Расскажи про поездку в Норвегию
Я участвовал в конгрессе International Society of City and Regional Planners – это международное сообщество городских и региональных планировщиков. Каждый год они выбирают город в любой стране мира и съезжаются туда. Вместе обсуждают новости и делятся результатами работы. Есть еще воркшопы, которые они проводят чаще, но конгресс – главное их мероприятие. В этом году он проходил в 54 раз, в норвежском городе Буде.
Тема этого года – cool planning, то есть городское планирование в холодных городах. Меня пригласили благодаря моей статье, где я осветил рекомендации по благоустройству городов с холодным климатом. В России есть много городов с очень тяжелыми зимами, а с нормативами по благоустройству там много проблем. Во-первых, они попросту устарели. Во-вторых, распространяются они и на южные, и на северные города. Хотя очевидно, что люди по-разному проводят время на улице в зависимости от погодных условий, в которых они живут.
Я анализирую опыт других стран – Канады, США, Финляндии. Планирую еще дальше изучать Норвегию и Швецию, но пока это сложно – большая часть потенциально интересной мне информации представлена на национальных языках. С научным руководителем Сергеем Кудиновым мы планируем обратиться за помощью к местным университетам, чтобы расширять область анализа.
На основе изучения мирового опыта и наших нормативов, Госта и СП (официальные регулирующие документы по благоустройству и строительству), мы ищем недостатки и предлагаем список рекомендаций. То есть в итоге составляем такой гайдлайн, что учитывать в благоустройстве северных городов России.
Что бы ты посоветовал изменить в Петербурге?
Самый простой пример – остановки общественного транспорта. В том же Буде, где проходил конгресс, строят остановки закрытого типа. Если наши остановки обычно представляют собой заднюю стенку с крышей, которая иногда прикрыта с одного-двух боков, то в Норвегии остановки закрыты и на часть передней стенки. То есть по сути ты находишься в закрытом со всех сторон убежище. В периоды снегопада и сильного ветра ты защищен пока ждешь свой транспорт.
Пример хорошей практики в Петербурге, которую стоит развивать, – железные круглые тумбы с огнем внутри, их ставят зимой в Новой Голландии. К такому месту ты можешь подойти и погреться. Это стимулирует не сидеть внутри помещений, не запираться дома, а больше проводить время на улице, не боясь замерзнуть.
А какая проблема в благоустройстве таких городов кажется тебе наиболее актуальной?
У нас есть проблемы во многих аспектах. Например, есть давняя проблема отвода воды с крыш. Сейчас во всех городах России дождевую воду и растаявший снег с крыш сливают пешеходам под ноги. Зимой это все замерзает в плотный слой льда: люди падают, травмируются. Казалось бы, уже давно придумали уводить водосточные трубы прямо в ливневую канализацию, но в России мы продолжаем каждый год испытывать дискомфорт, проходя мимо стоков.
Самое интересное, что во многих странах в Европе давно проверили технологии и научились их делать. Все основные решения уже придуманы – нужно взять специалистов и позволить им делать свою работу. Не нужно изобретать, тратить деньги на research and development. Есть практика – перенимаешь ее.
Более того, это только в развивающихся странах люди идут к созданию комфортных городов. В Европе эту ступеньку давно прошли и обратились к новым проблемам: глобальное потепление, смена климата, озоновый слой. То есть свои города они уже обустроили и задумались над глобальными проблемами.
Местами, конечно, и у нас видны просветы. Очень хороший пример показывает Москва. Шумные, загруженные трафиком улицы превратились в комфортные, с широкими тротуарами. Появился парк «Зарядье», который открыли в самом центре города, фактически у стен Кремля – все для пешеходов.
Понятно, что Москва – особый случай. У них есть бюджет и цель показать максимум, на что способна Россия. Но проблема неразвитых городов остается. Я, например, родом из Сыктывкара, это республика Коми. Власти города обеспечивают минимальное благоустройство с теми же тротуарами. Положил асфальт на улице – считай, благоустроил.
Почему, как ты думаешь, так происходит?
Я, к сожалению, не общался со специалистами, которые занимаются этим в России. Но, на мой взгляд, это недостаток обмена практиками. Профильные специалисты могут поехать в Европу и набраться знаний о том же street design. Если люди, принимающие решения, будут в курсе современных практик, есть шансы на изменения.
Я поэтому и начал писать об этом. Подумал, вот создам иллюстративный гайдлайн и, может, когда-нибудь выпадет возможность положить его на стол губернатору города. Помимо федеральных нормативов, которые регулируют благоустройство, есть еще локальные нормативы. И муниципальные округи могут предлагать любые решения, которые не противоречат федеральным.
Полезной информацией можно делиться со всеми. Собственно, поэтому я и начал несколько лет назад канал в Telegram «Город и люди». Русскоязычных ресурсов про урбанизацию очень мало, поэтому я решил брать полезные англоязычные тексты и переводить на русский.
Моя основная мотивация развивать проект – желание принимать участие в улучшении наших городов. До медийного веса крупных блогеров добраться тяжело, но почему не заниматься тем, что нравится?
Сейчас я хочу уйти от ограниченного формата телеграм-канала и создать сайт. Поэтому сейчас я собираю команду авторов, которым интересно писать о городе. Можно без опыта, главное – желание писать тексты о городе. Любой человек, который хочет себя попробовать, может написать мне (nikolaev.artem.g@gmail.