Помните, почему тогда выбрали ИТМО?
Честно говоря, у меня нет какой-то красивой истории на этот счет. В 10 классе я побывал в ИТМО на Дне открытых дверей, а так как в то время у меня не было своей четкой цели, кем я хочу быть, что изучать и где — то выбрал инженерное направление здесь, потому что уже был как-то знаком с вузом. Я вижу, что у современных детей уже с 5-7 класса воспитывают понимание: что им интересно, где они смогут это изучать и в каком формате потом применят знания. У нас всё было менее осмысленно: все советские дети мечтали стать космонавтами, а кто не хотел — ориентировался уже на месте.
Любовь к музыке началась еще со школы?
Наверное. Но у меня нет специального музыкального образования, просто в 9 классе старшие товарищи уже умели играть на гитаре, и когда я это увидел, то был впечатлен. Поделился с семьей, и бабушка подарила мне гитару. С этого момента я начал учиться на ней играть, позже пытался что-то свое сочинять, но вплоть до армии это было всё не серьезно. Знаете, как любая девушка, которая первый раз влюбилась — пишет стихи, так и тот, кто впервые заполучил инструмент и вдохновлен музыкой — пытается сочинять свою.
Первые две песни я написал в армии, причем записал их в голове, потому что у меня не всегда была возможность играть. Свой отсчет как автор я веду с 1988 года с песни, которая до сих пор в моей программе, ее знают и подпевают — «Другу туристу / Покоя нам нет».
Каким был ИТМО в 80-е годы?
Атмосфера была хорошая. Мы дружили с одногруппниками, у нас были поездки компанией на дачу, к кому-нибудь в гости. Представляете, я не знаю, есть ли такое сейчас, но мы могли поехать к товарищу просто послушать музыку. Учился я неплохо, к тому же у меня всё успешно складывалось по комсомольской линии: к концу 2 курса я стал командиром студенческого отряда. Это большое достижение!
Но я не окончил ИТМО. У меня случился приступ юношеского максимализма, и после 3 курса я ушел работать на завод, а потом пошел служить. Сейчас я думаю, что нужно было все-таки окончить вуз, но в тот момент считал иначе.
А какую музыку вы слушали с одногруппниками?
Разную. Мне повезло: именно в ИТМО я познакомился с продвинутыми ребятами. Они слушали музыку, которой еще не было в официальном пространстве. Это в основном джаз-рок. Так что еще в те времена я узнал такие имена, как Питер Габриэль, Кэт Стивенс, Эл Ди Миола, которые были известны подавляющему меньшинству, поэтому, безусловно, это отразилось на моем музыкальном восприятии и творчестве в дальнейшем.
Как складывалась ваша жизнь после?
Вернулся из армии, закончил училище в системе «Интурист». Надо понимать, что это были очень тяжелые времена. Люди тогда думали не столько о том, как они будут красиво жить, сколько о том, как выжить. Я начал заниматься авторской песней. Помню, как нас с гитаристом пригласили выступить на концерте в Великих Луках, а гонораром был 15-килограммовый мешок макарон. Мы выступили, на поезде привезли эти макароны, поделили их. И никто не смеялся в то время над таким расчетом. Это было абсолютно серьезное отношение. В семье тоже были благодарны — я же еду привез, кормилец.
Не страшно было в 90-е заниматься музыкой?
Страх приходит к человеку, которому есть что терять. Это сейчас мы обсуждаем райдер, бытовые какие-то условия, а тогда мы пели песни просто потому, что это был зов души, ездили в открытых грузовиках, не предназначенных для перевозки людей, и нам было хорошо. Мы были молодыми и бесшабашными.
Как вы попали в это музыкальное движение?
Это огромная семья, которая живет по всей стране — любители авторской песни. Это люди, которые имеют определенный культурный и эстетический код. Представляете, я мог оказаться в любом городе страны, где никогда не был, позвонить одному товарищу с вопросом: «А кто у нас есть в Алма-Ате?». И через полчаса приезжала машина, люди с распростертыми объятиями везли к себе домой, поили, кормили, оставляли ночевать.
А что повлияло на такую открытость и дружелюбность этого сообщества?
Время повлияло и эстетика самого жанра тоже. Ведь жанр авторской песни всегда был как-то сбоку. Его пик пришелся на 60-70 гг: Окуджава, Высоцкий, Визбор. Это была целая плеяда гениев, которые повлияли на культурный код нашего народа. При том, что его не популяризировали по телевизору, он стал пробиваться в кино в 70-80 годах, но это уже достаточно поздний период. Где же тогда пел Окуджава? На московских кухнях. А где собирались любители авторской песни? На лесных фестивалях, на природе, у костра. Этот незамысловатый простой быт и вырабатывал черты характера его поклонников. В походах главное правило — это взаимовыручка, тем более в горных походах, где человеку в связке ты фактически доверяешь свою жизнь. Отсюда такая открытость, дружба, товарищество. Вообще, авторская песня — это, конечно, романтизм. Люди, которые росли в оттепель, надеялись, что «ну вот скоро мы точно заживем».
Какой деятельностью вы занимались помимо выступлений?
В 1995 году я стал автором и директором концертного зала в Ленинградском зоопарке. Там был зал на 80-100 мест, но на аншлаговые концерты и по 150 набивалось. Этот проект вошел во все рок-энциклопедии, потому что у нас кто только не выступал и кто только не начинал: «Зимовье зверей» и Константин Арбенин, Михаил Башаков, Евгений Дятлов, Диана Арбенина, Светлана Сурганова. Кстати, первые два альбома Дианы и Светланы были записаны как раз на нашей зоопарковской аппаратуре. Проект закончился в 2002 году, после этого я активно занялся карьерой автора-исполнителя. А в 2014 году мне предложили инвестиционный проект продвинутого арт-кафе, и уже в мае 2016 года мы запустили Sound-Cafe «LADЫ».
В чем особенность этого формата?
В Санкт-Петербурге много качественных музыкальных клубов, где всё круто, но эти места рассчитаны на 300+ гостей. Получается, что начинающему музыканту, исполнителю, который менее известен, туда не попасть. Просто потому, что он такого количества зрителей не соберет, а значит — принесет убыток заведению. В то же время есть кафе, где его примут, но там другая крайность: старая аппаратура, провода фонят, звукорежиссер опаздывает на концерт на час. Sound-Cafe «LADЫ» призвано как раз закрыть эту нишу.
Это заведение премиум-класса с точки зрения концертного обслуживания, уникальная площадка для исполнителей с аудиторией меньше 80 человек. Честно скажу, спрос есть. Даты у нас даты разобраны на 2-3 месяца вперед, это при том, что мы даем по 40 концертов в месяц. Здесь выступают музыканты разных форматов: авторская песня, джаз, рок, классика, фолк-музыка. А четверть всех концертов — это иногородние исполнители.
Спустя столько лет вы продолжаете как-то поддерживать связь с ИТМО, сотрудничать?
Не так давно я общался с сотрудницами Центра взаимодействия с выпускниками, и мы решили провести на нашей площадке стендап доцента химико-биологического кластера Михаила Курушкина уже в эту пятницу. Надеюсь, что дальше будут еще интересные проекты. Останемся в контакте и продолжим дружить.
Как думаете, пригодились ли вам знания, которые вы получили в университете?
Однозначно — да. Ни система учета, которую мне приходится иногда адаптировать, ни инвестиционные проекты, которые я готовлю — были бы невозможны без технических знаний и определенной математической педантичности, которую я усвоил в институте.
Дайте, пожалуйста, совет сегодняшним студентам.
Учитесь честно получать знания вне зависимости от того, что, по-вашему мнению, пригодится, а что нет. Знания лишними не будут, а сама привычка честно их осваивать поможет вам в жизни: и в карьере, и в деньгах — это точно.