Как отмечают организаторы, главная задача «Острова» — создание коммуникационной площадки, где участники смогут прокачать свои компетенции, развить проекты, обменяться опытом, завязать профессиональные контакты и сформировать новые проектные команды. Участниками первой в России образовательной программы по интенсивной подготовке кадров для цифровой̆ экономики и Национальной технологической инициативы стали технологические предприниматели, талантливые школьники, прошедшие обучение в «Кванториумах», выпускники «Сириуса» и олимпиад НТИ, стартап-команды, региональные и федеральные чиновники, специалисты в области Big Data и цифровых дисциплин.
Ключевая особенность интенсива — экспериментальный принцип построения программы. Участники могли сами выбирать из нескольких вариантов деятельности, предлагаемых на определенном этапе. Кроме того, слушатели интенсива получали возможность поработать в разных командах и над несколькими задачами.
Программа длилась 11 дней и включала несколько образовательных форматов: короткие курсы по основным цифровым дисциплинам, предназначенные для быстрого ознакомления с основными инструментами; командную работу, в течение которой участники могли присоединиться к командам проектов НТИ и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на федеральном и региональном уровне; лекции визионеров; «клубы мышления», предназначенные для ознакомления с технологиями системного мышления, решения изобретательских задач, проектирования и прогнозирования будущего; и наконец «X-labs» — формат проектной работы, ориентированный на специалистов, работающих в области больших данных, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, с новыми и портативными источниками энергии, нейротехнологиями, VR/AR, сенсорикой и компонентами робототехники.
«Одной из главных характеристик и Университета НТИ 20.35, и прошедшего накануне интенсива “Остров 10-21” является экспериментальность. Прежде всего с точки зрения построения различных образовательных траекторий. Университет преследует цель собрать лучший образовательный контент, который на данный момент есть в стране, соответствующим образом его упаковать и распространить среди студентов, — комментирует Нина Яныкина, и.о декана ФТМИ, начальник департамента проектной и инновационной деятельности, — Методики, которые отрабатывают наши коллеги, совпадают с тем, что мы планируем внедрять у себя или уже внедряем. И в этом плане целеполагание у нас совпадает: это и использование новых техник в обучении, и максимальное погружение в онлайн, и цифровизация, и увеличение количества студентов. В Университете НТИ все это делается очень быстро, с привлечением большого количества партнеров, каждый из которых обладает своими знаниями и компетенциями. И на мой взгляд, нам очень важно быть частью этой экосистемы, принять участие в эксперименте, чтобы отработать эти методики максимально быстро и продумать, что в этом плане мы можем сделать у себя внутри университета».
Университет ИТМО на «Острове 10-21»
Университет ИТМО выступил образовательным партнером программы, эксперты вуза стали руководителями нескольких треков, посвященных различным тематикам — от интеллектуальной собственности, научно-технологического форсайта и технологического предпринимательства до научной коммуникации и когнитивных технологий. Лекторами и преподавателями на «Острове» стали Нина Яныкина, Александр Бухановский, директор мегафакультета трансляционных информационных технологий, Олег Мальсагов, советник ректора Университета ИТМО по развитию, Наталья Луковникова, директор Центра научно-технологического форсайта, Дмитрий Мальков, директор Центра научной коммуникации, и его заместитель Дарья Денисова.
Технологическое предпринимательство и управленческое мышление
Олег Мальсагов провел секцию в предпринимательском блоке, направленную на представителей проектных команд, которые получают или уже получили статус компаний НТИ. Основой интенсива для слушателей «Острова» стал блок по формированию управленческого мышления, который входит в акселерационную программу Университета ИТМО и партнера вуза — техноброкерской компании «Деловой Альянс». Программа акселератора включает в себя три базовых части: первая часть связана с технологиями, вторая — с экономикой, а третья — с управлением. Кроме того, отдельным направлением акселерационной программы, реализуемой Университетом ИТМО и «Деловым Альянсом», является обучение предпринимателей коммуникативным навыкам, навыкам подготовки и представления презентации и многому другому.
«Когда мы обсуждали, какую программу представить на “Острове”, пришли к выводу, что в полной мере рассказать об экономике и тем более технологии за такое короткое время не получится. Поэтому мы сконцентрировались на блоке, посвященном управленческому мышлению. Как показывает практика, это именно то, что “хромает” у большинства проектов, которые проходят через нашу программу», — говорит Олег Мальсагов.
Традиционно обучение в блоке по управленческому мышлению занимает 10 дней. За это время учащиеся слушают лекции, посещают семинары и мастер-классы, а также выполняют практическую работу. На «Острове» программа была сжата до шести тематических блоков длительностью по два часа, каждый из которых, согласно условиям организаторов, должен был быть самостоятельным.
«Для нас практика таких коротких интенсивов стала новым опытом. В таком формате, за два часа, очень сжато объяснить материал, а также дать попрактиковаться — тяжело. Для погружения в тему и осмысления материала нужно больше времени», — продолжает Олег Мальсагов.
На коротких занятиях слушатели, которые только начинают знакомиться с практикой управления собственной компанией, получили направление для размышления, добавляет эксперт. В будущем тем студентам, которые хотят продолжить развитие в сфере управления, следует углубить свои знания в области менеджмента с помощью проверенных базовых курсов и зарекомендовавших себя учебных пособий.
Один из способов — продолжить обучение в полноценной акселерационной программе. Как отмечает Олег Мальсагов, Университет ИТМО и «Деловой альянс» уже рассматривают возможность запуска большого стационарного акселератора. Занятия по программе будут вестись офлайн, однако в перспективе партнеры заинтересованы в разработке полноценного онлайн-курса, который будет доступен гораздо более широкому кругу слушателей.
«Это будут не отдельные двухчасовые ролики, а полноценный пакетный курс, предполагающий комплексное и подробное погружение в область. Бренд Университета ИТМО и “Делового Альянса” известен и хорошо зарекомендовал себя в профессиональном сообществе. К сегодняшнему моменту мы отработали наши методики на акселераторе TechNet, в составе программы GenerationS наша команда прошла большую практику. Поэтому мы готовы выпускать самостоятельный продукт», — заключает Олег Мальсагов.
Научная коммуникация
Блок по научной коммуникации совместно с научным журналистом Ольгой Добровидовой и старшим преподавателем департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Андреем Кожановым на «Острове» провели директор и заместитель директора Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дмитрий Мальков и Дарья Денисова.
Мастерская «Навигатор популяризатора наук и технологии» включала два трехдневных трека, каждый из которых прошел в формате образовательного интенсива. Первый трек, который провели Дмитрий Мальков и Ольга Добровидова, был посвящен вопросам научного PR и журналистики, а также в целом развития и перспектив научной коммуникации в России.
Второй трек, экспертами которого выступили Дарья Денисова и Андрей Кожанов, касался в большей степени социологических аспектов темы — восприятию научной коммуникации в обществе и современному образованию в области SciComm. Как отмечает Дарья Денисова, главной особенностью программы стали ее практическая направленность, а также гибкость, которая позволила принять участие в интенсиве любому слушателю, который приехал на «Остров».
«Мы говорили о моделях научной коммуникации, о том, как выстраивать коммуникацию с выбранной целевой аудиторией и как построить для себя образовательный трек, чтобы развиваться в этом направлении, — рассказывает эксперт. — Несмотря на то, что научная коммуникация явно не прописана в стратегии развития НТИ, она представляет собой важную область для развития новых рынков. Она неразрывно связана со всеми аспектами деятельности НТИ, начиная от олимпиад и заканчивая поддержкой проектов на глобальных рынках. Поэтому мы рады, что встроили этот модуль по SciComm в этот образовательный проект».
Она добавляет, что, учитывая экспериментальный формат всей программы «Острова», аудитория блока по научной коммуникации включала представителей совершенно различных направлений. Как на первый, так и на второй трек, пришли слушатели, которые планировали использовать научную коммуникацию в своей деятельности, а также те, кто так или иначе связывает свою профессиональную траекторию с задачами по продвижению и популяризации науки. Модуль прошел при экспертной поддержке Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки и проекта РВК «Коммуникационная лаборатория».
В последний день интенсива команда образовательной платформы «Лекториум» предложила преподавателям записать небольшие десятиминутные ролики, которые резюмировали всю работу на «Острове». В видео Андрей Кожанов рассказал про модели научной коммуникации, а Дарья Денисова представила краткий обзор, как можно быстро познакомиться с научной коммуникацией и что можно начать делать в этой сфере уже сегодня, независимо от статуса и уровня подготовки. Эти видео станут частью большой экосистемы видеокурсов, которые формируются на «Острове».
Результаты и перспективы
Ряд сотрудников вуза выступил в роли слушателей и студентов. В качестве студентов в интенсиве приняли участие Анна Шуртина, начальник Управления мультимедиа, студент факультета программной инженерии и компьютерной техники, Анатолий Семенов, ведущий менеджер Центра научного бизнес партнерства, Елена Гаврилова, директор Управления по развитию предпринимательства, Алексей Духанов, начальник Управления магистратуры, Наталья Кутьина, студент факультета технологического менеджмента и инноваций, и другие.
Елена Гаврилова принимала участие в программе интенсива в треке «Бизнес-архитектор», однако, посещала мероприятия «Острова 10-21» не по рекомендациям ИИ, а по личному выбору.
«К сожалению, не все лаборатории и мастер-классы отличались полезностью и практической направленностью. Максимального результата удалось достичь в рамках лаборатории "Стратегия 2035", где мы в группах создавали образ территориальной, индустриальной и социальной структуры России будущего. Практические навыки продвижения личного бренда в сети LinkedIn я получила на мастер-классе Амира Роберто, навыки поиска и привлечения абитуриентов в сети “Вконтакте” — на мастер-классе Вячеслава Гойко из ТГУ, где коллеги рассказывали о своем практическом опыте и используемых ими инструментах. Отдельно хотелось бы отметить огромное количество профильных связей, в первую очередь, с представителями региональных органов власти, с которыми мы планируем предложить сотрудничество в рамках нашей Межрегиональной сетевой программы», — рассказывает она.
Кроме того, во время интенсива удалось посетить рабочую встречу с Гюзель Баскаковой, начальником отдела инвестиционной политики Департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития России, добавляет Елена Гаврилова. Результатом этой встречи стало приглашение присоединиться к создаваемой при Минэкномразвития рабочей группе по интеллектуальной собственности.
Оценивая программу «Острова» в целом, она отмечает, что больших результатов, знаний и практических навыков по итогам интенсива удалось бы получить, если бы у слушателей было больше информации о расписании, отзывы о спикерах, а также возможность проработать и подготовить по итогам интенсива новый проект, продолжить реализацию которого можно было бы по возвращению.
Нина Яныкина добавляет, что важной задачей для Университета НТИ 20.35 уже после «Острова» будет являться продолжение работы со студентами и командами, чтобы помочь развить идеи, возникшие в рамках интенсива, сохранить команды и развивать собственные полноценные проекты. Еще одним перспективным вариантом развития программы «Острова» станет формирование спроса со стороны органов государственной власти и компаний на студентов, которые прошли обучение на интенсиве.
«Те знания, которые студенты получили на “Острове”, и те условия, по которым они были отобраны, дают основания полагать, что эти люди могут быть востребованы в направлениях, которые сегодня важны для государства — это и цифровая экономика, и направления, связанные с НТИ, — говорит эксперт. — В целом же, я считаю, что с точки зрения развития образовательной системы в России это глобальный и хороший эксперимент, результаты которого можно в перспективе приземлить на практические любые ступени образования. Например, на площадке факультета технологического менеджмента и инноваций мы планируем также использовать определенные модули в образовательной деятельности».
Национальная технологическая инициатива (НТИ) — программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. НТИ включает системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций.
Университет НТИ «20.35» — это первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Он ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников НТИ и специалистов, работающих на новых глобальных рынках. Его ключевая особенность — сетевой принцип функционирования с использованием возможностей образовательных организаций и цифровых образовательных платформ, лучших курсов и моделей обучения, которые существуют в различных вузах. Презентация университета состоялась в ноябре минувшего года. Работа университета «20.35» будет рассчитана на короткий жизненный цикл — до 2035 года.