Это прямо здесь: Москва. Топография террора

«Это прямо здесь» — это карта, адресная книга и база данных советского террора и несвободы в Москве. На современную карту Москвы, помимо актуальных названий улиц и проспектов, нанесены еще и названия советского времени. На карте можно подключить один или несколько из существующих разделов. Каждый раздел состоит из набора объектов, отмеченных на карте, общего описания проблемы и истории конкретных объектов. Например, есть раздел, посвященный репрессированной науке, местам принудительных трудовых командировок заключенных московских концлагерей и другим темам. На карте можно увидеть, где были расположены «шарашки» (разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, подчиненных НКВД/МВД СССР, в которых работали осужденные ученые, инженеры и техники), очаги протестов, концлагеря 1920-х годов и подобные знаковые места.

Интерактивную карту топографии террора создали сотрудники «Международного Мемориала»*. Сначала проект назывался «Топография террора» – на это название создателей вдохновил берлинский проект «Топография террора». Слоганом проекта было: «Это прямо здесь». Постепенно слоган стал для создателей проекта важнее заголовка, так как изображенное на карте совпадает с ежедневными маршрутами жителей города, каждый день они проходят мимо домов, бараков, которых уже нет или которые скрыли свое прошлое на страницах архивов. Создатели проекта стараются осмыслить несвободу человека в условиях советского государства.

«Это прямо здесь: Москва. Топография террора». Источник: topos.memo.ru
«Это прямо здесь: Москва. Топография террора». Источник: topos.memo.ru

Кураторам проекта всегда нужна помощь исследователей, архивистов, историков, экскурсоводов, дизайнеров, операторов, режиссеров, картографов, разработчиков, разнопрофильных специалистов. Если вы решитесь помочь, писать на адрес ap@memo.ru

Открытый список

Открытый список – это самая полная база данных жертв политических репрессий в СССР (с октября 1917-го по 1991 год), построенная по принципу «Википедии». В базе данных «Открытый cписок» создатели стремятся собрать воедино наибольшее количество известных им фамилий и выставить их в открытом формате: с выверенными по официальным источникам «анкетными данными» (год и место рождения, дата, причина ареста и т.д.) и свободным пространством для публикации биографий и воспоминаний.

«Открытый список» создается общими силами и нуждается в участии волонтеров-редакторов. Для того чтобы принять участие в работе, достаточно зарегистрироваться на сайте и выбрать дело себе по вкусу: добавление данных, распределение данных по формуляру, поиск дублей, объединение дублирующих формуляров или добавление неразобранных фотографий.

Прожито

«Прожито». Источник: prozhito.org
«Прожито». Источник: prozhito.org

«Прожито» – это электронная площадка для публикации личных дневников ХХ века. В 2015 году проект запустил историк Михаил Мельниченко с помощью сил добровольцев. Задача создателей проекта – собрать в одной электронной библиотеке все личные дневники, как опубликованные, так и прежде неизвестные исследователям. На площадке вы сможете найти дневниковые записи, сделанные людьми разного возраста и разных профессий в разные периоды –  до нападения нацистской Германии на Советский Союз, во время Второй мировой войны, послевоенный период и так далее. Создатели считают, что неважных дневников не бывает, поэтому работают с любыми: возраст автора, пол, его социальное происхождение, внутрижанровые разновидности дневника не имеют значения.

«Прожито» позволяет не только читать конкретные личные дневники, загруженные в систему, но и дает возможность работать со всем массивом записей, получая выборки по сложным запросам: авторам, времени, месту, языку записи, а также по упоминаемым в дневниках персонам и ключевым словам. В корпус загружаются тексты, взятые из разных источников. Основные виды текстов, доступных в "Прожито", – это расшифровки дневников, присланные авторами, их наследниками или близкими людьми, публикаторами, исследователями, владельцами рукописей, распознанные и вычитанные тексты, ранее опубликованные в бумажном виде, а также тексты публикаций, доступные в сети.

Работа над проектом невозможна без волонтерского участия.  Для того, чтобы найти, обработать и загрузить тысячи дневников, кураторам проекта нужны тысячи часов усилий самых разных людей. Если вы хотите помочь, вам сюда.

Рестроспектива ГУЛАГа

Рестроспектива ГУЛАГа
Рестроспектива ГУЛАГа

Международная научная лаборатория цифровых гуманитарных исследований (Digital Humanities) Университета ИТМО подготовила проект по визуализации данных совместно с Музеем истории ГУЛАГа. Проект получил специальный приз от компании Microsoft на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Подробно о проекте мы рассказывали здесь. Проект сейчас находится в стадии разработки и будет доступен в виде интерактивного сторителлинга в веб-приложении.

Для создания цельной картины создатели поделили историю репрессий на макро- и микроуровни. Макроуровень – события, определяющие развитие системы. Для ее отображения используется иммерсивная инфографика с фотографиями, иллюстрациями и короткими видеороликами. Микроуровень – то, как глобальные решения влияли на судьбы людей. Читатель сможет узнать о конкретных людях и как определенный документ изменил их жизни.

1917. Свободная история

«1917. Свободная история». Источник: project1917.ru
«1917. Свободная история». Источник: project1917.ru

Мультимедийный проект представляет собой имитацию того, как бы выглядели социальные сети, если бы они существовали в 1917 году, а также сопутствующие проекты вне сети Интернет. Проект запустили в ноябре 2016 года команда специалистов. Идея создателей – предоставить зрителю возможность в режиме реального времени проследить за событиями от открытия последней сессии Государственной думы Российской империи до разгона 18 января 2018 года Учредительного собрания.

Проект длился год и три месяца. В этот период публиковались записи «от первого лица» важных для истории личностей, среди которых были Николай II, Григорий Распутин, Анна Ахматова, Василий Кандинский и еще тысяча героев, которые рассказывали о событиях, произошедших в жизни страны и в их собственной жизни сто лет назад с помощью постов в единой социальной сети. От одного персонажа создателям пришлось все же отказаться, им стал Адольф Гитлер. Создатели проекта публиковали только то, что является наследием и взято либо из уже опубликованных источников, либо из архивов. На сайте можно было также увидеть мультфильмы, рассказывающие о том или ином историческом событии (например, убийстве Распутина), инфографику (гид по Романовым), колонку новостей и другое.

С 19 января 2018 года создатели проекта перестали публиковать новый контент и предложили пользователю перейти к новому проекту «Карта истории».

Карта истории

«Карта истории». Источник: kartaistorii.ru
«Карта истории». Источник: kartaistorii.ru

Если в 2017 году пользователю предлагали день за днем следить за жизнью нескольких тысяч персонажей, которых поселили в соцсеть столетней давности, то в 2018 году – за полчаса прожить десятилетие за конкретного героя.

Карта истории – документальная игра про главные события в России ХХ века. Пользователь в игре следит за судьбой реального человека и делает за него выбор. Для этого пользователю предлагается представить себя в роли конкретного исторического лица. На каждом этапе игры нужно задуматься над выбором своей стратегии, чтобы достичь указанной цели (например, остаться верным сталинистом). В зависимости от решений пользователя будут меняться ресурсы: целостность и самосохранение.

Каждую неделю 2018 года создатели проекта публиковали новую серию игры и очередную порцию инфографики, которая помогает лучше разобраться в истории России ХХ века. Так в течение года создатели рассказывали про весь период от создания Советского Союза до его распада.

Этот проект, как и «1917. Свободная история», создан студией «История будущего».

География Холокостапроекты Holocaust Geographies collaborative

Еврейские гетто Будапешта. Источник: holocaustgeographies.geo.txstate.edu
Еврейские гетто Будапешта. Источник: holocaustgeographies.geo.txstate.edu

The Holocaust Geographies Collaborative – это многоинституциональная совместная исследовательская группа (Центр передовых исследований геноцида, Мемориальный музей Холокоста США, Проект пространственной истории в Стэнфордском университете и другие), которая использует картографию и географию для изучения пространств и мест Холокоста. Впервые группа исследователей собралась в 2007 году на семинаре, организованном Мемориальным музеем Холокоста США, чтобы обсудить, как география, картография и геовизуализация помогут по-новому взглянуть на историю Холокоста.

К сегодняшнему дню исследовательская группа the Holocaust Geographies Collaborative изучила несколько тем, среди которых эволюция системы концентрационных лагерей СС 1933-1945 годы; архитектурно-визуальное исследование Освенцима; аресты итальянских евреев; принудительная эвакуация из Освенцима в конце Второй мировой войны; детальное изучение Будапештского гетто и другие. Создатели проектов наглядно показывают расположение исследуемых объектов с помощью картографии. Полный список проектов можно найти здесь.

В своих исследованиях группа создает карты и другие визуализации (географическая информатика или ГИС), иллюстрирующие места, где происходили события Холокоста, где и как люди перемещались с места на место. Например, группа создала интерактивную карту, показывающую местонахождение всех концентрационных лагерей в Европе, когда они открывались и закрывались с течением времени.

Комментарий Антонины Пучковской, руководителя Международной научной лаборатории цифровых гуманитарных исследований Университета ИТМО

Антонина Пучковская
Антонина Пучковская

На западе направление Digital Humanities стало развиваться гораздо раньше, сегодня там больше проектов, и связано это также с финансированием. Так, в США есть большое количество фондов, которые выделяют гранты в размере миллионов долларов. В России Digital Humanities развивается в нескольких вузах, среди которых ВШЭ, Университет ИТМО, однако не в таком объеме. Несмотря на меньшее количество проектов, качественно российские проекты не уступают зарубежным, так как технологические и человеческие ресурсы позволяют выполнять анализ данных на таком же высоком уровне.

Другая проблема связана с более бюрократической системой получения и обработки данных в России. Например, не так давно один из музеев передал Йельскому университету  27 тысяч оцифрованных в высоком качестве исторических фотографий, используя которые Йельская цифровая гуманитарная лаборатория разработала проект Neural Neighbors. У нас такая ситуация вряд ли возможна. Каждая бюджетная организация – музей или библиотека – обособлены, и, чтобы наладить контакт, надо пройти много инстанций, у нас на этом пути гораздо больше бюрократии.

Кроме того, если мы говорим о влиятельных университетах, таких как Йельский, Гарвардский, Оксфордский и другие, то внутренние библиотеки таких вузов обладают огромными ресурсами, они полновесные, и специалистам не нужно идти в другую библиотеку за манускриптами. Также в этих библиотеках есть необходимое оборудование для высококачественного сканирования. То есть на Западе «полный пакет»: грамотные специалисты, современное оборудование, централизованное сосредоточение данных. В нашем случае, работая с гуманитарным знанием, специалисты вынуждены обращаться за источниками в РНБ и РГБ, работа с которыми не всегда легка. Если будет налажен доступ к данным, то отечественых проектов станет больше.

Оцифрока книг. Источник: open-education.net
Оцифрока книг. Источник: open-education.net

В России активно развиваются проекты в области классической литературы (сетевой анализ у ВШЭ и другое), так как русская классика доступна, и не нужно искать обходные пути, чтобы получить доступ к данным. К направлению Digital Humanities можно также отнести применение интерактивных технологий в музейной практике. Развивается ниша работы с текстом: работы со старой орфографией и нераспознанным текстами, когда есть рукописный текст или старая орфография, которую нужно распознать и проанализировать. Эта история пока не реализована до конца и на Западе, где распознают тексты на латыни или древнегреческом (программа старается распознать отсканированный текст с точки зрения современного языка). Это довольно перспективные исследования. Такие же проекты есть с использованием изображений, однако в них используются нейронные сети, машинное зрение и другие технологии.

Интересные исследования также связаны с социальными сетями, например, Twitter и Instagram, несмотря на то, что ужесточается законодательство в области использования персональных данных. Такие исследования тоже лежат в области Digital Humanities, так как анализируются культурные данные, а над формированием кейса работают культурологи и социологи.

*Некоммерческая организация, признанная «иностранным агентом».