«Остров 10-21» – первый в России образовательный проект по интенсивной подготовке кадров для цифровой экономики и Национальной технологической инициативы. Интенсив проекта «Остров 10-21» пройдет в июле на острове Русский (Владивосток) на базе кампуса ДВФУ. Программа «Остров 10-21» – эксперимент, так как организаторы собирают вместе самых замотивированных людей разных возрастов. Так, в проекте примут участие 1000 человек со всей страны, среди которых будут технологические предприниматели, аналитики данных, инженеры, студенты, талантливые школьники, региональные и федеральные чиновники. Преподавателями, менторами и наставниками участников станут носители компетенций и лучших образовательных практик, необходимых для развития цифровой экономики. Проект призван обеспечить развитие компетенций всех участников в области цифровых и сквозных технологий в сочетании с навыками управления личной и командной эффективностью. Обладая этими компетенциями, технологиями и методиками их применения, участники проекта станут лидерами технологических изменений и самыми востребованными специалистами на рынке труда для технологических компаний, государственных корпораций, крупных промышленных предприятий, региональных и федеральных управленческих проектных команд, смогут самостоятельно создавать и развивать успешные технологические проекты, утверждают организаторы интенсива.
«Основной запрос, который сегодня существует, – это подготовка людей по стремительно возникающим профессиям, за которыми действующая система образования и рынок труда не успевают. Как в России, так и в мире сложился гигантский дефицит людей, которые умеют работать с большими потоками данных, с тем, что мы называем сквозными технологиями (то есть работа с технологиями компьютерного анализа и моделирования), с распределенными реестрами, с искусственным интеллектом, с технологией интернета вещей и многими другими областями, по которым недостаточно готовить просто хорошего программиста или инженера. Требуется глубокое понимание новых задач, которые возникают на стыке технологических, гуманитарных, естественнонаучных дисциплин. Если готовить специалистов традиционным способом, получается интересный, но грустный эффект. По нашим прогнозам, путь разработки и внедрения образовательной программы по соответствующим технологиям занимает от шести до восьми лет. Проблема в том, что за это время содержание профессии меняется более чем на 80 %. Когда мы получим первый выпуск специалистов, их знания будут уже неактуальными. Мы попадаем в ловушку, где обычным образом подготовить кадры нельзя, требуются принципиально иные подходы», – комментирует Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив.
Чтобы развить новые подходы для обучения актуальным навыкам, по словам эксперта, нужно реализовать несколько шагов. Первый шаг – избегание посредников: носители компетенций должны обучать тех, кто хочет перенять навыки, напрямую. Организаторы «Острова 10-21» поставили перед собой задачу определить, какие люди могут получить компетенции и как правильно их замотивировать. По словам Дмитрия Пескова, об участниках проекта необходимо знать очень многое, поэтому нужно научиться собирать о них данные, не отражающие результаты их обучения, а позволяющие работать с их мотивацией, управлением вниманием – с навыками, которые зачастую считаются нетренируемыми.
Условия пребывания на «Острове» проверят каждого на прочность. Так, участников ожидает не мене 10 часов обучения в день в сверхинтенсивном режиме без перерыва – по оценкам организаторов, на сон у участников останется только четыре часа. Кроме того, организаторами будет вестись беспрерывный сбор данных о том, как ученики справляются с задачами, в какой момент времени их пульс повышается, какие оценки они получают от других участников, также будут фиксировать параметры внимания путем измерения размера зрачков и многие другие факторы, которые позволят организаторам предлагать участникам наиболее оптимальные для них компетенции. Другими словами, все выборы, шаги и активности, совершенные участниками, сформируют их цифровой след, который удостоверяет новые компетенции. Все достижения будут фиксироваться и, по желанию участника, помещаться в банк данных, доступный самым престижным работодателям и технологическим командам страны.
«При проектировании стратегии развития НТИ была сформирована матрица ценностей, третье измерение которой отвечает за работу с талантами, а также обучение и переобучение специалистов. С этой точки зрения мы рассматриваем проект как элемент более глобального проекта Университет НТИ “20.35”, который предполагает сборку и поиск переформатирования или доработку всех существующих лучших технологических и содержательных решений по части образования. Также этот проект – способ быстро донести результаты выстраивания этих образовательных траекторий как до тех людей, которые знают, чего они хотят, так и для тех, кто находится в поисках и кому потенциально это может быть интересно. В этом смысле “Остров 10-21” – самостоятельный проект, который можно считать попыткой отработать новый инструмент быстрой подготовки и переподготовки кадров. Когда мы начали заниматься новыми рынками, мы поняли, что для них требуются люди с новыми компетенциями, которых традиционно не готовят в вузах Люди вынуждены обучаться сами, однако переизбытка специалистов с новыми навыками, нет», – объяснил Александр Повалко, генеральный директор, председатель Правления АО «РВК».
Однако не только развитие новых компетенций ожидает участников проекта на острове Русский – проект также даст возможность управлять своими карьерными траекториями. По словам Дмитрия Пескова, среди участников программы организаторы будут отбирать кандидатов на позиции в органах власти, в институтах развития, в технологических стартапах и других местах и предлагать им карьерный рост. Как распорядиться полученными компетенциями, определяет сам участник.
«Один из наиболее важных содержательных фокусов программы – проработка трансформации государственного управления на управление по данным. Я верю, что это одна из наиболее значимых задач, которые перед нами стоят на ближайшие годы, – трансформировать аналитическую функцию государства и перейти от управления на ощупь к управлению на основе данных. На “Острове 10-21” в качестве основы мы будем брать те данные, которые касаются самого острова Русский, Владивостока, Приморского края и в целом Дальнего Востока и попробуем на их основе собрать первую конструкцию», – сказал Владимир Солодов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Одна из технологий, которые будут применяться на «Острове 10-21» – цифровой след и цифровой профиль человека (то, с чем будет выпускаться тысяча участников программы вместо бумажного диплома или свидетельства об окончании интенсива). Цифровой след, в свою очередь, – это подтверждение компетенций, необходимых для работы в цифровой экономике, которые получат участники проекта за 10 дней участия.
«”Остров 10-21” – это вход в непрерывную траекторию профессионального развития в течение всей последующей деятельности участника. Собрав о себе максимум данных, поняв, что человек может делать сегодня, а что ему только предстоит освоить, он сможет начать траекторию развития, для которой Университет 2035 предложит и онлайн-, и ойлайн-форматы. На острове Русский в рамках интенсива, накапливая подтверждения своих компетенций изо дня в день, участник будет включаться в разные виды деятельности и тут же проверять свои способности на практике. Капитал, с которым он выйдет, останется с ним навсегда: его будет легко найти, ему будет легко трудоустроиться и начать взаимодействие с такими же выпускниками проекта, как он сам», – комментирует Василий Третьяков, руководитель проектного дивизиона «Университет НТИ».
Процесс сбора цифровых данных организаторы включили в процедуру отбора участников, и уже сейчас первые кандидаты проходят разные форматы тестирования, анкетирования и игр, которые определяют мотивацию человека, его личные качества и то, что он умеет. Для каждого участника будет составлен собственный образовательный трек, в рамках которого он получит компетенции, необходимые именно ему. Основой отбора являются алгоритмы искусственного интеллекта, которые выявляют, в каких компетенциях человек совпадает с теми лидерами, которые также приходят в проект. По аналогичному принципу строится отбор тех, кто будет обучать. Несмотря на то, что организаторы уже позвали представителей ведущих технологических компаний, вузов и предпринимателей, одновременно ведется открытый отбор, на который может прийти любой обладатель образовательной практики, которую он может подтвердить.
Пройти тестирование может любой гражданин РФ. По результатам двухчасового тестирования, которое проводится в свободной игровой форме (кандидату придется отвечать на вопросы чат-бота одного из популярных мессенджеров), для каждого участника система выдаст персональные рекомендации по его дальнейшему пути развития, например, какие online-курсы (как платные, так и бесплатные) необходимы, чтобы ликвидировать дефицит компетенций, какие книги необходимо использовать при подготовке. Сервис бесплатно представлен каждому до 12 мая. Также организаторы отмечают: если в результате тестирования кандидат проявит талант в одной области, а по всем остальным направлениям рейтинг будет зафиксирован ниже, чем у остальных, то его все равно могут позвать, так как интересны не только те, кто хорош по всем направлениям, но и те, кто проявляет яркий талант в одной из областей (коммуникация, данные, эмоциональный интеллект и других).
«Цифровая экономика наступила, а мы сейчас формируем кадры, которые должны работать в ней. Это означает, что мы, университеты, не просчитали то, что должны были подготовить кадры раньше. Это большой вызов для всего университетского сообщества. Мы, как классический университет, стараемся максимально отвечать тому вызову, который перед нами поставлен. Например, ДВФУ стал одним из центров НТИ по направлениям нейротехнологии, виртуальной и дополненной реальностей, и мощность этих лабораторий будет в полную силу задействована в период проведения интенсива. Есть спорт высоких достижений, а есть массовый спорт. Я считаю, что это мероприятие – спорт высоких достижений, мы готовим лидеров будущего, но, если мы не будем реагировать на то, что происходит, не будем открывать актуальные образовательные программы, связанные с цифровой экономикой, формировать культуру жизни в цифровой эпохе, культуру экономики данных, мы не сформируем будущее комплексно. Самое важное – возможность кооперации между всеми институтами, которые участвуют в реализации проекта НТИ», – комментирует ректор Дальневосточного Федерального университета Никита Анисимов.
В проекте «Остров 10-21» запланировано множество форматов образовательных модулей, среди которых:
«X-labs» – лаборатории, позволяющие индивидуально или командой включиться в решение актуальных задач в области сквозных технологий (большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, технологии беспроводной связи, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, сенсорика и компоненты робототехники).
«Цифровое ГТО» – короткие насыщенные курсы позволят быстро получить и продемонстрировать навыки применения цифровых инструментов.
«Клубы мышления» – технологии системного мышления, решения изобретательских задач, проектирования и прогнозирования будущего, моделирование деятельности и работа с проектами.
«Работа с глобальными рынками» – мастер-классы от тех, кто имеет успешный опыт создания продуктов; «прокачка» цифровых бизнес-компетенций и навыков межкультурных коммуникаций.
Как попасть на остров?
Подайте заявку на участие и пройдите тестирование на сайте. Первый этап продлится до 12 мая, проходить задания теста можно в любой последовательности. Во второй этап пройдут участники, успешно прошедшие испытания первого этапа. Второй этап определит победителей, его можно будет пройти с 15 по 26 мая. По результатам второго этапа 1000 человек будут приглашены к участию в проекте «Остров 10-21» и начнут предварительную подготовку к предстоящему образовательному интенсиву на острове Русский.