведут лекции интереснее, чем на обычных уроках. За счет чего это получается? По каким принципам должны строиться занятия, кому они интересны в первую очередь, а также что делать родителям, которые хотят развивать в своих детях интерес к наукам?
«Самое главное, чтобы говорил не лектор, а дети», – Владимир Пшеничнов, доцент кафедры физики Университета ИТМО
Первое и самое главное в организации занятий с детьми: важно сделать так, чтобы не лектор рассказывал детям, а дети высказывали свои мысли. Это значит, что преподаватель должен своими вопросами побуждать их размышлять, направлять в сторону правильных рассуждений. То есть студенты должны учиться не только получать готовые знания, но и пытаться самостоятельно делать выводы. Это помогает сформировать у детей мышление как таковое, а также дает навыки абстрактного мышления, что очень важно в любой науке. Именно поэтому я считаю, что заниматься нужно с маленькими группами, чтобы преподаватель успел выслушать каждого ребенка.
Более того, такой подход прививает детям положительные ассоциации с занятиями и, следовательно, с наукой. В обычных же школах создается противоположная ситуация: там нет индивидуализированного подхода, нет внимания к ребенку, поэтому у школьников зачастую формируется ненависть к учебе, к самому процессу получения новых знаний.
Сами родители должны прививать детям тягу к этому процессу. Понятное дело, что взрослые не могут знать ответов на все вопросы своих чад. Но в этом случае необходимо не отмахиваться, а обучать ребенка, где он может найти нужную информацию. То есть так и сказать: «Прости, я на этот вопрос ответа не знаю, но ты можешь прочитать вот эту книгу, чтобы найти ответ, или спросить у дедушки, который работал преподавателем биологии». То есть родители должны своим отношением к знаниям показывать детям, что любые данные можно найти, все можно выяснить и изучить, только надо приложить немного усилий.
«Задача – показать ребенку, как все устроено, а не напрячь его сложными терминами», – Евгений Анфимов, программист ФабЛаба Технопарка Университета ИТМО
Чтобы студентам было интересно заниматься в Университете детей, мы на своих лекциях и воркшопах сглаживали все острые углы в материале, то есть убирали информацию, которая будет слишком сложно восприниматься с ходу. Например, у нас была группа из 12 человек, которой мы объясняли работу микроконтроллера. Конечно, мы не стали рассказывать о программировании и сложной математике. Но мы раздали на каждый стол по контроллеру с устройством, которым можно было управлять, показали, как это делать, и пошагово объяснили, что при этом происходит.
Именно для того, чтобы занятия не были слишком сложными или слишком простыми, материал для лекций проверяли эксперты Университета детей. Самое сложное в организации воркшопа – это, конечно, удержать внимание ребят. Нужно так организовать процесс, чтобы дети не устали, чтобы им было постоянно интересно, а особенно, когда в одной аудитории сидит 60 человек. Это был потрясающий опыт, который пригодился и в ФабЛабе, где сейчас занимаются и школьники.
«Детям нужно рассказывать о явлениях и вещах, которые им близки», – Александр Ишевский, заведующий кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО
Построение занятий в Университете детей отличается в зависимости от возраста студентов. Для совсем младших школьников нужно строить лекцию шаг за шагом, чтобы одно следовало из другого. Так дети будут следить за процессом как за историей и будут ждать, что же получится в конце. Более старших ребят этим уже не заинтересуешь. Им нужна проблема, вопрос. Например, хорошо это или плохо, что мы едим гамбургеры? Также им не нужно все разжевывать и говорить на банальном языке, необходимо заставлять их размышлять. Однако для детей любого возраста гораздо интересней, когда им рассказывают о каких-то явлениях и вещах, близких для них, то есть из повседневной жизни. Если занятие ведется в группе младших школьников, то важно, чтобы слайды презентации были яркими, разноцветными. Также стоит помнить, что внимание у детей очень рассеянное, и уже после 20 минут занятий они начинают отвлекаться. Поэтому лучше делать перерывы.
Чтобы материал занятий не выветрился из головы через пару дней, нужно оставлять детям что-то в виде напоминания. В Университете детей это раздаточный материал. И его лучше формировать в виде каких-то заданий, кроссвордов, например, чтобы ребенок пришел домой и уже в знакомой обстановке, в приятном для него темпе подумал, порылся в источниках информации. Все эти рекомендации применимы и в отношении родителей, которые хотят самостоятельно развивать своих детей в плане образования, привития им дополнительных навыков. Ведь 75% воспитания ребенка происходит дома.
«В Университет детей приходят с внутренней предрасположенностью узнавать что-то новое», – Сергей Стафеев, профессор кафедры физики, ведущий эксперт Детского Технопарка на Биржевой
Сюда приходят дети, у которых уже есть начальный интерес к науке, которые внутренне уже готовы проводить свое свободное время в более интеллектуальном ключе. Когда я был преподавателем, мне искренне казалось, что ребятам было очень любопытно слушать и смотреть, что я показывал. Главное условие для того, чтобы у детей возникло желание самим что-то исследовать и чтобы у них не исчезло желание учиться, – это участие родителей.
Для Университета детей лекции должны проходить в форме научных шоу. Нужно больше показывать, чем рассказывать. Как устроена память? Расскажи мне – я забуду; покажи – может, вспомню; развлеки – я пойму. То есть нужно показывать примеры, общаться с детьми, вызывать у них эмоциональный отклик. Для нас, преподавателей вуза, участие в Университете детей является даже некоторым вызовом. Ведь необходимо удерживать внимание маленьких непосед, то есть развивать в себе новые навыки. Это задача сложная, но интересная, и мы ее решаем, в том числе в нашем Детском технопарке.
«Ребенок должен попробовать разные занятия, чтобы самостоятельно выбрать, чем заниматься», – Елена Бобрицкая, доцент кафедры физики Университета ИТМО, руководитель Музея оптики
В Музее оптики постоянно проходят мастер-классы для детей разного возраста. Им всем можно рассказывать и показывать один и тот же материал, но презентовать его необходимо по-разному. Для младших школьников нужно больше игровых моментов. Ребята постарше любят что-то делать сами, то есть мастерить, клеить, конструировать. Еще более взрослые дети уходят от этого желания поделать что-то руками, им важно узнать о применении тех или иных вещей и явлений, иными словами, в работе с ними надо возвращаться к некоторым игровым моментам, только уже на более серьезном уровне. То есть надо показать, где то или иное устройство применяется в мире, как физические законы позволяют работать повседневным вещам. Это связано еще и с тем, что ребята старшего школьного возраста уже начинают искать себя в жизни, им хочется понять, чем они могут заниматься и насколько полезно это будет.
Мы также хотим, чтобы дети не забыли на следующий день о том, что им рассказывали в музее. Поэтому младшие посетители делают в ходе экскурсии оптическую игрушку, которую потом забирают домой. То есть они могут играть с ней, вспоминая при этом наш музей. Также мы рассказываем, как работают различные оптические законы на бытовых примерах. И когда ребенок увидит что-то аналогичное дома, он вспомнит из нашей экскурсии, почему так происходит. Старшие школьники заполняют по ходу мастер-класса информационные листы, где также записывают свои выводы, наблюдения, делают зарисовки.
В целом, такие времяпровождение, как поход в Музей оптики или участие в Университете детей позволяет детям расширить свой кругозор. И здесь это не простые слова: ведь чтобы ребенок понял, чем он хочет заниматься, он должен узнать, какой выбор у него есть. Он должен попробовать разные вещи, чтобы определиться со своей личной траекторией развития. Именно для того, чтобы предоставить ребенку этот выбор, и работает Детский технопарк на Биржевой. Здесь посетители могут попробовать себя и в робототехнике, и в программировании, и во множестве других занятий.