«Цифровой прорыв» в Казани
«Цифровой прорыв» — всероссийский конкурс для IT-специалистов, дизайнеров и управленцев в сфере цифровой экономики от платформы «Россия – страна возможностей». В региональном этапе участвовали молодые специалисты из 40 регионов России — свыше 600 команд и 3000 человек из 77 регионов страны. В течение 48 часов они выполняли задания в пяти номинациях, среди которых «Образование и наука», «Здравоохранение», «Государственное управление», «ЖКХ и городская среда», «Транспорт и логистика», а также в специальных номинациях от партнеров конкурса. Оценивали их работу более 120 членов жюри. Наряду с основным конкурсом в Казани прошел школьный хакатон, в котором приняли участие 500 школьников из Татарстана. Призовой фонд мероприятия составил 10 000 000 рублей.
«Сборная» Университета ИТМО
Сколько команд участвовало от ИТМО?
Кирилл: Всего на финал от нашего университета поехало четыре команды: три – от клуба цифровой экономики «Digital Generation» и одна – от клуба мобильной разработки. Нам дали 48 часов на выполнение задачи: после предзащиты две команды прошли в финал. И мы приняли решение объединиться, чтобы вместе доработать то, что у нас было.
Лера: Наши команды работали над одним треком, над одной задачей. Отдельно хочется отметить, что между нами совсем не было конкуренции: мы могли выйти на обед и обменяться какими-то советами, дополнить свою работу.
Кирилл: После первой защиты стало известно, что команда Леры прошла: их решение кейса в виде мобильного и десктопного сайта + приложения на Андроид оказалось наглядным и отвечающим критериям. А наша команда сконцентрировалась на блокчейне, машинном обучении – упор был больше на бэкенд. Когда мы поняли, что наш подход менее интересен экспертам, то решили помочь союзной команде сделать грамотное выступление: вместе мы определили составляющие презентации, оформили ее и вместе выступили с защитой проекта. Вчетвером мы раскрыли важные аспекты прототипа: я рассказал про суть проекта и его востребованность для пользователей и органов местной власти. Лера отвечала за бизнес-план, адаптацию сервиса для регионов, масштабируемость.
Мария закрыла возможные технические вопросы, рассказав про реализацию бэкенда и работу сервиса на десктопных и мобильных устройствах. После Игорь показал демонстративный образец проекта: судьи увидели наш сайт, основные разделы, личный кабинет пользователя. В конце презентации Маша и Даша показали жюри наши смартфоны с предустановленным рабочим приложением, которое, возможно, и стало важным слагаемым победы.
Но вы проходили не по основному конкурсу, который начался в апреле?
Лера: Верно, мы участвовали в отдельном конкурсе: у нас был не основной модуль, а дополнительный. То есть ребята участвовали в хакатоне с апреля, а мы начали с сентября.
Кирилл: На основной финал от ИТМО приехала одна команда факультета информационных технологий и программирования – они заняли 3 место. А мы выступали в одной из шести студенческих номинаций и победили в ней.
С каким проектом вы победили?
Лера: Мы разрабатывали краудсорсинговую платформу для социально важных проектов, которая позволяла бы организовывать централизованный сбор материальной помощи и подробно отчитываться о ее распределении. Основными критериями были прозрачность, технологичность и открытость.
Вы бывали ранее на подобных мероприятиях?
Лера: Я впервые поехала на мероприятие такого масштаба. В Казани перед нами сразу поставили определенные задачи, представили трек, над которым мы будем работать, и начались 48 часов счастья: без сна, с кучей энергетиков и еды.
Кирилл: Я первый раз был на хакатоне именно в роли участника, до него было порядка 10 хакатонов, где я был организатором, экспертом. В том числе на хакатонах нашего клуба «Digital Generation». После победы в Казани к нам обратился «Мегафон» с просьбой провести отдельных хакатон в ИТМО специально для них. Мы планируем это мероприятие на конец октября. Компания «Мегафон» готова оплатить организацию и предоставить большой призовой фонд специально для студентов нашего университета. В Казани мы показали хороший уровень, доказали, что ИТМО сейчас один из передовых вузов, так что теперь многие компании хотят заполучить наших студентов-разработчиков и управленцев к себе в команду.
Дамир, расскажи о своей роли в команде?
Я генерил идеи по эргономике и контент для наполнения платформы. И что немаловажно, отстоял в часовой очереди за кофтами для команды.
Мария, какие задачи стояли перед тобой на Хакатоне?
Я занималась разработкой Android-приложения на языке Kotlin, реализующем основные функции пользователей и организаций: авторизацию, добавление проектов, их поиск и поддержку. Внешний вид экранов был разработан мной совместно с нашим дизайнером, Дашей, а технической частью занималась я самостоятельно. Перед сдачей проекта я работала всю ночь, а итоговый вариант был закончен буквально в послание минуты перед защитой. Для меня это первый опыт такой стремительной разработки, и я рада, что мне удалось получить его на таком крутом мероприятии
Даша, ты участвовала как дизайнер - какими навыками нужно обладать и в каких программах работать, чтобы сделать выигрышный дизайн?
Вообще, это не простая задача. Для хорошо продуманного сайта необходимо понимать пользователей, знать их целевые действия, четко понимать концепцию сайта, иметь контент и сделать красивую визуальную часть. В целом, именно за этим я и поступила в магистратуру ИТМО - прокачать свои навыки и выйти на новый уровень. Вся моя работа велась в Figma - современной дизайнерской программе.
Игорь, чем занимался ты?
Нарисованный Дашей дизайн нужно представить в виде кликабельного прототипа: в нашем случае это был сайт. Мы собрали около 10 страниц основных разделов и тех, которые по плану должны попасть в демонстрацию при защите. В целом получилось хорошо. Здорово, что на защите кроме питча было требование показать mvp. Демонстрируя структуру разделов, работу подключенных модулей оплаты и возможности пользователя в личном кабинете, мы исчерпывающе познакомили жюри с созданным прототипом.
Многие команды на хакатонах собираются хаотично, без предварительного знакомства. Это не всегда способствует желаемым результатам: чтобы собрать удовлетворительный прототип, нужен дизайнер, программист. Не закрыв компетенции этих ролей, в каком виде представить соображения, гипотезы по решению кейса? Для грамотной презентации, выделяющейся и вдохновляющей на нужное команде решение, требуется коллега с навыками публичных выступлений. В нашем союзе минимально необходимые роли были закрыты, что и позволило нам сделать большинство из запланированного. В итоге наше творчество оценили первым местом, что было всё-таки сюрпризом!
Чем запомнился хакатон?
Кирилл: Безумным количеством чак-чака.
Лера: Сплоченностью. Только в нашем павильоне находилось порядка 1500 участников. Когда мы уезжали, было такое чувство, что мы покидаем какое-то очень близкое место. Это стало чем-то обыденным – пройтись до зоны кейтеринга, взять себе чак-чак, вернуться к работе со своей командой. Еще хочу отметить, что, кроме соревнований, в Казани были и лекции от организаторов и спонсоров – Ростелекома, Мегафона, Центрального банка, МТС. У нас была возможность с ними познакомиться, обменяться визитками.
Какие у вас планы на будущее?
Кирилл: Нам от лица клуба «Digital Generation» удалось устно договориться с Центральным банком, Мегафоном, МТС и Технопарком в Казани о сотрудничестве. Эти компании предложили стажировку для наших студентов: ЦБ – 10 человек, Мегафон – 5 человек, МТС – 5 человек. Сейчас мы будем заниматься подготовкой ребят к этой практике, также прорабатываем возможность перезачесть им некоторые дисциплины, которые наши студенты смогут отработать в деле.
Лера: Если говорить о себе, то, когда я пришла 1 сентября в ИТМО, никак не могла подумать, что уже через 30 дней выиграю хакатон, начну планировать поездку в Сколково и буду развиваться в клубе «Digital Generation». Через 2 года я хочу выйти отсюда миллионером. В целом я понимаю, что в ИТМО я смогу собрать команду, с которой в дальнейшем мы будем заниматься серьезными и важными для страны вещами.
Зачем вы едете в Сколково?
Кирилл: Там будет проходить форум «Digital Generation». Летом мы выиграли грант и сейчас собираем там всех лидеров в сфере цифровой экономики из разных университетов – естественно, большая часть экспертов будет из ИТМО. Кроме того, мы пригласим инвесторов, топ-менеджеров крупных компаний. Наш клуб переходит на федеральный уровень, что уже является большим достижением. Если говорить о моих планах, то я планирую стать председателем ITMO.Students. Выборы состоятся уже 16 октября, параллельно я буду заниматься нашим клубом «Digital Generation», помогать студентам находить стажировки, выигрывать хакатоны и получать профессиональные компетенции.
Клуб «Digital Generation»
Вы несколько раз за беседу упоминали студенческий клуб, расскажите о нем подробнее.
Кирилл: Клуб «Digital Generation» был создан год назад. Изначально он задумывался как проект, который будет помогать студентам адаптироваться к новым технологиям в концепции «Студенты для студентов». В настоящее время основные форматы работы клуба — это лекции и практические занятия от аспирантов, которые уже трудятся в компаниях.
Как проходят занятия в клубе?
Кирилл: Они проходят раз в неделю. По формату это лекции, либо практические занятия, либо форсайт-сессии, проектные сессии.
Это только для IT-специалистов?
Кирилл: Нет, мы склоняемся к тому, что любой человек должен осваивать несколько дисциплин, несколько компетенций. Допустим, я сам IT-специалист, но выступаю больше как менеджер проектов. Основная идея нашего объединения в том, чтобы давать студентам навыки, ориентированные на практику.
Лера: От себя скажу, что клуб подходит не только программистам. Я учусь на ФТМИ, по первому образованию я учитель истории. Так что мой опыт — это яркий пример того, что необязательно быть IT-специалистом для участия в программах клуба.