Сегодня Лаборатория качества городской жизни Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО занимается не только исследованиями, но и разработкой проектных решений для улучшения качества городской среды. Одним из важных фокусов как для представителей лаборатории, так и для урбанистов всего мира являются открытые общественные пространства, которые играют в городе важную роль: здесь люди встречаются, общаются, обмениваются опытом, отдыхают. По словам Александры Ненько, руководителя лаборатории и доцента Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, эмоции важны для понимания того, что в открытых общественных пространствах людям нравится, а что вызывает страх, отвращение, грусть, злость.

«Imprecity – это возможность говорить об эмоциях Петербурга, принимать решения и делать проекты, чтобы улучшить эмоциональный фон и состояние людей, что приведет к улучшению качества жизни, а это то, что заявлено в различных стратегиях развития города. Исследование отражает актуальную потребность в разработке новых инструментов оценки городской среды с точки зрения горожанина. Мы берем за основу одно из самых интригующих измерений – эмоции. У ученых эмоции часто вызывают недоверие – они ненадежны, субъективны, неверифицируемы. Но нашей Лаборатории интересен именно этот опыт, ведь люди в городе действуют, исходя из субъективных переживаний, а не рационального принятия решений».

Сервис Spatial emotional awareness. Температура разных частей тела при испытывании человеком определенных эмоций. Источник: augmentation.media.mit.edu
Сервис Spatial emotional awareness. Температура разных частей тела при испытывании человеком определенных эмоций. Источник: augmentation.media.mit.edu

Несмотря на то, что эмоции вызывают недоверие у научного сообщества, изучением эмоций горожан сегодня интересуются многие международные исследовательские и проектные команды и лаборатории, в частности, такие гиганты, как MIT и Google. Многие онлайн сервисы и приложения дают возможность делиться эмоциями, к примеру, в foursquare, flamp, Google maps пользователь может «зачекиниться», оставить комментарий и поставить рейтинг заведению. При этом создаются и специальные сервисы. Например, сервис Spatial Emotional Awareness (SEA) (с английского буквально – пространственная эмоциональная осведомленность) представляет собой электронный гаджет, который направляет перемещения человека в городе в зависимости от близости людей, способных вызвать положительные чувства. В приложении Emotion Map пользователи отмечают места, которые посещают, ставят эмоциональные оценки и метки о том, что они делают в этом месте. Метками можно делиться с друзьями и пользователями приложения. Пользователи могут проверить наличие в каком-то месте интересных эмоциональных меток, а также общаться друг с другом и получать ежедневные отчеты, показывающие персональную эмоциональную статистику. Emotionsense – платформа, которая позволяет отследить эмоциональное состояние в определенных местах города в течение дня. Данными для анализа становится информация, которую фиксирует смартфон – телефонные звонки, голосовые сообщения. Приложение анализирует смех, паузы и тембр голоса в речи пользователя и определяет его эмоциональное состояние.

Исследование эмоций Санкт-Петербурга сейчас находится на этапе сбора первой волны данных. На их основе эксперты составят аналитику, которая будет отражена в виде инфографики – с ней жители смогут ознакомиться как на ресурсах Университета ИТМО, так и в городских СМИ.  

«Мы планируем создать эмоциональные рейтинги открытых общественных пространств, к примеру, показать топ-5 в номинациях “Самый печальный парк” и “Самая счастливая набережная”. Мы проанализируем, какие общественные пространства “эмоционально популярны”, то есть получили максимальное количество отметок и вызывают эмоциональный отклик у горожан и гостей города. Мы покажем те места, где люди не испытывают эмоций и которые являются своего рода “эмоциональными пустотами” города. Скорее всего, такие зоны совпадут с бывшими индустриальными территориями, закрытыми и отчужденными территориями города, однако некоторые общественные пространства также могут оказаться в их числе. Мы также планируем проложить “эмоциональные маршруты” – места, которые нужно пройти, чтобы получить определенные эмоции, однако, для такой аналитики нам нужно иметь достаточный объем данных», – объясняет Александра Ненько.

Эксперты лаборатории намерены собрать несколько тысяч эмоциональных меток, чтобы иметь возможность осуществить статистически значимый анализ эмоциональных меток и семантический анализ текстов комментариев. Сейчас собрано 600 меток. Также, по словам исследователей, их интересует живая, интересная аналитика, для создания которой планируется интегрировать больше живых комментариев горожан и экспертов, делать прогулки и фотосессии из городских мест, которые вызывают бурные эмоции, чтобы Imprecity однажды могла стать городским медиа.

Стать участником исследования может любой человек – на этапе сбора данных исследователи не предусматривают ранжирования. Для входа в Imprecity для всех условия одинаковы: регистрация через популярные соцсети – ВКонтакте, Facebook, Google+. С помощью эмодзи пользователь может отметить свои эмоции на карте и оставить комментарий. Аналитики Imprecity составляют регулярно обновляемые карты эмоций, эмоциональные рейтинги мест, публикуют комментарии, чтобы вы знали, куда пойти, чтобы почувствовать себя лучше, куда сводить любимых и друзей, а каких мест лучше избежать.

Карта эмоций «Радость»
Карта эмоций «Радость»

Несмотря на то, что проект реализован на русском языке, иностранцу он тоже будет понятен, так как эмотиконы универсальны и комментарии к ним можно оставлять на любом языке. Фильтрация информации, оставленной гостями и жителями города, будет происходить на этапе анализа данных на основании семантического анализа комментариев по кодовым словам и сопоставляя данные с классическими туристическими маршрутами и картой туристических аттракторов и гостиниц. Так отметки в нецентральных районах скорее всего будут принадлежать местным жителям. 

Глобальная цель проекта – выработать рекомендации по улучшению эмоционального фона города, которые впоследствии будут адресованы Правительству Санкт-Петербурга. Они будут сформированы на основании эмоциональных горожан и экспертного заключения со стороны Лаборатории. Результаты работы Imprecity – один из механизмов мониторинга качества жизни и городской среды, который заложен в рамках реализации программы «Умный Санкт-Петербург». Одновременно Imprecity является «умной» технологией, которая соединяет функцию сбора данных и коммуникации между горожанами, экспертами и людьми, принимающими решения. Кроме того, результаты Imprecity могут быть адресованы администрациям районов, муниципальных образований, городских комитетов, городским сообществам, которые развивают те или иные территории города.

Сегодня над проектом Imprecity  работают эксперты Лаборатории качества городской жизни и команда разработчиков Thinglink, которая базируется в Институте дизайна и урбанистики. В составе Лаборатории: руководитель Лаборатории, социолог и урбанист Александра Ненько, Марина Петрова – аналитик городских данных и визуализатор, а также Артем Конюхов – программист. Со стороны Thinglink участие в проекте принимают Алексей Соломатин, Филипп Шер, Андрей Люберт и Антон Гуркин.

Карта эмоций «Грусть»
Карта эмоций «Грусть»

Отметим, что проект Imprecity входит в программу «Умный город Санкт-Петербург», которая осуществляется при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Также проект был представлен на конференции Comparative media studies in today’s world, по результатам которого будет сделана публикация в журнале DTGS Proceedings in the CICS Series by Axel Springer Verlag (indexed by SCOPUS).

Регистрация на Imprecity осуществляется с помощью социальных сетей. Данные обрабатываются в обобщенном виде и анонимно. Присоединиться к исследованию можно до 30 мая 2018 года.