Конференция «Программная инженерия и компьютерная техника», которая также носит название «Майоровские чтения», уже в девятый раз собрала специалистов IT-индустрии для обсуждения важнейших вопросов развития мультимедиа, киберфизических систем, гарнитур VR и AR. В этот раз конференция прошла на площадке петербургской «Точки кипения», где не только прошли лекции и семинары, но также была устроена площадка для демонстрации разработок участников.
«Я участвую в этой конференции второй раз, в прошлом году она проходила в университете, – поделился своими впечатлениями директор Центра юзабилити и смешанной реальности, доцент факультета ПИиКТ Университета ИТМО Артем Смолин. – Мне приятно, что есть некая эволюция, в этом году мы постарались привлечь как можно больше сторонних людей, организовали демо-зону. Надеюсь, что мы год от года будем делать конференцию масштабнее, создадим своеобразный бренд, который привлечет еще больше коллег из индустрии. Это будет стимулировать интерес к Университету ИТМО и к тем разработкам, которыми мы занимаемся в рамках научно-исследовательской деятельности».
В начале дня участники конференции на трех площадках обсуждали вопросы программного инжиниринга, компьютерных систем, киберфизических систем и различных устройств дополненной и виртуальной реальности. Именно последнему вопросу был посвящен основной доклад первого дня конференции, представленный президентом компании «Modum lab» Дмитрием Кирилловым, который рассказал о применении виртуальной реальности в корпоративном и детском образовании.
VR и AR для ускоренной подготовки кадров
Технологии дополненной и виртуальной реальности не могут заменить существующие методики обучения – лекции, книги, видеокурсы, презентации, инструктажи и инструкции. С этого дискуссионного тезиса начал свой доклад Дмитрий Кириллов. Более того, они не ставят перед собой такой задачи. Эти технологии становятся новым, дополнительным инструментом, который может улучшить и ускорить процесс обучения, но не полностью исключить все ранее разработанные методики.
«Если нам нужно полноценно к чему-то подготовить человека, мы должны дать ему знания лекциями и статьями, какими-то курсами, книгами, слайдами, – говорит он. – Если мы хотим дать ему умения, то мы должны показать ему, как это работает на видео или интерактивных системах. А вот если мы хотим дать ему навык, мы должны дать возможность в цифровой среде отработать многократно какую-то ситуацию. И все это работает в комплексе. Но невозможно изобрести волшебный тренажер, который разом сможет решить все задачи бизнеса. VR/AR – это еще один инструмент, который занимает свое место в системе обучения человека, и его нужно уметь правильно применять».
Между тем, с отработкой навыков VR справляется на «отлично». Прежде всего, он позволяет молодым сотрудникам быстрее адаптироваться на сложных высокотехнологичных предприятиях, где стоимость ошибки слишком высока, чтобы дать новичку попробовать свои силы на реальных производственных процессах или же выпустить его на участок без стопроцентной уверенности в его силах. Это приводит к тому, что процесс адаптации затягивается на долгие месяцы.
«Новичок не имеет возможности непосредственно взаимодействовать с каким-то сложным оборудованием. Человек сначала знакомится по картинкам видео, читает описание процедур, потом его водят по производству и показывают, как это делают опытные специалисты, потом ему дают по чуть-чуть процессов сделать, что занимает все вместе до полугода. Виртуальные тренажеры позволяют человеку научиться самому взаимодействовать со сложным и опасным оборудованием. Наш тренажер для компании BIOCAD сначала человека учит, объясняет ему регламент обращения с биореактором, где выращиваются очень ценные культуры. В ходе этого человек узнает, из каких узлов состоит биореактор, как его нужно подключать, дальше тренажер дает задания, что надо сделать, указывает сотруднику на ошибки, на которых он учится», – рассказывает Кириллов.
Изменение поведения
Иногда сотрудника нужно не только учить самой технологии работы, технике безопасности, но также и приучать к тому, что эта технология должна соблюдаться. Здесь VR также может прийти на помощь, поскольку покажет, что произойдет, если относиться к важным требованиям легкомысленно.
«Когда мы реализовывали тренажер по работе на высоте для компании, занимающейся строительством промышленных объектов, мы создавали курс для рабочих, которые занимаются теми или иными операциями на большой высоте. Там различные меры безопасности – специальная одежда, крепление строп, поясов, карабинов. И вот, если вы уронили карабин на пол в ходе работ, раздеваясь после работы или одеваясь, то вы непременно должны его заменить, даже если на вид у него нет повреждений. В симуляции специально предусмотрено следующее: если такое происходит, рабочий роняет карабин и не заменяет, то в следующей тренировке этот карабин в программе ломается и тренируемый срывается вниз. Это сделано специально, чтобы акцентировать внимание человека на важности действий. Потому что нередко знания, навыки, умения есть, но люди их не используют, а VR позволяет показать, чем это может обернуться», – поясняет Кириллов.
Кроме того, виртуальная реальность способна помочь прокачать и так называемые soft skills – к примеру, технику публичных выступлений.
«Мы можем классно выучить текст, отрепетировать перед зеркалом, но, если мы раньше не выступали перед публикой, за трибуной у нас подкашиваются ноги, трясутся руки, пересыхает горло. Именно потому, что мы такой опыт раньше не переживали. И виртуальный тренажер позволят этот опыт пережить, переволноваться там, в гарнитуре, и меньше волноваться в реальной жизни. Причем эти тренажеры могут распознавать ту речь, которую говорит тренируемый, и могут давать обратную связь. Показать, что у него много слов паразитов или он использовал грубые слова», - поясняет Кириллов.
Также все активнее идет разговор о потенциале, который VR и AR имеют для модернизации школьной программы, привлечения новых технологий на благо детского образования и стимуляции интереса ребят к науке и технике.
«Сейчас мы реализуем несколько комплексных проектов для школы, – рассказывает Кириллов. – Один наш проект связан с цитологией (наукой о клетках – прим. ITMO.NEWS), он позволяет “оживлять” учебники по биологии. Одна из интересных механик, когда мы с помощью телефона даем детям возможность использовать так называемый виртуальный микроскоп. Они могут наводиться на картонные карточки с разными препаратами, а в телефоне появляется как бы микроскоп, где с увеличением показывается этот материал. Такой подход повышает степень вовлеченности детей в процесс обучения и дает им возможность детально рассмотреть скрытые части предметов, явлений».
Технологии и размышления о технологиях
Помимо собственно обсуждения новинок техники и новых принципов работы с технологиями виртуальной и дополненной реальности на конференции также поднимались вопросы соотнесения IT-индустрии с маркетинговой составляющей. А также обсуждались философские проблемы использования высоких технологий, рассматривались те опасности, которые таятся в развитии техники, а также те возможности, которые открываются перед нами.
«Надо понимать, что под развитием этих технологий находится огромный междисциплинарный бэкграунд, не только технологический, но и философский, культурологический, социологический и так далее. И только осознавая этот бэкграунд, мы будем более осмысленно двигаться вперед, что поспособствует увеличению скорости создания новых технологий, мы будем меньше “наступать на грабли” и не будем заново “изобретать велосипеды”», – подвел итог дискуссии Артем Смолин.