По образованию ты кинопродюсер. Как появилась идея стартапа именно в музыкальной области?
Впервые я задумался о проблеме цифрового ввода нот, еще когда учился в школе. Я с детства занимаюсь музыкой: сначала я учился в музыкальной школе по классу флейты, потом увлекся игрой на классической гитаре, изучал игру на электрогитаре, после чего понял, что хочу заниматься композицией. Идея изобретения – специальной клавиатуры для нотного письма – у меня появилась в 2014 году, к тому моменту я уже три года изучал теорию музыки с моим преподавателем и ныне cооснователем d notation Романом Рудицей. Роман – выдающийся композитор, музыкальный теоретик и пианист. Во время обучения я выполнял письменные задания по гармонии, и мне хотелось найти более удобный и быстрый способ их записи, чем запись от руки. Я задумался о том, что до сих пор никто не реализовал специальную клавиатуру для нотного письма. Нам уже тогда было очевидно, что на рынке нет действительно удобного средства ввода нот. Например, для словесного письма создана клавиатура QWERTY, она доступна и понятна всем, даже маленьким детям. Для нотного письма необходимо такое же средство ввода, абсолютно естественное и понятное, которым можно пользоваться без долгих тренировок и изучения руководств. Оно должно решать все задачи нотного письма — от обучения начинающих до создания сложных нотных текстов профессиональными композиторами. Нам удалось разработать такое средство. Летом мы подали заявку на участие в восьминедельной программе MIT Global Startup Labs и успешно прошли программу.
Как масштабировался проект за время вашего прохождения программы MIT Global Startup Labs?
Самое главное, чему научили нас тьюторы из MIT, – это системный подход к расчету рынка. Кураторы программы владеют четкой методологией расчета рынка проектов. Мне эта информация была крайне полезна. Приобретя навыки анализа рынка, я несколько пересмотрел план развития проекта. Также один из преподавателей программы подробно проанализировал юзабилити и User Experience приложения, сделал детальные и весьма полезные замечания. Параллельно с этой программой я участвовал в Конкурсе инноваций в образовании 2017 от ВШЭ, выиграв который, я получил возможность отправиться в США, чтобы представить свой проект иностранной аудитории и потенциальным инвесторам, а также изучить американскую систему музыкального образования.
Почему вы не участвовали ни в каких акселерационных программах и не состояли в бизнес-инкубаторах?
Нам поступали приглашения как от российских инкубаторов, так с недавнего времени и от американских, но мы пока отказываемся, потому что нам сейчас очень важно как можно скорее выпустить MVP (MVP (minimum viable product) – минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей, понять что им нужно и не создавать то, что им неинтересно и за что они не готовы платить – прим. редакции) для американского рынка. Этот же MVP будет тестироваться и на российском рынке, однако у нас совершенно разные задачи на каждом из рынков.
Какие цели вы преследуете на каждом из рынков?
В России наша основная задача – внедрить изобретение в общее образование для того, чтобы каждый школьник овладел азами нотной грамоты. В этой инициативе нас поддерживают многие именитые музыканты. Педагоги разных регионов страны уже проводили экспертизу нашего изобретения по заданию Министерства культуры РФ. В экспертизе принимали участие многие образовательные учреждения от общеобразовательных школ до консерваторий. В их числе Санкт-Петербургская консерватория, Российская академия музыки имени Гнесиных и другие. У нас появились предзаказы от музыкальных школ. Мы планируем взаимодействовать со всеми образовательными учреждениями России, где в том или ином виде преподается музыка, но наша главная задача – внедрить изобретение в общеобразовательную систему, для этого мы работаем с госструктурами.
В США мы работаем с двумя рынками – B2B и B2C. В октябре я посетил основные учреждения высшего образования на Восточном побережье. Я увидел, что музыкальное сообщество очень заинтересовано в таком средстве, которое позволит заменить бумажную нотную тетрадь. Понятно, что в США разработка будет внедрена быстрее, но в России мы будем стараться ускорить процесс. Дело в том, что рынок США уже готов к такому внедрению – у них нет преград ни в законодательном плане, ни в техническом. Они подписываются на приложение и начинают работать.
Как в России происходит процесс знакомства общеобразовательных учреждений с вашей разработкой – через Министерство культуры РФ или непосредственно на местах?
С каждым учреждением получается по-разному. Например, Санкт-Петербургский комитет по культуре специально организовывал презентацию нашей разработки в музыкальных школах города, представители комитета вместе со мной ездили и демонстрировали разработку, собирали отзывы у педагогов. Сейчас мы активно ищем партнеров в лице образовательных компаний как в России, так и в США, которые могут быть заинтересованы в сотрудничестве для продвижения нашего приложения в образовательные учреждения.
Что удалось сделать за время поездки в США?
Я провел встречи с профессорами разных университетов, в том числе MIT, а также с преподавателями и деканами различных музыкальных школ. За две недели в США я встретился с большим количеством специалистов в музыкальной индустрии, они в деталях рассказали о том, как устроена американская система музыкального образования. В результате этого общения стало ясно, что мы можем успешно выйти на рынок высшего образования США. Мы идем навстречу вузам, которые хотят перейти к записи нот с помощью смартфонов и планшетов, заменив тем самым бумажные нотные тетради, дать возможность профессорам преподавать с помощью цифровых устройств.
Насколько музыкальное сообщество в США и России открыто для такого рода инноваций?
В музыкальном сообществе есть те, кто поддерживает нашу идею уже сейчас, и те, кто ждут ее полномасштабной реализации. Я попал на музыкально-теоретическую конференцию Society for Music Theory 40th Annual Meeting – главный форум музыкальных ученых США, который прошел в Арлингтоне. Там ежегодно встречаются 750 музыкальных теоретиков и педагогов из всех американских университетов. Многие специалисты, с которыми мне довелось познакомиться, были в восторге от разработки, в нескольких штатах ее уже очень ждут. В России тоже есть великолепные отзывы от образовательных учреждений из разных регионов страны. Среди педагогов есть те, кто активно поддерживает разработку и содействует ее скорейшему внедрению. Проблема скорее даже не в поддержке, а в том, что на сегодняшний день у нас очень сложная система продажи платной подписки на приложения в образовательные учреждения. Это связано с порядком покупки услуг государственными образовательными учреждениями. Однако существует и другая проблема, возможно, даже первостепенная: в школах, в музыкальных в том числе, нет нужного технического оснащения – планшетов. Лишь в Москве есть 15-20 школ, имеющих по нескольку классов, оснащенных цифровыми устройствами, в Санкт-Петербурге мне известна только одна такая школа. Это усложняет процесс, потому что я не могу просто предложить учителям и учащимся пользоваться приложением. Пока что тестирование проходит на собственных носителях педагогов и учащихся, но я активно работаю над этим вопросом.
Расскажи подробнее про само приложение.
Сейчас мы проводим его закрытое тестирование, в котором принимают участие российские и американские пользователи. При создании приложения мы не опирались ни на какие аналоги, но анализировали существующие нотные редакторы. Со многими из них я знаком больше 10 лет.
До поездки в США какие иностранные рынки вы рассматривали в качестве территории для внедрения разработки?
Мы рассматривали европейский рынок, но поняли, что для нас эффективнее работать с одним большим иностранным рынком, где один язык. Чтобы выходить на европейский рынок, надо учитывать особенности каждой из стран. В основном мы обдумывали варианты выхода на немецкий, английский и французский рынки, которые являются самыми крупными в Европе.
Насколько дорогая эта разработка? Получали ли вы какие-либо инвестиции?
Все эти годы мы развивали проект на собственные средства. Также выиграли грант Фонда Содействия инновациям (Фонд Бортника), выигранные средства мы направили на разработку и тестирование прототипа.
Вы сказали, что многие преподаватели очень ждут выхода разработки на рынок. Как реагируют на нее сами ученики, удалось ли проанализировать отзывы?
В целом тестирование прототипа d notation школьниками и студентами дает многообещающие результаты: мы получаем отличные отзывы и, самое главное, все тестирующие очень быстро понимают устройство нашего приложения. Многим приложение настолько понравилось, что они предлагают свое участие в дальнейшем развитии разработки.
В скором времени мы выпускаем MVP приложения, которое уже будет в широком доступе, и им сможет пользоваться каждый.