В стажировке участвовали преподаватели из вузов Латинской Америки, Африки, также были представители из Азии. Трое преподавателей Университета ИТМО – Клавдия Боченина, Михаил Петров и Галина Романова – были единственными представителями России. Стажировка прошла на базе лаборатории MIT J-WEl, проводящей  междисциплинарные исследования в области высшего образования. Участники стажировки обучались по восьми модулям: Learning Science, Course Structure, Problem-Solving, Entrepreneurship, Online/Digital Tools, Relevance, Inclusive Teaching, Case Studies. В последнем модуле они обучались организации проектной работы в группах со специализацией по различным предметным областям: компьютерные науки, науки о жизни, экономика. Воркшопы проводили методисты, ученые и профессоры MIT. Перед участниками была поставлена конкретная цель: переработать курсы, читаемые в Университете ИТМО, в соответствии с последними достижениями педагогики высшей школы.

Стажировка была направлена на то, чтобы дать практикующим преподавателям знания об актуальных и действенных инструментах повышения эффективности образования, чтобы они могли применить их в своей работе. Организаторы приводили такие примеры: эффективность студентов вырастает на 6% при активном обучении, при этом студенты, которые обучаются с использованием традиционных методик, имеют более высокую вероятность провалиться на экзамене.

Активное обучение – это методика, при которой лекции делятся на небольшие блоки продолжительностью по 10-15 минут, а между ними преподаватели дискутируют со студентами или решают практико-ориентированные задания, рассказала Клавдия Боченина, доцент кафедры высокопроизводительных вычислений, участник стажировки. Эффективность активного обучения связана с наличием так называемого attention span – максимального промежутка времени, в течение которого человек может успешно концентрироваться на одной задаче.

На стажировке большое внимание уделялось дополнительным интерактивным материалам, которые можно использовать в обучении, добавила Клавдия Боченина. Например, в MIT распространена практика flipped classroom, когда большой объем теоретического материала студенты изучают с помощью онлайн-курса или записанной профессором лекции, а на самом занятии уже обсуждают с ним какие-либо аспекты изученного материала. При таком обучении результативность повышается, отмечали лекторы стажировки.

Также они подчеркивали важность проектного метода в работе со студентами, когда те или иные теоретические знания обучающиеся могут сразу применить в решении задач по какому-либо проекту. Например, многие экзамены в MIT построены не по привычной схеме «билетов». Там студенты получают какой-либо кейс (описание ситуации и перечень связанных с ней задач) и должны решить его на основе изученных в рамках курса знаний. Таким образом, проверяется, действительно ли студент усвоил материал курса или же просто заучил информацию.

Стажировка в MIT
Стажировка в MIT

Практически все практики, которые преподавались на стажировке, можно реализовать в российских условиях, в Университете ИТМО в том числе, подчеркнула Клавдия Боченина. Однако применение любой практики требует учета специфики курса (так, базовым математическим дисциплинам бакалавриата больше подойдет традиционный  формат, чем проектное обучение, однако и для них будут полезны дополнительные интерактивные материалы).

«В целом, в области компьютерных наук такие формы обучения могут быть весьма эффективны, и некоторые из них мы с коллегами уже успешно реализуем, например, обучение по проектному методу. В НИИ НКТ существует практика ежегодного пересмотра актуальности преподаваемых курсов как с точки зрения теории, так и практики, и я применила знания и опыт, полученные в MIT, для улучшения своего курса "Технологии машинного обучения", который читаю в магистратуре. В основном это касается методов вовлечения студентов в образовательный процесс, например, можно организовывать лекцию как несколько блоков материала с перерывами на дискуссии и применение теории на практике. Полагаю, что из-за этого может измениться и система оценивания студентов, чтобы в течение семестра они набирали баллы более равномерно», – прокомментировала Клавдия Боченина.

Также в ходе стажировки участникам был предложен модуль, посвященный развитию навыков предпринимательства у студентов. Дело в том, что на территории MIT находится огромный кластер биомедицинских стартапов и компаний, и студенты уже в процессе обучения могут там стажироваться, работать в лабораториях. Также на базе MIT расположена знаменитая Школа управления Слоуна, в которой готовят профессиональных менеджеров со степенью МВА. Таким образом, в вузе под одной крышей находятся ученые-исследователи, а также огромное количество предпринимателей. Именно поэтому в университете существует практика проведения объединенных курсов для предпринимателей и исследователей, на которых студенты обучаются тому, как коммерциализировать науку.

MIT. Источник: news.mit.edu
MIT. Источник: news.mit.edu

Так, в вузе со студентами работают представители индустрии, которые собирают обучающихся в команды и делают вместе с ними какие-либо проекты. При этом стартапы организуют не только студенты, но и сами преподаватели и руководители лабораторий – культура бизнес-инкубаторов там очень развита. У профессора даже может быть освобожден один рабочий день в неделю, чтобы консультировать представителей индустрии.

«Лекторы стажировки подчеркивали, что обучиться навыкам ведения бизнеса может любой человек – не существует какой-либо "предпринимательской жилки", как мы привыкли думать. Обучение этим навыкам позволяет мотивировать студентов на научные исследования, потому что они яснее представляют, где может быть востребована их работа. Кроме того, человек получает хорошие навыки управления, что может пригодиться везде», – отметила Клавдия Боченина.

Также участники стажировки осмотрели на экскурсиях многочисленные лаборатории университета, в том числе лабораторию, где изучаются возможности  виртуальной реальности в образовании. Преподавателям показали VR-приложение, с помощью которого можно наглядно изучать фундаментальные законы физики. В теории, разработать методику обучения с помощью VR не требует много времени, отметили лекторы MIT, однако для массового внедрения таких инструментов нужно оборудование, а также обученные люди, которые будут разрабатывать необходимые курсы и программное обеспечение.

MIT. Источник: fortune.com
MIT. Источник: fortune.com

«Была и общая экскурсия по корпусам, мне очень понравилось здание, где располагаются лаборатории в области компьютерных наук, –  у него очень интересная архитектура. В целом, в MIT очень открытая среда: ты можешь зайти практически в любое помещение, посмотреть, что там происходит, пообщаться с исследователями. Также у них очень развита концепция Art&Science, и иногда кажется, что находишься на выставке современного искусства. Например, там есть экспозиция ярких фотографий, сделанных с помощью микроскопа. В MIT создается впечатление, что находишься в среде с повышенным интеллектуальным потенциалом: здесь и лаборатории, и офисы крупных компаний, и исследовательские центры», – сказала Клавдия Боченина.

В конце стажировки все участники представили результаты своей работы в виде презентации. Клавдия Боченина показала, как с помощью постепенной подачи материала закрепляется понимание основных понятий, о которых студенты узнают на первых лекциях ее курса. Доцент кафедры прикладной и компьютерной оптики Галина Романова также участвовала в стажировке и представляла курс Optical Systems Design («Проектирование оптических систем»), который ведется в Университете ИТМО для иностранных студентов на английском языке. Однако курс с очень близким содержанием существует и для русскоязычных магистрантов – «Расчет и автоматизация проектирования оптических систем».

Стажировка в MIT
Стажировка в MIT

«Во время стажировки я пересмотрела структуру курса, чтобы сделать его более логичным и последовательным, придумала несколько тестов для проверки понимания материала, добавила больше так называемого "активного обучения", пересмотрела баланс обязательного и дополнительного материала. Многие приемы и идеи, которые демонстрировали лекторы и ведущие курсов, хотелось бы попробовать реализовать. В том числе это идеи, связанные с формой проведения экзамена, формулировкой заданий и задач, онлайн материалов», – прокомментировала Галина Романова.