Креативные пространства всегда привлекают внимание как туристов, так и жителей города, ведь в этом месте сосредоточена деятельность творческих профессионалов. Стиль жизни креативного класса выражается в совмещении работы и досуга и стремлении к совершенному культурному потреблению. Сегодня в  креативных пространствах происходит полный цикл производства: здесь кипит креативная рабочая деятельность, в ходе «нетворкинга» заключаются деловые отношения, проводятся PR-мероприятия, здесь можно провести досуг, за которым гонится добрая часть населения современного мегаполиса. Почему важно анализировать продолжительность «жизни» креативных пространств? Дело в том, что именно такие места демонстрируют потенциал и уровень развития креативной экономики. Креативной экономикой, в свою очередь, называют особый сектор экономики, основанный на творческой интеллектуальной деятельности, коммерциализации культуры и человеческом капитале. Это одна из наиболее прогрессивных фаз развития экономики. Драйвером креативной экономики выступают креативные индустрии – тип экономических практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант. Развитие креативной экономики благоприятно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Так, в России развитие этого сектора способствует повышению эффективности работы местных властей, бизнеса и творческого сообщества. Это, в свою очередь, формирует социальный капитал, превращая его в наиболее прогрессивный инструмент распространения гуманистических ценностей. Креативные индустрии создают уникальные продукты, такие как Воронежский центр современного искусства, агентство Red Pepper Creative в Екатеринбурге, архитектурное ателье «РИМ» в Омске, лофт-проект «Фабрика» в Тюмени.  Подобные проекты являются оригинальными и новаторскими и выигрывают за счет добавленной стоимости отчужденного интеллектуального творческого труда. Креативные пространства, которые попали в фокус исследования, – это те места, в которых и «куется» креативная экономика.

«Голицын лофт». Источник: социальные сети
«Голицын лофт». Источник: социальные сети

Исследование о жизни и смерти креативных пространств Петербурга инициировала Лаборатория качества жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, анализом занимались руководитель лаборатории, доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Александра Ненько, сотрудник лаборатории и аналитик ИДУ Марина Петрова, а также студенты института. По словам Александры Ненько, интересом для исследователей стали динамика и условия развития креативных пространств в Санкт-Петербурге, так как такой анализ помогает диагностировать проблемы на пути развития креативных пространств и прогнозировать, какие из них имеют больше шансов на выживание, а какие испытывают риски. Несмотря на то, что ранее в Санкт-Петербурге проводили исследования по картированию творческих индустрий, это первое исследование по Санкт-Петербургу, отражающее динамику жизнедеятельности креативных пространств города.

Количественное распределение креативных пространств по типам
Количественное распределение креативных пространств по типам

В исследуемый список вошли 183 креативных пространства, в числе которых креативные кластеры, частные художественные галереи, частные современные музеи, коворкинги и антикафе, а также событийные площадки. Надо заметить, что в базу исследования не вошли музыкальные заведения (клубы), неформальные театры, кофейни, бары и другие подобные заведения. По словам исследователей, сознательно из списка были также исключены музеи, театры, библиотеки и другие учреждения образования и культуры, которые финансируются за счет государственного бюджета. Такое решение связано с минимизацией рисков: эти заведения не подвержены обычным рискам, которые приводят к смерти креативных пространств, так как имеют постоянный источник финансирования, долгосрочную аренду на помещение и устойчивую институциональную форму. Для исследования сотрудники лаборатории обратились к данным из открытых источников: Google Maps, Yandex Maps, 2GIS. Даты «рождения» и «смерти» уточнялись на основании информации с сайтов и публичных страниц креативных пространств.

Лофт-проект «Этажи». Источник: социальные сети
Лофт-проект «Этажи». Источник: социальные сети

Географически креативное освоение Петербурга началось из центра города в начале 90-х, в конце 90-х перекинулось на Петроградку, с 2000-х постепенно распространяется на Васильевский остров, территории «серого пояса» и удаленные от центра районы. Известные арт-центр «Пушкинская 10» (1989 год) и арт-центр «Борей» (1991 год) стали первопроходцами в организации креатива Санкт-Петербурга. Через 10 лет последовало точечное появление новых экспериментаторов, поэтому только с 2000 года появление креативных пространств начинает набирать обороты. Статистика говорит о том, что с 2013 года по сегодняшний день, кроме 2016 года, ежегодно открывалось около 20 новых креативных кластеров, коворкингов и галерей.

На сегодняшний день среди креативных пространств лидирует креативные кластеры (в выборке их 56), второе место по количеству занимают арт-галереи (46), затем антикафе (33), арт-кафе (13) и музеи современного искусства (7).

Кластеры, арт-галереи или анти-кафе —  кто живет дольше?

«Живых» креативных пространств в выборке в два раза больше, чем «мертвых». Средняя продолжительность жизни пространств, которые прекратили свое существование, составляет три года. Продолжительность жизни пространств, которые на сегодняшний день работают, разнится в зависимости от их вида.

Лофт-проект «Этажи». Источник: социальные сети
Лофт-проект «Этажи». Источник: социальные сети

Одна из самых давних историй развития — у арт-галерей, средняя продолжительность жизни которых составляет пять лет. Среди галерей-долгожителей – арт-центр «Борей» (27 лет), D137 gallery (22 года), Галерея экспериментального звука (19 лет), Галерея Марины Гисич (18 лет), Галерея художников (18 лет). Арт-кафе также имеют среднюю продолжительность жизни пять лет, однако такой показатель связан с продолжительностью жизни одного из старейших кафе Петербурга, восстановленного 17 лет назад, – «Бродячей Собаки», без которого средняя продолжительность жизни арт-кафе составила бы лишь три с половиной года. Популярные в Петербурге антикафе в среднем живут около четырех лет, в то время как схожие по назначению коворкинги  – всего два. Старейшим антикафе Петербурга является Циферблат – в этом году заведение переместилось с Невского проспекта в новый кластер «Дом культуры» в индустриальном районе города. Среди коворкингов-долгожителей надо отметить «Атмосферу» и Hack Space – оба живут по семь лет.

Среди ныне здравствующих креативных кластеров средний возраст функционирования  – около четырех лет. Долгожителями этого вида являются лофт-проект «Этажи» (11 лет), студия «Непокоренные» (11 лет), с некоторым отрывом следуют «Ткачи» (8 лет) и Дом Бенуа (8 лет).

Студия «Непокоренные». Источник: социальные сети
Студия «Непокоренные». Источник: социальные сети

«Креативные кластеры как форма организации городского пространства и творческой деятельности стали популярными с 2010-х годов и продолжают быть популярными. Однако в российских городах возникают сложности на уровне менеджмента и устойчивой финансовой модели креативных кластеров, правовых основ их организации. Это происходит потому, что на компетенции в организации креативных кластеров пока еще только набираются представителями креативной экономики, все еще формируется рынок спроса на творческую продукцию, а поддержка для этого волатильного сектора (волатильный рынок – рынок, на котором наблюдаются значительные повышения и снижения цен – прим. ред.)  со стороны правительств городов недостаточна», – комментирует Александра Ненько.

Одним из наименее численных, но наиболее живучих видов креативных пространств являются музеи современного искусства со средней продолжительностью жизни 12 лет. Старейшим в этой области стал арт-центр «Пушкинская 10», которому на данный момент 29 лет. Следом за ним следует «Про Арте» (19 лет).

Инициаторы креативных пространств

За созданием каждого креативного пространства стоит главный «зачинщик» – например, художник, который хочет что-то сделать в пустующем здании. Сотрудники лаборатории качества городской жизни решили посмотреть, влияет ли инициатор на продолжительность жизни организаций из группы «креативные кластеры», которая наиболее ярко отражает состояние дел креативной экономики. Для этой задачи создателей креативных пространств разделили на три группы.

 «Музей стрит-арта. Источник: ok-inform.ru
«Музей стрит-арта. Источник: ok-inform.ru

Инициативная группа

К этому типу создателей креативных пространств относятся группы креативных профессионалов-единомышленников, которые в большинстве случаев выполняют роль управленцев. Единомышленники берут помещение в аренду у города или частного владельца. Обычно единомышленники максимально вовлечены в жизнь пространства: ведут активную маркетинговую кампанию, формируют строгую политику рекрутинга арендаторов, организуют мероприятия и события для привлечения публики. К таким пространствам можно отнести «Тайгу»«Hello Hostel», которые к настоящему моменту прекратили свое существование.

Бизнес

Иногда (довольно редко) за созданием креативного пространства в Северной столице стоит владелец крупного производства, который видит в креативных пространствах возможность расширения функций своих помещений или монетизации пустующих пространств. По словам исследователей, вера в креатив для петербургского бизнеса –пока еще редкое явление. Если монетизация реализуется в краткосрочной перспективе, то креативное пространство чаще всего является бизнес-центром с налетом креативности (например, «Ткачи»). В долгосрочной перспективе творческая площадка, по замыслу владельца, начинает приносить доход благодаря проведению коммерческих культурных событий («Музей стрит-арта»«Порт Севкабель»). Однако надо понимать, что монетизация креативного пространства происходит вовсе не всегда (это связано со спецификой креативной экономики и культуры). Погоня за монетизацией в креативном пространстве может привести к снижению качества резидентов и событий, как это происходит с лофт-проектом «Этажи» сегодня.

Живые и мертвые креативные пространства Петербурга
Живые и мертвые креативные пространства Петербурга

Управляющая компания

Сегодня в Петербурге существует несколько управляющих компаний, которые занимаются запуском новых творческих пространств, среди них BS Art Development Group («Флигель»«Korpus»«Третий кластер»«Голицын лофт», «Дом культуры» и другие), Freedom Team («InterLOFT»«Freedom Palace»«Welcome»). Однако количество таких управляющих компаний невелико, сфера профессионального управления креативными пространствами мало развита в городе. Управляющие компании и девелоперы создают креативные кластеры на площадках, которые арендуют у города или частных владельцев. Степень участия в жизни креативного пространства управляющая компания выбирает сама – в некоторых случаях она может выстраивать комплексную стратегию развития творческого кластера и активно вовлекаться в жизнь пространства, а иногда, наоборот, только предоставлять мелким резидентам помещения под аренду и отчасти помогать с PR-кампанией.

Арт-центр «Пушкинская 10». Источник:visit-petersburg.ru
Арт-центр «Пушкинская 10». Источник:visit-petersburg.ru

Существуют также и смешанные формы. К таким можно отнести «Люмьер-Холл» – в этом активно растущем творческом пространстве есть и команда единомышленников, и управляющая компания, причем главным творческим арендатором является она сама.

Как показывает практика, среди «долгожителей» лидируют креативные пространства, которые инициированы или поддерживаются бизнесом и управляющими компаниями: лофт-проект «Этажи» (11 лет), «Ткачи» (8 лет), «Дом Бенуа» (8 лет). В 60 % случаев умирают те креативные пространства, которые основаны инициативными группами, не имеющими поддержки бизнеса, государства и не обладающих профессиональными компетенциями управляющих компаний.

На данном этапе исследования аналитики рассмотрели несколько базовых параметров, таких как тип деятельности и форма организации (инициатор) пространств. В дальнейшем исследователи планируют разработать более детальную систему критериев оценки пространств, включая маркетинговые аспекты (представленность креативного пространства в информационном поле), содержательные характеристики (событийная программа и так далее), организационные (компетенции сотрудников, модель управления и так далее) и другие.

«Ткачи». Источник: социальные сети
«Ткачи». Источник: социальные сети

На основании проведенного исследования сотрудники лаборатории планируют составить список рекомендаций для различных креативных пространств города. Кроме того, на основании данных планируется составить прогнозы для разных типов пространств. По словам руководителя лаборатории, исследователи намерены продолжать анализ и углубить его с помощью проведения экспертных интервью с кураторами и основателями творческих пространств разного типа. На основании интервью можно будет понять, какие внутренние (организационные, компетентностные и другие) причины приводят к успеху или провалу творческих пространств. Также исследователи проведут сравнительное исследование с городами ближнего зарубежья (Скандинавия, Балтийский регион).