Добрососедская рекламная сеть (рабочее название проекта) выявляет социальные латентные связи между заведениями на локальном уровне на базе алгоритма автоматизированного анализа больших городских данных. Пользователь «чекинится» в баре, кафе или ресторане, и система автоматически добавляет место в список его интересов.

На базе алгоритма сотрудники Лаборатории качества городской жизни (QULLAB) Артем Конюхов, Александра Ненько, Мария Подкорытова и Марина Петрова построили пространственные сети заведений Петербурга и выделили кластеры с наиболее сильными связями. Они обозначены как вернакулярные районы — места не просто географически связанные, но и привлекающие пользователей с близкими интересами. Грубо говоря, если человек ходит в кофейню А и пекарню B, то А и В соединяются через этого человека.

Исследования команды показывают, что границы вернакулярных районов не совпадают с административными границами внутри города, районы образуют собственную географию города, которая отражает повседневные практики и предпочтения пользователей. Полученную карту можно посмотреть здесь.

Карта вернакулярных районов. Источник: spblivehoods.github.io
Карта вернакулярных районов. Источник: spblivehoods.github.io

Целевая аудитория проекта — предприятия малого бизнеса, которые предоставляют не дорогостоящие, но персонализированные услуги (не масс-маркет): кофейни, пекарни, бары, книжные магазины и другие. Кроме того, команда ориентируется на субкультурный и сетевой эффекты: например, добрососедская сеть будет полезна поклонникам хорошего кофе, готовым купить его в разных заведениях.

Члены команды QULLAB называют себя в первую очередь исследователями естественного поведения человека в городской среде и формирования городских сообществ.

«Мы наследуем идеи чикагской школы социологии, которая сформировалась в 20-е годы прошлого века и изучала городскую экологию, рассказывает руководитель QULLAB Александра Ненько. Мы также опираемся на идеи вернакулярной географии о том, что город состоит не из административных единиц, а из повседневных перемещений и практик использования городской среды. Другой источник нашего вдохновения проект Livehoods университета Carnegie Mellon. Мы применили их идею к данным по Петербургу и усовершенствовали алгоритм, чтобы учитывать барьеры выстроенной среды (индустриальные территории, магистрали, воду), которые отделяют один выделенный в ходе исследования кластер от другого. Мы видим ценность алгоритма для представителей малого бизнеса и придумали, как использовать знание о границах кластера для усиления внутренней циркуляции полезной информации. К примеру, распространения скидок в заведениях с похожими аудиториями».

Александра Ненько на конференции In the City. Источник: социальные сети
Александра Ненько на конференции In the City. Источник: социальные сети

Прототип

Сейчас команда разрабатывает «бумажный прототип» — размещение в кафе и барах боксов со скидочными купонами на услуги «родственных» заведений. Отрывную часть купона посетитель оставляет в боксе заведения, куда пришел. Благодаря выявленной социальной схожести мест сеть будет учитывать реальные предпочтения пользователей и даст рост таргетированной взаимовыгодной системе скидок.

«Смысл бумажного прототипа в том, чтобы быстро и дешево проверить основную гипотезу можно ли направить пользователя из заведения А в заведение B, если предложить ему скидку на то, что ему интересно, — объясняет магистрант Института дизайна и урбанистики, IT специалист и разработчик QULLAB Артем Конюхов. — Мне не нужны скидочные купоны, когда я спускаюсь в метро, но, если я направляюсь на обед, я могу захватить купон в университете. Или пойти за булочкой после кофе. На разработку прототипа уйдет часть денег гранта, который мы получили от института Стрелка”».

Конференция In the City от Института «Стрелка». Источник: социальные сети
Конференция In the City от Института «Стрелка». Источник: социальные сети

О страхах пользователей

Разработчики не боятся, что люди будут напуганы сбором больших данных об их выборе мест для проведения досуга. Алгоритм обрабатывает информацию анонимно. К тому же, по словам участников команды, мы каждый день умышленно и неумышленно «следим» за людьми в соцсетях, но это нас не пугает и не отвращает от них. QULLAB публично позиционирует пользу для клиентов (информирование о скидках) и владельцев заведений (привлечение новых клиентов) — у обеих сторонесть мотивация использовать разработанную добрососедскую сеть.

«Мне очень нравятся европейские инициативы по передаче прав на данные пользователя самому пользователю. Думаю, если позволить ему торговать своим цифровым следом, то вопросов к сбору данных станет меньше», — рассуждает Артем Конюхов.

Пекарня
Пекарня

Будущее проекта

В дальнейших планах команды — создание мобильного приложения. Оно будет связывать «родственные» заведения воедино и предлагать пользователю игровой опыт. Например, «собери все фишки мест недели и получи приз» с элементами дополненной реальности. Приложение также будет советовать пешеходные маршруты, связывающие кофейни, пекарни и другие места, которые могут понравиться пользователю. В случае успеха проект может вырасти вплоть до компании, оказывающей консалтинговые услуги малому бизнесу и сохраняющей при этом социальный компонент.

На дальнейших этапах реализации — последующее усиление связи между бизнесом и горожанами в формате организации совместных мероприятий. Это повысит сплоченность сообществ и позволит им активнее включаться в управление городом на местном уровне.

Для создания приложения и будущей работы команда QULLAB будет привлекать программистов. Сотрудники лаборатории приглашают заинтересованных принять участие в создании Добрососедской рекламной сети и других проектов (например, карты эмоций в Петербурге). Для этого нужно написать на почту qullab.spb@gmail.com.