Учеба и начало карьеры
Александра, вы учились сначала в бакалавриате, а затем в магистратуре Университета ИТМО. Расскажите, пожалуйста, почему выбрали именно этот вуз?
Сначала я поступила в другой вуз, а в ИТМО поступил мой одноклассник. Я услышала от него хорошие отзывы об этом вузе, да и вообще, всегда знала, что это очень хороший технический вуз, где учат специальностям, связанным с программированием. Поэтому мне захотелось тоже туда поступить. В 2009 году я сдала экзамены и начала обучаться в ИТМО.
Вуз очень помог мне с точки зрения окружения – я до сих пор общаюсь со многими одногруппниками, с некоторыми преподавателями и с людьми, с которыми я пересекалась во время обучения. Также вуз дал хорошую базу в том, что касается программирования и вообще знания IT-сферы, это очень помогает в работе.
В магистратуру я пошла на направление «Технологическое предпринимательство и экономика инноваций». Мне очень понравилось описание программы, когда я прочитала, что будут приглашенные преподаватели со своим опытом в бизнесе, лекторы с опытом в консалтинге, которые преподают в международных университетах. Это меня очень заинтересовало, и мои ожидания впоследствии полностью оправдались.
Может быть, вспомните какой-то главный профессиональный или просто жизненный урок, который вы получили в ходе обучения?
Я сразу вспоминаю, как одна преподавательница как-то сказала моей группе, чтобы мы не расстраивались, что не попали в группу, где готовят программистов для выступления на международных олимпиадах по программированию. Она объяснила, что выступление на олимпиадах – это особый навык, а в коммерческой разработке нужны умения совсем другие. На олимпиадах нужно решать задачи быстро, а коммерческая разработка ПО подразумевает написание легко читабельного и легко поддерживаемого кода, а это – совсем не то же, что решить задачу быстро любым путём. Это мне хорошо запомнилось.
Как вы устраивались на свою первую работу в сфере IT?
Это совпало с моим переводом на другую специальность. Изначально я поступила на направление «Оптотехника», но затем поняла, что перспектив трудоустройства по нему до конца учебы у меня не так-то много, а я уже хотела приобретать опыт работы по специальности. Поняв, что вакансий по направлению «Информатика и вычислительная техника» гораздо больше, чем по «Оптотехнике», я перевелась на другой факультет и параллельно начала искать работу.
Искала работу через HeadHunter: составила резюме, добавила туда все, что, как я тогда думала, могло заинтересовать работодателя. Там было и про олимпиады, и про мои личные качества. Я даже написала, какие книжки я читаю по специальности, что я интересуюсь компьютерными сетями и в свободное время их изучаю. Это, видимо, как раз и заинтересовало работодателя. Меня пригласили на собеседование в компанию Motorola Solutions – часть той самой известной компании Motorola, образовавшейся после разделения Motorola на две компании: Mobility и Solutions. На собеседовании меня как раз спрашивали, что я узнала из прочитанных книг, мы пообщались об основах компьютерных сетей. Работодатель отметил мой свободный английский, который впоследствии мне очень пригодился. Английский был основным рабочим языком в компании: на нем шла вся внутренняя переписка, на нем писалась вся техническая документация по проектам.
В Motorola Solutions я проработала 3 года, до окончания бакалавриата. Сначала была стажером-тестировщиком ПО, потом стала техническим писателем, составляла техническую документацию на английском языке. Через какое-то время мне предложили быть помощником менеджера по процессам и качеству, я совмещала две роли. Работала все 3 года по 20 часов в неделю, что позволяло совмещать работу с учебой на дневном отделении вуза. Совмещение давалось непросто, свободного времени оставалось очень мало, но я понимала, что важнее как можно раньше получить первый опыт работы по специальности. Первое время денег я зарабатывала относительно немного, но я рада, что в тот момент не попала в ловушку легких денег от работы не по профилю.
Переезд в Москву
Насколько я знаю, вы родились и выросли в Санкт-Петербурге, однако после завершения учебы перебрались в Москву. Почему?
Да, я родилась и выросла в Питере, а переехала в Москву в 2017 году. Незадолго до переезда, еще находясь в Петербурге, я получила повышение с позиции менеджера проектов до менеджера по продукту. Новая должность подразумевала, что я стала принимать решения, что именно делать, а не только как что-то сделать к определенному сроку имеющимися ресурсами. Когда я стала изучать рынок по новой роли, я поняла, что в Москве вакансий было намного больше, раза в четыре. Компании зачастую были крупнее, чем питерские. Да и продуктовых компаний, разрабатывающих собственные продукты, а не ПО на заказ, в Москве больше. Тогда я стала искать работу в столице, проходила собеседования по Skype и, найдя работу, переехала.
В Москве существует некое ранжирование дипломов, рынок выпускников разных вузов? Важно ли из какого ты университета?
В Москве в принципе не столь важно, из какого ты вуза, потому что здесь много людей из разных городов, даже из разных стран. Сейчас со мной непосредственно работают человек из Казахстана и человек из Белоруссии. Разговоров о том, какие вузы лучше – питерские, екатеринбургские, тюменские – скорее нет. Работодатели ориентируются в первую очередь на профессиональные навыки, а уже потом смотрят на образование. «Марка» учебного заведения может быть важна при устройстве на самую первую работу, а потом имеет все меньшее значение по сравнению с опытом работы и умениями.
Москвичи в первую очередь ценят свои вузы – Бауманку, МФТИ, МИФИ, МГУ, но это объясняется, на мой взгляд, не их снобизмом, а тем, что у каждого человека свой опыт. Если рекрутер из Москвы не был в других городах, то он часто не может оценить уровень региональных университетов, поэтому единственным источником его знаний о вузах других городов могут быть только соискатели, которые там учились.
Насколько отличается бизнес-культура в Москве от петербургской? Насколько разная корпоративная культура?
В Петербурге очень много аутсорсинга (разработки ПО на заказ), и, я бы сказала, не очень много продуктовой разработки. Я часто бываю на конференциях, общаюсь с коллегами и вижу, что в Питере есть, конечно, вакансии продакт-менеджеров, можно удаленно работать, но все же вакансий такого рода не так много.
В Москве больше выбора и перспектив, там головные офисы всех или почти всех российских компаний, а также головные представительства иностранных компаний. Есть также компании, создающие IT-продукты для госзаказчиков, которых в столице также больше. Поэтому, если человеку интересна продуктовая разработка, продуктовый дизайн, развитие в бизнес-направлении, то я бы советовала как минимум посмотреть вакансии в Москве.
Отличается ли как-то отношение к работнику, те бонусы, которые ты получаешь, работая в Москве?
В Москве больше денег, соответственно больше «плюшек», бонусов, преимуществ в офисе. Это могут быть, например, и массажные кресла в офисе, и бесплатный фитнес-клуб в том же здании, что и работа.
Отношение работодателей к специалистам из Москвы и регионов, бывает, отличается. Я как-то слышала от коллег-москвичей мнение о том, что московские программисты по своему уровню гораздо сильнее, чем программисты в регионах. Я с этим мнением не согласна: мне кажется, как минимум в Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани уровень подготовки не ниже, поскольку там есть крупные технические университеты, а вообще толковый специалист может быть из любого региона, если он талантлив и трудолюбив.
Есть еще момент с тем, что московские компании часто пытаются найти баланс между высоким уровнем подготовки кандидата и тем, какую зарплату ему платить. Так, программист, работая на Москву удалённо из Калуги, может делать то же самое, что и его коллега-программист в Москве, но будет получать меньше москвича. Это, конечно, несправедливо, но это рынок: если люди в условной Калуге соглашаются на меньшую зарплату, чем в столице, то так всё и продолжается. Иногда действительно стоит переехать из региона в столицу, чтобы за ту же работу получать более высокую оплату.
Если вернуться к условиям работы, то все зависит от компании, но все же есть некоторые общие моменты. В Питере ритм жизни, отношение к работе в среднем отличаются. В Москве я встретила гораздо больше людей, ориентированных на карьеру, карьерный рост, чаще встречаются случаи переработок. В Питере, насколько я вспоминаю, чуть более размеренный ритм жизни, более расслабленная атмосфера, люди больше ориентированы на семью, на комфорт.
Что вас больше всего удивило в Москве, к чему пришлось привыкать?
У меня, скорее, позитивная адаптация: мне нравится Москва. Конечно, огорчает огромное количество автомобилей и связанная с ним загазованность центральной части города, но это, думаю, просто оборотная сторона жизни в мегаполисе.
Что меня поразило с хорошей стороны, так это уровень развития транспорта в Москве. Общественный транспорт хорошо развит, сеть метро не только широкая, но и плотная, наземный транспорт ходит часто и по выделенным линиям. Это позволяет быстро добираться куда угодно.
Есть одна вещь, которую нужно понимать перед переездом в столицу: цены на жилье тут гораздо выше, чем в других регионах. Перед переездом стоит соизмерять свои силы, просчитывать расходы и доходы, посмотреть заранее цены на жилье. Например, может оказаться, что придется первое время жить за МКАДом, а не каждый готов тратить больше часа на дорогу до работы. Может оказаться, что тот уровень комфорта, что вы себе можете позволить в Москве, по сравнению с вашим текущим уровнем жизни сделает переезд неоправданным.
О работе в МТС
Расскажите, пожалуйста, о том, как вы устроились в МТС, где сейчас работаете?
У меня было резюме на HeadHunter. Мне позвонили из МТС, предложили встретиться. Я прошла собеседования и начала работать. У меня как раз какое-то время было желание вернуться в телеком-компанию, мне всегда нравилась эта сфера, так что я рада, что желание сбылось.
Расскажите, над чем вы сейчас работаете?
Зона моей ответственности сейчас – одно из направлений на онлайн-витринах МТС: в мобильном приложении «Мой МТС», на сайте и в личном кабинете.
Чем отличается работа в МТС и конкурирующих с ней компаниях от другой работы в IT?
Если под «IT-сферой» понимать сферу разработки ПО, то телеком довольно близок к «чистому» программированию, но отличается от него наличием еще и аппаратной части. В этом смысле тем, кто хочет работать в телеком-компаниях на должностях, связанных с разработкой ПО, пригодятся знания сетей связи и всего, что связано с телеком-оборудованием.
Сексизм и дискриминация в IT-сфере
Сейчас в обществе много говорят о сексизме, о тех проблемах, с которыми сталкиваются женщины при построении отношений с коллегами, при работе в мужских коллективах. Насколько заметно это в IT?
Девушки в IT-сфере могут столкнуться с предвзятым отношением к себе как к IT-специалисту очень рано, еще при выборе профессии: в школе при выборе математики или информатики как профильного направления, в вузе, на работе и даже в семье.
Особенно тяжело может быть девушкам, выбравшим профессию программиста, которую некоторые считают исключительно мужской. По моему опыту, те девушки, которые работают разработчиками Middle-уровня и выше – это высококлассные специалисты, доказавшие не только свою профпригодность, но еще и стрессоустойчивость, в том числе и к нетактичным замечаниям.
Также любая женщина независимо от профессии, в IT-сфере в частности, может рано или поздно столкнуться на собеседованиях с вопросами о личной жизни. Это могут быть как прямые вопросы о том, когда женщина собирается рожать ребенка, так и вопросы о семейном положении. Кто-то на такие вопросы отвечает честно, как есть. Кто-то теряется, кто-то скрывает правду, которая может не понравиться будущему работодателю.
В целом, чем больше опыта у женщины, чем выше ее должность, тем меньше кто-то обращает внимания на половую принадлежность. На первый план выходят профессиональные и личные качества.
Как бороться с таким отношением?
Нужно понимать, что нетактичные люди могут отпускать комментарии на любые темы, не только про несоответствие женщины IT-профессии. Реагировать на такие комментарии нужно так же, как на любые другие проявления токсичных людей: сразу говорить о том, что вам неприятно, ставить границы.
Иногда агрессивные проявления могут быть следствием недоверия, непонимания, прошлого травматичного опыта. Бывает, со временем (например, после прихода женщины в новый коллектив) недоверие уходит, и отношения меняются к лучшему. Если женщине трудно на работе из-за давления коллектива, то после попыток наладить контакт может быть проще сменить коллектив, ведь проще меняться самому, чем менять других людей, да и моральное здоровье дороже.
Если девушка успешно преодолела сопротивление и уже несколько лет работает программистом, то чаще всего это очень крутой специалист, и я таких людей неоднократно встречала. Более тяжело может быть именно в самом начале профессионального пути.
Хобби и менторство
Как я слышал, вы вместе с друзьями ведете YouTube-канал. Расскажите, о чем он.
Да, мы с друзьями ведем канал про стык IT и бизнеса. Снимаем интервью, проводим очные мероприятия в Питере с онлайн-трансляциями. За счет этого мы постоянно знакомиться с интересными людьми, обмениваемся опытом. Это все – на стыке хобби и работы. Нам нравится наша работа и нравится рассказывать о ней.
Насколько ведение канала помогает вам в профессиональной сфере? Можно сказать, что вас больше узнают коллеги по отрасли?
Ведение канала помогает быть в гуще событий, общаться с лидерами отрасли, повышает узнаваемость среди профессионального сообщества.
В наше время вообще публичность очень важна. Если любой рекрутер, руководитель, потенциальный партнер сможет про тебя что-то найти в Интернете, это повышает доверие, помогает наладить контакт, завязать знакомство, дает почву для дискуссии.
Пока наше Youtube-шоу не настолько популярно, чтобы ведущих узнавали на улице, но наша активность позволяет быть на связи с теми людьми, которые тебя уже сейчас знают. Они могут попросить совета или рекомендации. Знакомым становится проще держать в голове связку тебя и того, чем ты занимаешься, а значит, эта связка может всплывать, когда появляется какая-то профессиональная потребность. Например, ко мне периодически обращаются, чтобы я помогла найти работу или сотрудников, и я уже несколько человек трудоустроила.
Какой выпуск был самым интересным для вас?
Самым запоминающимся было интервью, которое мы взяли у Асхата Уразбаева – это человек № 1 в России по гибким бизнес-методологиям в разработке ПО. Почему это интервью запомнилось? Потому что через свой Youtube-канал можно выйти на абсолютно любых людей, ведь мало кто откажется дать интервью. Мы также брали интервью у Александра Орлова из Стратоплана, Ивана Селиховкина, Дмитрия Коткина, которые тоже известны в IT-сфере. Многим гостям важен сам факт любого медиаосвещения, на любом канале, пусть и с небольшим количеством подписчиков. Для каждого героя выпуска наше видео – это то, что будет показываться в поисковых системах, если кто-то вбивает его имя. А это работает на повышение доверия к личному бренду.
Так, один наш гость получил повышение сразу после участия в нашем шоу только благодаря тому, что у его руководителя появилась возможность показать топ-менеджерам, какой талантливый и толковый сотрудник есть в команде. Еще двое наших гостей после участия в нашем шоу начали вести свои профессиональные блоги, к чему мы активно призываем.
Недавно вы присоединились к программе Университета ИТМО, которая ищет менторов из успешных IT-специалистов для студентов вуза. Как вы присоединились к этой программе?
Как только я увидела письмо о возможности стать ментором, я откликнулась, а потом получила одобрение заявки.
В каком-то виде я занималась неофициальным менторством еще в магистратуре. Как-то раз я зашла на кафедру, где училась в бакалавриате, и в кабинет зашел парень с первого курса. Он приходил узнать, как перевестись с кафедры на кафедру, а я упомянула, что прошла этот путь и готова поделиться опытом. С тех пор я стала его неофициальным ментором. Я познакомила его со своим знакомым из магистратуры, у которого был свой стартап. Этот парень устроился к нему работать, перевелся на другую специальность и нашел себя в программировании.
И как же найти себя?
Как человек, который не сразу нашел свою профессию, я скажу, что нужно много пробовать, искать, а также относиться к трудностям как к возможностям.
То, что в моменте кажется провалом, чаще всего не является провалом всей жизни. Сдача ЕГЭ на максимальные баллы, поступление в вуз сразу после школы – это все совсем не обязательно. Если вы плохо сдали ЕГЭ, поступили не туда, куда изначально хотели, или не поступили вообще – это не конец. Надо всегда думать, какие еще есть варианты, ни в коем случае не ставить на себе крест. Мой пример показывает, что можно найти себя в другой специальности, в другом городе, в другом вузе. Главное – идти вперед!