Пройти во время обучения стажировку в крупной компании, узнать, как люди встраиваются в корпоративную культуру, какие задачи они решают, попытаться проявить себя и, возможно, обзавестись постоянной работой – все это мечта многих студентов. Однако подать заявку, поучаствовать в конкурсе на прохождение практики решаются не все. В ходе встречи со студентами в Университете ИТМО представители Центра аналитических решений «Газпром нефти» подчеркнули, что любой замотивированный студент имеет шанс успешно пройти конкурс. Хорошая стажировка – это и фундамент, и трамплин для будущего профессионала.
«Стажировка студенту нужна, даже если прошедший ее выпускник в итоге не остался на постоянную работу, – отметил эксперт-аналитик по Data Science Вадим Аббакумов. – Это то, что потом может помочь на собеседовании у другого работодателя. Это опыт и возможность увидеть, как все устроено изнутри в большой компании, как выстроены бизнес-процессы».
В настоящий момент в компании открыт прием заявок на стажировки для студентов старших курсов вузов по направлениям математических методов в экономике, бизнес-информатике, бизнес-аналитике, прикладной и фундаментальной математике, системному анализу и программированию, экономике, логистике и управлению цепями поставок.
Для того чтобы получить стажировку, необходимо пройти несколько шагов.
Первое: какие специалисты нужны
Чтобы попасть в компанию, у студента и выпускника Университета ИТМО есть несколько путей. Самый простой, если у вас нет опыта работы, – стажировка. А если вы уже работали над крупными проектами или имеете успехи на больших международных конкурсах программирования, тогда свое резюме можно направить напрямую в компанию или попытаться устроиться через кадровые агентства.
«Компания “Газпром нефть” большая, у нас одних автозаправочных станций порядка полутора тысяч, – поясняет Вадим Аббакумов. – В целом нам нужны самые разные специалисты от – химика-технолога до IT-специалиста. Сейчас значительный фокус делается в сторону направлений, связанных с анализом данных».
Также компания набирает студентов в рамках кейс-чемпионата GPN Intelligence Cup. Актуальны четыре направления: «Анализ и инжиниринг данных», «Бизнес и стратегия», «Интеграционная цифровая платформа» и «Цифровая логистика».
«Внутри “Анализа и инжиниринга” есть еще поднаправления, – рассказывает руководитель центра компетенций по Data Science «Газпром нефти» Никита Кудрявцев. – Если вам больше интересны инженерно-технические задачи с глубоким погружением в аналитику, то подойдет направление разработки систем хранения данных, Data Science, системного анализа и разработки приложений Business Intelligence (BI). На втором направлении – “Бизнес и стратегия” – можно получить компетенции по анализу деятельности компании, решению профильных задач подразделений, а также научиться создавать инфографику. Третье направление подходит для java-разработчиков. И четвертое – связано с управлением поставок нефтепродуктов на АЗС».
Второе: как пройти первый отбор на собеседование
Конкурс на стажировку проходит в два этапа – сначала все желающие регистрируются на сайте кейс-чемпионата GPN Intelligence Cup. Это необходимо сделать до 10 октября. При этом нужно выбрать одно или несколько интересующих направлений. Затем необходимо решить отборочное задание – кейс, связанный с работой компании.
На первом направлении, «Анализ и инжиниринг данных», нужно будет в одиночку решить прикладную задачу. Например, составить алгоритм, который прогнозирует продажи и оценивает влияние различных факторов. Если вам ближе разработка, то нужно будет написать что-то на SQL или Java – в зависимости от того, какой язык вы знаете. Испытание на втором направлении, «Бизнес и стратегия», – командное. Оно состоит из двух заочных этапов, отбора и финала. Командам необходимо решить бизнес-кейс и в финале выступить с презентацией своего предложения перед экспертами департамента экономики и финансов. В направлении «Интеграционная цифровая платформа» необходимо решить программную задачу с использованием фреймворков Spring, Apache и т.п. Соискательство на «Цифровой логистике» состоит из нескольких этапов: на первом предлагается задание, связанное с поставками нефтепродуктов, а в финале необходимо будет командой защитить свой проект перед экспертами из топливно-логического контура компании.
Финалисты кейс-чемпионата по каждому из направлений пройдут собеседование с руководителями подразделений компании и могут быть приглашены на оплачиваемую стажировку.
Третье: как проявить себя на собеседовании
Как предупреждают в компании, на собеседовании может быть задан практически любой вопрос. По словам Никиты Кудрявцева, от соискателя ждут любознательности, смелости и желания обучаться.
«Для специалиста в области Data Science, к примеру, важно обладать хорошими коммуникативными навыками. Открытость и умение работать в команде помогает наиболее эффективно выстроить работу в области Data Science, особенно если речь идет о крупной коммерческой компании», – продолжает Кудрявцев.
Четвертое: стажировка
В ходе самой стажировки успешно прошедшие отбор кандидаты присоединяются к одному из коллективов компании и работают над реальными задачами. Стажировка обычно длится от трех до шести месяцев, при этом для особо отличившихся кандидатов она может быть продлена до девяти месяцев.
В ходе стажировки студенты работают около 15 – 20 часов в неделю и получают за это ежемесячное вознаграждение.
«Из примеров прошлого набора: два стажера Data Science в результате перешли в штат на постоянные позиции, – говорит Никита Кудрявцев. – Бывает так, что человек очень хорошо себя проявил, ему понравилось в компании, но сама тема стажировки оказалась не близка. Тогда мы можем рекомендовать человека в другие отделы, и при наличии ставок вполне вероятно, что его возьмут».
Как рассказывает главный специалист по корпоративному обучению Алена Курылева, иногда студенты предлагают решения, которые потом используются компанией на постоянной основе.
Пятое: если пропустил срок подачи заявки
Подобные конкурсы стажировок проводятся компанией раз в год. Поэтому если в этом году у вас не получилось подать заявку, это можно сделать в следующем. Также, отмечают в компании, если в первый раз на конкурсе вас постигла неудача, следует попробовать еще раз.
«Мы проводим набор раз в год, однако если вы не успели подать заявку, но чувствуете готовность пройти собеседование, направляйте резюме. После окончания набора мы сможем пообщаться», – советует Кудрявцев.
«Совет бывалого человека, и это касается не только нашей компании, – всегда пишите работодателю мечты – рассказывает Аббакумов. – Если у вас действительно хороший проект, вы точно ничего не теряете. В худшем случае вам не ответят. Только обязательно разберитесь, к кому именно вы обращаетесь. Чтобы не получилось так, что проект по анализу данных вы отправили человеку, отвечающему за бурение».