Необычный случай
София Зарубенко работает юристом в судоходной компании и параллельно учится в двух университетах. Она дистанционно получает постдипломное образование в Великобритании (World Maritime University in association with Lloyd’s Maritime Academy) и является соискателем степени кандидата наук в МГИМО.
Весна и лето — традиционное время для зачетов и экзаменов студентов. Однако пандемия коронавируса и повсеместный карантин, в том числе в учебных заведениях, помешали проведению этих процедур в обычном режиме.
«В марте я должна была поехать в Лондон, чтобы посетить последний из трёх очных семинаров Академии и сдать итоговый экзамен, после которого смогла бы приступить к моей диссертации. Но из-за вируса были закрыты границы, отменены командировки профессоров и студентов, так что вопрос с экзаменом встал довольно остро», — рассказала София Зарубенко.
Университет, в котором учится София, предложил своим студентам, живущим в разных странах мира, сдать экзамен в родном городе, но с одним условием: нужно найти образовательное учреждение, которое будет готово организовать процесс в соответствии с требованиями Всемирной морской академии и Университета имени Ллойда.
«Первым делом я обратилась в ВШЭ в Санкт-Петербурге, потому что в этом университете я оканчивала бакалавриат. В итоге, мне отказали в очном экзамене и предложили сдать его дистанционно. Однако морская академия не одобрила такой вариант. Тогда я написала ещё два письма в Университет ИТМО и в Университет морского и речного флота имени адмирала Макарова. Первым откликнулся Университет ИТМО, которому я очень благодарна за помощь», — поделилась София.
Если ни один из городских вузов не согласился бы помочь студентке, то она сдавала бы экзамен в конце мая. По словам Софии, это сильно осложнило бы дело, потому что для подготовки к письменным заданиям она брала отпуск за свой счёт, второй такой возможности у неё бы не было. Хотя естественно, что за два месяца какие-то моменты могли бы забыться и их нужно было бы снова учить или повторять.
Экзамен и дистанционное обучение
Организацию экзамена взяли на себя специалисты Центра студенческой науки, конференций и выставок.
«К нам обратился помощник проректора по научной работе Александр Атращенко и рассказал о ситуации, в которой оказалась София. Мы, конечно, согласились помочь. Мы работаем и по правилам можем собирать до 50 человек в аудитории, а здесь всего одна студентка. Наш центр связался с университетом Софии: нам передали регламент по организации экзамена, а также сами задания. Мы подготовили аудиторию, установили камеры и пригласили наблюдателя. Для нас это первый опыт в проведении дистанционного экзамена для зарубежного вуза, но в такой непростой ситуации мы рады были помочь Софии», — рассказала Екатерина Хорошева, начальник отдела конференций и выставок ИТМО.
Экзамен состоял из двух письменных частей: по заранее подготовленным вопросам (первые два часа) и эссе по не подготовленному материалу (три часа). Сотрудники ИТМО контролировали соблюдение правил по сдаче экзамена, а также тайминг.
Так как София фактически проходит дистанционное обучение сразу в двух университетах, то у нее большой опыт работы в этом режиме. Пока все студенты России также учатся из дома, мы решили узнать у нее, какие плюсы и минусы она видит в удаленном обучении.
«Дистанционное обучение делает множество программ более доступными, например, для иностранных студентов, которые не могут себе позволить проживание в другой стране, или для тех, кто работает. Я долгое время не могла найти возможность удалённо получить степень кандидата наук по моему профессиональному профилю в России. Так что в плане гибкости дистанционное образование — это здорово. Но к нему тоже нужно быть готовым. Человек должен уметь самостоятельно организовывать свое время, справляться с ленью, быть эффективным, даже когда рядом нет преподавателя и завтра тебя никто не спросит. Боюсь, что в сложившейся ситуации не все студенты были к этому готовы, но культуру ответственного обучения надо прививать — это точно», — рассказала София Зарубенко.