Дарья Васильева, социальный антрополог, кандидат социологических наук, доцент СПбГУ
Социальная антропология, к сожалению, слабо распространена в России. Она изучает важную часть нашей повседневной жизни — культурные различия и их организацию в современном мире. Как специалист, я могу сказать, что Джордж Р. Р. Мартин очень компетентен в этой науке. В «Песне Льда и Пламени» он описал культуры нескольких народов, которые нам представляются как плод бурной фантазии автора. Однако на самом деле у обычаев дотракийцев и других сообществ есть реальные прототипы, которые описывали этнографы.
Одна из центральных задач социальной антропологии — это изучение изменений, культурных социальных механизмов, которые обеспечивают динамику. Без них общество стагнирует и не может найти ориентиры в ситуациях кризиса. В связи с поступательным развитием нам, например, необходим такой ритуал, как Новый год. Его празднование помогаем нам анализировать ход своей жизни и форматировать ее при необходимости.
Антропология начала изучать изменения в обществе с обрядов перехода из одного состояния в другое. Это некие ритуалы, которые способствуют преодолению кризисов и смене модуса формата общественной жизни. В традиционных обществах люди проводили обряды инициации, сейчас же мы продолжаем праздновать получение нового социального статуса. Посвящение в студенты — ритуал той же группы. Эксперты также выделяют ритуалы восстановления — изменения формата отношений, когда человек либо возвращается в новом статусе, либо общество полностью перестраивается под воздействием новых вызовов.
Осевая конструкция «Игры престолов» — это мир на пороге изменений, мир в переходном состоянии. Очень многие популярные тексты выстроены вокруг этого сюжета и довольно востребованы. Возможно, в обществе существует некий дефицит сфер, в которых мы можем получить инструмент для выживания в современном мире. Так, сериал по книгам Мартина восполняет этот пробел и транслирует определенную культурную модель.
У Мартина и его коллег был мощный исторический предшественник — волшебная сказка. Эти тексты со схожими структурой, логикой повествования и героями возникали совершенно независимо в разных уголках мира. Например, Иванушка-дурачок становится Иванушкой-царевичем после определенных испытаний. Подобные сюжеты можно найти во многих культурах.
Один из элементов волшебной сказки — это мотив змееборства. Трехглавый змей или трехглавый цербер — все одно. Некая огнедышащая тварь, которая сочетает противоположные вещи и символически охраняет границу между миром живых и мертвых. Мартин использует свою метафору: мир порядка, некой обыденности, из которой герои уходят в некое промежуточное состояние, когда их общество и жизненный мир разрушаются. Так герои встречаются со змеем.
Драконы очень родственны другому частному участнику волшебной сказки — кощееподобным персонажам. Этому образу противостоит главный герой. Одной из главных его характеристик являются совершенно особое отношение со смертью. Все кощееподобные герои являются катализатором хаоса во вселенной, и победа над ними выводит персонажа из пограничного состояния к восстановлению общества и принятия статуса героя и правителя.
По поводу Иванушки-дурачка: у корней имен Джон и Иван общая семантика. В кельтско-германских языках не Иван будет центральным младшим братом, неудачником, бастардом, а Джон, безголовый Джо. Мартин, конечно, не случайно выбирает имена для своих персонажей.
Обыкновенно этот герой сталкивается с тремя женскими персонажами: дева, мать и мать смерти – Яга. С точки зрения нашей культуры этот образ скорее негативный, а в традиционном обществе это важная фигура, которая помогает переродиться после смерти. Яга проводит инициацию для героя и помогает ему включиться в мир за гранью жизни. Очевидно, что для Джона Сноу эту роль сыграла жрица Мелисандра. Если же посмотреть на других персонажей цикла, которые претендуют на роль героя, то можно выделить Арью. Для нее роль Яги исполняет Безликий.
Один из центральных сюжетов сказки — это инициация вождя. Он уходит из дома, проходит испытания, каждый раз изменяясь. Соответственно, происходящее с правителем во многом определяет формат той жизни, которая будет ждать общество в будущем. Потому фигура лидера формирует идентичность и помогает сформировать новую систему мышления, модель координат. Что, собственно, означают изменения в культуре? Мы должны разрушить ту систему категорий, в которой мы оценивали ситуации в реальности до этого, и переключиться на новую. Так что после ритуала у людей формируется новая когнитивная модель — они начинают думать по-другому.
Принимая во внимание все общие мотивы с волшебной сказкой, можно построить твердые предположения о том, кто все-таки взойдет на Железный трон в финале цикла.
Из других ярких образов можно вспомнить большой дом, некую коммуну. Этот образ антропологи противопоставляют структурному состоянию общества. Это места, где человек меняет лица, как в случае с Арьей, регалии, статус, места, где формируется некое братство. Проходя испытания вместе, они обретают общую картину мира и почти родственную связь.
Очень интересна фигура гадателя — Мелисандры. Вы, наверно, замечали, что в моменты кризиса всегда появляются гадатели, слегка параноидальные лидеры, которые помогают найти выход из сложной ситуации. Они указывают направление, против кого нужно объединяться и кем необходимо пожертвовать.
Под конец я бы хотела посоветовать литературу по теме.
- Тернер В. «Символ и ритуал»;
- Дуглас М «Чистота и опасность»;
- Фрайзер Дж. «Золотая ветвь»;
- Кэмпбелл Дж. «Тысячеликий герой»;
- Пропп «Исторические корни волшебной сказки».
Олег Ермаков, аспирант физико-технического факультета, Университет ИТМО
При подготовке к лекции я начал гуглить про физику в «Игре престолов», догадываясь, что я не первый этим занимаюсь. Одним из самых интересных авторов на эту тему оказался астрофизик Нил Деграсс Тайсон — известный популяризатор науки и большой фанат сериала. У него есть много рассуждений и интересных заметок на эту тему.
В русскоязычном комьюнити очень здорово разбирают игру престолов на научно-популярном сайте N+1. Они, в частности, разбирают, смогут ли драконы летать в реальном мире. Оказалось, что это один из самых популярных вопросов. Ответ: вроде как могут, а вроде и нет. Нужна большая длина разбега или прыжок с большой высоты, но потом авторы выкручиваются и говорят, что в Вестеросе гравитация меньше, а другой состав воздуха создает большую подъемную силу.
А что насчет здравого смысла? Жизненный опыт говорит нам, что птицы летают. Альбатросы достигают массы 10 кг, 70 % жизни проводят над океаном и могут совершать перелеты в полутора тысяч километров, чтобы один раз прокормить птенца. Это природа, и она работает.
В качестве другого мощного примера можно вспомнить авиацию. Существуют самолеты, которые могут в себе перевозить запчасти и даже другие самолеты. А то и космические шаттлы. Aн-225 весит 250 тонн и может перевозить 640 тонн. Он спокойно летает уже очень много лет. А масса дракона по самым грубым подсчетам составляет порядка одной тонны. За счет чего летает самолет? За счет маленьких мощных двигателей, а дракон – это биологически сбалансированная оптимизированная единица. Поэтому для меня они точно летают.
Но что мне кажется странным: немногие задумываются над тем, как драконы извергают пламя. Речь идет не о мощности пламени, а о целом пожаре, практически взрыве. Все теории по пламеизвержению драконов сводятся к одной: самовоспламеняющиеся вещества. То есть в организме дракона выделяются два вещества, и при смешивании они воспламеняются. На мой взгляд эта теория сильно притянута за уши, так как вещества пришлось бы хранить в отдельных сосудах, а выпрыскивать одновременно и с большой силой.
В защиту теории я должен сказать, что есть в природе похожий механизм: он называется жук-бомбардир. В случае защиты он умеет выпрыскивать из двух отсеков алексид водорода и гидрохинон, которые мгновенно реагируют и достигают температуры 100 градусов. То есть, подвергаясь атаке, этот жук поливает обидчиков кипятком.
Моя теория основана на водородном двигателе. Как он работает? Погружают в воду два электрода и включают напряжение, в результате чего молекула воды распадается на водород и кислород. Дальше водород сжигают (достаточно искры), и в процессе выделяется большое количество энергии, которую можно преобразовать в движение автомобиля. Водородное топливо, кстати, применялось в блокадном Ленинграде из-за нехватки бензина. На сегодняшний день подобные двигатели не так популярны, но в модернизированном варианте они есть у BMW и Toyota.
Я предполагаю, что в организме дракона вырабатывается водород, и остается только добавить искру. Достаточно соединения двух твердых тел – например, клыков. Дальше получается огонь.
Главная часть моей теории относится уже к мертвому дракону – вихту. Что это за синие пламя, которое с такой мощностью сносит здоровенную стену из камня и льда? На этот счет я нашел всего одну теорию в Интернете, которая, на мой взгляд, не выдерживает критики. Согласно ей, после смерти дракон начал испускать более горячее пламя. Это объясняет его синий цвет. Как известно, цвет пламени зависит от двух факторов: химического состава и температуры. Синее пламя более горячее, что видно и на примере планет (синие планеты самые большие и горячие, краснеют только холодные) и конфорки.
Но если белые ходоки несут смерть и холод, то почему дракон стал испускать более горячее пламя? И если пламя действительно стало просто горячее, то под его воздействием стена должны была бы таять, как под ярким солнцем, а не распадаться на осколки, как это было показано в сериале.
Я предполагаю ровно противоположное: став вихтом, жизнедеятельность дракона приблизительно продолжилась, но на более низких температурах. Все охладилось, в том числе и водород, который стал жидким водородом. Опустив в это вещество, например, розу всего на пару секунд, она станет каменной.
На разрушение стены влияет два фактора. Из-за первого лопаются трубы зимой: вода при замерзании расширяется. Объем воды, замерзая, становится больше. Твердый лед разрывает трубу и, видимо, стену. Второй фактор будет понятен любителям гоночной аркады Need For Speed и фильмов серии «Форсаж»: они точно знают, что такое нитро. Холодный азот пускают в топливо автомобиля, и охлажденным оно попадает в разгоряченный двигатель, где практически взрывается. В результате поршни начинают колотить с дикой мощностью, и машина ускоряется.
Дракон практически поливает стену жидким азотом, при том, что в ней практически наверняка есть трещины и щели. Попадая туда, благодаря расширению воды и ударной волне, он буквально раскалывает стену изнутри.
Подытожим: у дракона в организме вырабатывается некий газ, скорее всего азот. Он взрывается при попадании искры. Дальше, при превращении дракона в зомби, вырабатываемый газ становится сжиженным и очень холодным. Поливая им стену, она раскалывается.