Директор на день

В течение недели 60 сотрудников «СУЭК», одной из крупнейших угольных компаний мира, а также ведущего производителя угля и энергии в России, проходили обучение по инновационному менеджменту и теории решения изобретательских  задач (ТРИЗ) на базе университета и при поддержке Технопарка ИТМО. Сотрудники СУЭК были разделены на две группы: инновационный менеджмент и ТРИЗ — для каждой группы была разработана своя уникальная программа. 

«Мы сотрудничаем с СУЭК с 2014 года, ранее мы всегда готовили индивидуальный курс повышения квалификации для управленцев. Но в этом году компания предложила создать еще одну программу для рационализаторов. Дело в том, что в СУЭК регулярно проходят конференции, где работники представляют свои проекты. Впоследствии эти проекты дорабатываются и имеют возможность быть внедренными в компании. Так что руководство заинтересовано в том, чтобы сотрудники умели находить нестандартные решения и были знакомы с основами  работы с интеллектуальной собственностью. Поэтому мы впервые запустили сразу две программы», — рассказал организатор обучения, сотрудник факультета технологического менеджмента и инноваций Максим Иванов

Максим Иванов
Максим Иванов

Первая группа «Инновационный менеджмент» в этом году проходила обучение по  программе «Управление в компании на основе данных». Целью обучения было показать, как с помощью данных в компании можно анализировать текущее положение дел, собирать и обрабатывать экономическую и техническую информацию, а также визуализировать результаты аналитики. 

«Несмотря на то, что учеба уже завершилась почти неделю назад, эмоции до сих пор сильные. Я пытаюсь каждый процесс на работе проанализировать через призму полученных знаний. Поражает то, как команда преподавателей за одну неделю смогла наполнить, заразить нас своей энергией в области управления данными. Особенно хотелось бы поблагодарить Элиту, на ее занятиях невозможно было отвлечься, своим ярким рассказом она заставила ожить и заговорить, казалось бы, скучные цифры, экономические данные. В целом мне очень понравился открытый формат организации обучения, то, что мы могли сами выбирать интересующие курсы и свободно общаться с преподавателями. За эту неделю я открыла для себя новые знания, которые теперь мне просто необходимо глубже изучить и постоянно применять в своей работе», — поделилась впечатлениями Алёна Карпачева, специалист по социальным вопросам ШУ им. А.Д. Рубана АО «СУЭК-Кузбасс». 

Алёна Карпачева
Алёна Карпачева

Процесс обучения был построен следующим образом: до обеда — теоретический материал, затем решение кейсов или игровых задач, а с 16:00 до 18:00 — курсы по выбору. Это тоже стало новинкой этого года. У сотрудников появилась возможность воспользоваться моделью свободного образования и после основных блоков — приступить к темам по интересам. На выбор предлагались такие блоки: основы 3D моделирования, решение прикладных задач на языке Python, продвинутый анализ данных, английский язык для решения отраслевых задач, презентации и публичные выступления.

В конце обучения обучаемые смогли представить себя топ-менеджерами компании на один день. Почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах руководителей при принятии управленческих решений. Они участвовали в  игре на симуляторе, который воспроизводил основные процессы, происходящие в горнодобывающей компании. Все специалисты были разделены на шесть команд, задачей каждой было за время, выделенное на игру (10 игровых лет), выстроить такую стратегию, которая привела бы к положительной динамике в компании. Развить бизнес, персонал, инфраструктуру и в конечном итоге заработать больше игровых денег. 

Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК
Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК

Симулятор предусматривает, что команда, анализируя одновременно более 150 параметров, каждый игровой раунд выбирает оптимальное соотношение инвестиций, определяет рыночную стратегию, нанимает или увольняет персонал, инвестирует в экологию или технологическое развитие. А в итоге — приходит к определенному уровню прибыли в компании.

«Мне очень понравилась программа, набор курсов по выбору, их актуальность и спикеры. Особенно — лекция от Элиты о ключевых показателях предприятия, а также курс про анализ данных в Excel. Здорово изучать то, что актуально, полезно и то, что ты пока еще не знаешь. Также было здорово учиться программировать на Python. Я давно хотел познакомиться с этим языком программирования и, когда увидел этот курс в программе, это стало для меня приятной неожиданностью», — рассказал Илья Гальцев, заместитель главного технолога  АО «Ургалуголь». 

Илья Гальцев
Илья Гальцев

Учимся создавать по-новому

Для группы инженеров был разработан курс по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). 

ТРИЗ — это набор методов решения технических задач, который позволяет систематизировать и упорядочить поиск ответов в задачах, которые на первый взгляд не имеют решения. Основу ТРИЗ составляют 40 общих приемов создания изобретений и 76 стандартных шаблонов решений. Изначальная версия ТРИЗ была придумана советским инженером-изобретателем Генрихом Альтшуллером, который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения задач и появления новых идей. Альтшуллер начал работать над теорией в 1946 году, а в 1956 году он совместно с Рафаэлем Шапиро опубликовал первую статью на эту тему. В 1990-х годах ТРИЗ стал известен за пределами бывшего СССР, в том числе он начал применяться некоторыми международными компаниями, самый известный пример из которых — Samsung.

«Этот курс был очень насыщенным. Много нового можно было почерпнуть из программы ТРИЗ. У меня сформировалось четкое понимание того, как правильно ставить задачи, а также находить методы их реализации через алгоритмы решения изобретательских задач. Также увлекательно было собирать Машину Голдберга, придумывать различные узлы, находить решения поставленных задач. Я волновалась при запуске собственноручно собранной машины, но зато потом испытала искренний восторг, когда она дала положительный результат. В качестве дополнительного курса я выбрала “Презентации и публичные выступления”, там было много полезной информации. Уверена, эти знания пригодятся мне в будущем», — поделилась своим опытом участия Елена Максимова, юрисконсульт АО «Ургалуголь». 

Елена Максимова
Елена Максимова

Среди преподавателей этого курса преобладали практики, инженеры, которые ежедневно работают с изобретениями. Например, в команде был специалист авиастроительной корпорации «Иркут». 

«Трудность заключалась в том, что ТРИЗ включает в себя только процессы поиска идеи и ее представление. На этом теория заканчивается, но дальше инженеров ждет большая работа: создание макета, прототипа, его тестирование. Поэтому мы решили достроить вторую часть с помощью игрового элемента. До обеда участники курса слушали теорию, решали задачи, а после обеда строили Машину Голдберга. То есть они работали над замкнутой системой, которая выполняет очень простое действие максимально сложным образом, как правило, посредством длинной последовательности взаимодействий по принципу домино. Им давались определенные подзадачи, например, сбросить яйцо с высоты двух метров так, чтобы оно не разбилось, заставить куб катиться, как шар по поверхности, или передать импульс без физического касания предметов друг об друга. Для работы над машинами участники могли пользоваться оборудованием ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО», — рассказал об особенности работы группы Максим Иванов. 

Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК
Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК

После основной части инженеры могли присоединиться к коллегам и посетить курсы по выбору. 

«Я участвовал в программе второй раз. На курсе мне понравилось в принципе всё: ехал за новыми знаниями, пищей для размышления, и я это получил. Полезным для себя считаю командную работу с незнакомыми мне коллегами, а также практику английского языка, инструменты ТРИЗ. К слову, до обучения я даже не слышал про Машину Голдберга», — рассказал о преимуществах обучения Сергей Мартюшев, начальник цеха конвейерного транспорта  АО «СУЭК-Красноярск».

Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК
Курсы повышения квалификации для сотрудников СУЭК

Перспективы 

Максим Иванов отмечает, что, в отличие от прошлых лет, когда сотрудничество с работниками компании заканчивалось вместе с курсом, в этом году тесная работа продолжится. Университет будет сопровождать проекты, которые сотрудники АО «СУЭК» подготовили или доработали на курсе. 

«АО “СУЭК”  ценит сотрудничество с ИТМО, каждую программу консультанты и преподаватели ИТМО обсуждают вместе с нами, учитывая наши потребности и интересы. Некоторые из тренеров ИТМО принимали участие в наших корпоративных форумах и конференциях, были на предприятиях компании, знакомились с реальной деятельностью и условиями работы сотрудников СУЭК. Университет не навязывает нам свои стандартные программы, он помогает выстраивать для наших сотрудников образовательную траекторию, учитывающую текущую и перспективную стратегию развития знаний и навыков», — комментирует Анатолий Фомин, начальник управления привлечения и развития персонала АО «СУЭК» . 

Анатолий Фомин
Анатолий Фомин

Он добавляет, что, учитывая пожелания компании, специалисты Университета ИТМО разработали игру-симулятор, которая погружает сотрудников в условия неопределенности, быстрого анализа большого количества информации и умения принимать стратегические решения. 

«Замечательные специалисты, тренеры и сотрудники ИТМО — Максим Иванов, Юлия Кальниченко, а в этом сезоне — Элита. В следующем году мы планируем выстроить наши отношения не сезонно, а в течение всего года. Уверен, что это позволит нам довести часть идей до инвестиционных проектов и внедрить их в компании», — резюмирует Анатолий Фомин.