Экзаменационная деловая игра прошла для магистрантов в рамках двух образовательных курсов: «Стратегия и бизнес-планирование» и «Измерение и прогнозирование стратегического результата». Деловая игра подразумевает групповую работу над решением той или иной проблемы в заданном условии (конфликт/противоречие) или же выявление потенциалов по определенному кейсу. Кейс может быть как полностью, так и частично основан на реальных фактах. В игре приняли участие три команды студентов, которые поборолись за проставление экзамена «автоматом», а также за возможность быть замеченным потенциальными работодателями.

Задача деловой игры – взять на себя роль команды топ-менеджеров, которую наняли собственники Архангельского целлюлозно-бумажного завода (АЦБК) для поиска новых зон развития АЦБК. По условиям кейса собственники довольны теми результатами, которых удалось достичь за последнее десятилетие, однако с ускорением поставки товаров и услуг потребителям, с увеличением требовательности потребителей к сервису в целом, с появлением не всегда понятных для собственников цифровых трендов, они встали перед задачей формирования нового видения дальнейшего развития компании в национальном и международном контексте.

Члены жюри
Члены жюри

Участникам игры необходимо было разработать и защитить концепцию стратегического развития на период 2020-2030, отражающую новые целевые состояния, в которые эта команда будет вести АЦБК. Также участникам нужно было представить обзор ключевых инвестиций, которые в дальнейшем потребуется согласовать собственникам в случае утверждения концепции стратегического развития на период 2020-2030 гг.

Уже не в первый раз экзаменационную игру для студентов проводит преподаватель Университета ИТМО, МГИМО и лидер бизнес-анализа корпоративных функций ПАО «Газпром нефть» Диана Сюняева, профессиональная деятельность которой связана с управлением изменениями крупных систем. По словам Дианы Сюняевой, игровой формат добавляет «проектную» составляющую в курс: слушатели имеют задачу, она тесно связана с рассматриваемыми в курсе темами, слушатели учатся формировать видение конечного результата и стремятся к нему. Кроме того, игра позволяет проявить и надпрофессиональные навыки, такие как лидерство, ораторские способности, умение отстаивать свою позицию и другие. Все это позволяет раскрыть потенциал слушателя и непременно вызывает интерес у потенциальных работодателей. Так, по итогам весенней деловой игры 2018 года несколько магистрантов Университета ИТМО уже прошли стажировки и готовятся к заключению договоров на постоянное трудоустройство в компаниях.

Диана Сюняева
Диана Сюняева

«Сегодня образование состоит не только из лекций, это и широкий нетворкинг – возможность групп взаимодействовать с пользой для всех сторон. Раньше информация была менее доступной – преподаватель аккумулировал знания и передавал их слушателям. Сегодня все библиотеки мира могут поместиться в телефоне, и задача современного лектора – навигировать слушателей на ценностные кластеры информации, вдохновить слушателей на всестороннее рассмотрение проблемы. В наше время на первом плане оказывается история с самомотивацией в образовании и самообразованием в целом, и парадигма преподавательства изменилась. Классические формы становятся менее востребованными, требуется некое образовательное менторство. Сегодня нет готовых рецептов, как приспособиться к таким изменениям, мы формируем эту новую реальность сами, в том числе посредством внедрения новых образовательных форматов», – объяснила доцент ФТМИ Университета ИТМО и лидер бизнес-анализа корпоративных функций ПАО «Газпром нефть» Диана Сюняева.

Деловая игра
Деловая игра

По словам преподавателя, в качестве экспертов на каждую деловую игру приглашаются каждый раз разные представители крупного, среднего, малого бизнеса и образовательного сектора. В этот раз членами жюри стали директор Единого расчетного центра (ЕРЦ) в ООО «Газпромнефть Бизнес-сервис» Антон Трещалов и генеральный директор «Ноябрьскнефтегазсвязь» («ННГС») Руслан Гулевич, а также руководитель компании Яблочков, стартап-резидента Сколково Самвел Аветисян и доцент Высшей школы управления и бизнеса (СПбПУ) Анна Арфае.

«Я впервые участвую в таком мероприятии. Компания старается поддерживать коммуникацию со студентами, основная проблематика сегодня заключается в том, что теоретическая база, которую дают вузы, очень отличается от реальной практики. Наша задача – сделать так, чтобы на выходе студент был подготовлен к дальнейшей работе. Пока что текущие стратегии, предложенные студентами, не достаточно раскрыты, имеют существенные недоработки, но в то же время и огромный потенциал роста. Я внес предложение проработать практические комментарии, и интересно, насколько студенты способны перевернуть комментарии в практический кейс. Сегодня у любого студента есть шанс попасть в команду компании ПАО “Газпром нефть”, если есть четко сформулированная цель. После этой сессии говорить о трудоустройстве рано, но после проработки ошибок ситуация может измениться. Компания действительно плотно взаимодействует со студентами: мы предлагаем постоянные стажировки и практики. Мы открыты», – прокомментировал директор Единого расчетного центра (ЕРЦ) в компании «Газпром нефть Бизнес-сервис» Антон Трещалов.

Комментарий руководителей команды-победителя «Оригами» Дмитрия Осинцева и Екатерины Пелевиной

Команда победителей «Оригами»
Команда победителей «Оригами»

По условиям кейса АЦБК нужен был кратный рост, ресурсы для которого необходимо было найти внутри компании. Наша команда предложила стратегию с акцентом на корректировку бренда, модернизацию производства в сторону более экологичного. Сегодня завод реализует некоторые эко-инициативы, но они скорее являются имиджевыми – например, посадка деревьев. Мы предложили сконцентрироваться на экологии и думали не только о пределах России, но и мира. В частности, мы предложили работать с макулатурой. Известно, что переработка одной тонны макулатуры экономит 30 деревьев, до 2000 киловатт электроэнергии, 20 тысяч литров чистой воды, полтора барреля нефти и спасает от загрязнения четыре кубометра земли. Сегодня 30 % продукции производится из макулатуры, эту цифру можно значительно увеличить. Наша задача была рассказать про те продукты, которые уже делают из вторичного сырья, а также предложить новые идеи. Например, уже сегодня из переработанной макулатуры делают подносы для напитков и попкорна в кинотеатрах, а из России экспортируют судна для лежачих больных, которые способны удерживать жидкость в течение семи-восьми часов. Мы понимаем, что для создания определенных товаров можно использовать целлюлозу, но предлагаем все-таки использовать макулатуру.  Разумеется, оба способа производства имеют свои достоинства и недостатки, но сегодня активно прослеживается тренд на использование переработанного сырья.

Также мы предложили создать систему из партнеров, роли которых разделяются по нескольким направлениям. Так, предусмотрена целая цепочка партнеров, которые смогут собирать макулатуру, перерабатывать, заниматься логистикой и сбытом продукции (например, мы можем транспортировать продукцию в Европу, где тема экологии культивируется уже много лет). Ежегодно систему можно наполнять новыми партнерами.