Новое направление рассчитано на выпускников бакалавриата и специалитета из таких сфер как дизайн, архитектура, светотехника, IT, социология, культурология и т.д. В ходе обучения студенты будут работать с выставочными, музейными и сценическими пространствами, создавать практико-ориентированные проекты в области светового дизайна, разрабатывать интерактивные решения в архитектурном освещении, мультимедиа, экспозиционных коллекциях. Куратором одной из программ новой специализации станет генеральный директор, эспириенс-режиссер, креативный мультимедиа-продюсер и основатель компании Avocado Toast Денис Астахов.
Внимание к свету в современном городе постоянно растет. Сегодня освещение выполняет не только утилитарную функцию. Оно является важной составляющей архитектуры, формирующей эстетический облик города, ориентиром для навигации, а также средством коммуникации, создавая своеобразный язык, с помощью которого город постоянно «общается» со своими жителями.
Меняется и понимание роли света в интерактивных, общественных пространствах. Теперь он не только позволяет человеку рассмотреть детали интерьера или обратить внимание зрителя на событие или произведения искусства, но и становится частью самих инсталляций, экспозиций или перфоманса. Все начинают постепенно понимать, что свет имеет очень сильную образную составляющую. Это мощный инструмент воздействия, влияющий на эмоции, состояние человека и восприятие людьми окружающей их среды, пространства и формы. Осознание этого факта способствует росту спроса на новый тип специалистов-новаторов в области светового дизайна, умеющих правильно работать с освещением с учетом разных аспектов, понимающих, какую техническую, социокультурную, эстетическую и прочие функцию оно может выполнять. Именно на подготовку таких исследователей, ищущих новые способы коммуникации между человеком и технологиями через свет, направлена специализация «Дизайн интерактивной среды» магистерской программы «Световой дизайн».
«Существует два основных подхода: первый – когда мы строим среду, формируя качество жизни человека, которая влияет на пользователя долговременно, — рассказывает руководитель международной программы магистратуры "Световой дизайн" Университета ИТМО Наталья Быстрянцева. — Другой подход, когда мы быстро контактируем с теми решениями, с той средой, которая изменяет наше мышление, дает новую информацию для осмысления или влияет на наше состояние. Поэтому, если говорить идеологически, первая наша специализация "Дизайн городской среды" — про качество жизни и то, как этого качества достичь. А вторая — про решения, формирующие быструю коммуникацию человека и среды через искусственный свет».
Интерактивные среды: свет как средство коммуникации с пользователем
Если первое направление заинтересует, скорее, студентов, увлеченных урбанистикой и организацией городских пространств, то специализация «Дизайн интерактивной среды» создана для тех, кто рассматривает свет, прежде всего, как форму для создания материала и как средство коммуникации с пользователем.
«Интерактивные среды – понятие довольно сухое, но им можно описать практически любое пространство, в котором человек находится и активно взаимодействует с ним, — рассказывает куратор специализации, креативный продюсер и основатель агентства мультимедиа-коммуникаций Avocado Toast Денис Астахов, — это может быть музей, где человек коммуницирует непосредственно с экспозицией. Или временная выставка, где посетителю преподносится история, кураторская задумка, которая вложена в экспозицию и подбор экспонатов. Если это интерактивная инсталляция, то пользователь считывает информацию, взаимодействуя со средой, в которой находится. Разработка дизайна таких пространств аккумулирует в себе очень многие дисциплины — архитектуру, световой дизайн, программирование, сторителлинг, даже литературу».
Как отмечает Денис Астахов, помимо развития hard skills в области дизайна и светотехники студенты специализации будут развивать в себе и soft skills - умение коммуницировать друг с другом, работать в команде, развивать творческое мышление и др. При этом данная программа будет нацелена на то, чтобы выпускники понимали весь процесс создания того или иного светового решения от идеи до реализации.
«Это интересный, увлекательный процесс погружения в новую для себя тему, —рассказывает Денис Астахов, — я за последние полгода по работе должен был сначала с головой уйти в военную историю конкретного региона страны. Далее – переключиться на историю крупной логистической компании, которую необходимо было представить за несколько минут взаимодействия с пользователем. Потом вникнуть в проблематику музея фармацевтики в Канаде, затем изучить выставку Государственной Третьяковской Галереи по русским сказкам. Это интересная среда не только для расширения своей профессиональной экспертизы, но и знаний в целом. Я думаю, что направление "Дизайн интерактивной среды" будет интересно людям любопытствующим, не готовым ограничиваться исключительно одной сферой деятельности или областью познаний. Это мульти-специалисты, которым важно смотреть в разные стороны, узнавать новое и развивать в себе целый комплекс новых умений».
Городские среды: понимать город как единое целое
Специализации «Дизайн городской среды» уже пять лет. Студенты, выбравшие это направление, учатся решать целый комплекс задач – как сделать город эстетичнее, безопаснее, экологичнее и при этом комфортнее для жителей. Будущим магистрам рассказывают не только о технической стороне вопроса, но и о том, как человек взаимодействует со светом, как его воспринимает, о визуальном и невизуальном воздействии света.
«Ребята получают глубокие знания по выбранному им предмету, будь то архитектурное освещение или уличное, — уточняет Быстрянцева, — то есть они понимают город в целом и как быть с каким-то конкретным объектом в нем. Они узнают, какие существуют особенности восприятия, принципы формообразования. Им прививается понимание того, как планировать, проектировать и создавать освещение, которое будет конкретно и объективно влиять на пользователя».
Как подчеркивает Наталья Быстрянцева, специализация носит интердисциплинарный и практико-ориентированный характер. «У нас самая большая дисциплина – это разработка и прототипирование, — рассказывает она, — в течение семестра студенты отдают почти 80% времени работе над своими проектами. Они выполняют задачи города, задачи компаний, погружаются в реальный проектный мир. Параллельно студенты осваивают другие дисциплины, одна связана с применением интеллектуальных технологий в дизайне, а другая – с исследовательской частью: ребята изучат инструменты сбора информации о пользователе, особенностях его восприятия, городскую информатику, технические устройства, комплексную информацию, которая им нужна при разработке решения и его апробации».
Как поступить на программу?
Поступать на обе специальности приглашают выпускников бакалавриата и специалитета по самым разным специальностям: архитектура, светотехника, инженерное дело, светорежиссура, музейное дело, специалистов в области мультимедиа и т.д.
Работа в междисциплинарных командах имеет свои преимущества. «По моей практике, всегда самые классные идеи рождаются, если вы приходите с разным background'ом, из разных профессий, с разными знаниями. И прелести работы, наверное, в этой сфере заключаются в том, что далеко не всегда нужно быть профессионалом по прикладным навыкам — главное мыслить нестандартно и уметь коммуницировать», — говорит Денис Астахов.
«Почему выпускникам следует приходить, почему это востребовано? — рассказывает Наталья Быстрянцева, — Потому что они получают дополнительный инструмент, дополнительное понимание, интердисциплинарные знания и компетенции, которые сейчас активно востребованы на рынке. Стержневая основа наших дисциплин – это то, что мы, по сути, развиваем мышление, учим прогнозированию как в процессах проектирования, так и пониманию тенденций рынка. То есть студент, который выпускается, не только владеет инструментами светового дизайна, он еще понимает сам рынок, его особенности и проблематику. Это позволяет ему строить планы не только как специалисту в конкретной компании на определенной должности, но и думать о своем бизнесе в будущем. Большое значение имеет международный статус программы. Мы стараемся работать совместно с нашими иностранными партнерами над ВКР студентов, участвовать в совместных летних школах. Ребята обучаются в рамках программ по обмену в Финляндии, Германии, Дании и возвращаются с совершенно новыми взглядами и идеями».
Кроме того, программа позволяет студентам познакомиться с мировыми трендами световой индустрии, показать себя с лучшей стороны не только на российском, но и на зарубежном рынке светового дизайна. В дополнение к основной программе предусмотрены лекции, конференции и семинары с участием приглашенных российских и зарубежных ученых, исследователей, практиков в сфере светового дизайна и смежных профессиональных направлений. Так студенты раздвигают границы знаний и параллельно осваивают нетворкинг — важный инструмент в руках современного светодизайнера для работы в России и за ее пределами как на фрилансе, так и в штате компании.
Подробную информацию о поступлении в магистратуру можно найти на сайте международной образовательной программы магистратуры «Световой дизайн». Экзамены в этом году будут проходить в дистанционном формате с помощью платформы Zoom. Даты уже известны: 8 и 9 июля, 3 и 4 августа. Все документы в приемную комиссию можно подать также онлайн: https://abit.itmo.ru/page/96/.
Без экзаменов смогут поступить абитуриенты, занявшие соответствующие места в конкурсе докладов «Конгресс молодых ученых», медалисты и победители олимпиады «Я —профессионал», победители конкурса портфолио «Световой дизайн».
О программе «Световой дизайн»
Международная образовательная программа магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО в 2020 году отмечает свое пятилетие. В 2017 году, спустя всего два года после своего запуска, Высшая школа светового дизайна ИТМО (CLD ITMO University) вошла в топ-5 номинантов категории Award for Education, по версии авторитетной премии глобальной конвенции светодизайнеров PLDC-2017.
«Направление новое, многое приходилось делать самостоятельно, поскольку на рынке световой дизайн в основном был связан с двумя профессиями — светотехникой и архитектурой, — рассказывает Наталья Быстрянцева, — мы же интегрировали в учебный процесс и IT, и робототехнику, инструменты городской информатики, усиливаем партнерские отношения с коллегами по психофизиологии восприятия света. Наши студенты не просто создают проекты, они ищут проблематики и пытаются средствами светового дизайна на них дать ответ».
За пять лет программа уже успела стать авторитетной и среди работодателей.
«Наши студенты востребованы в архитектурных бюро, — отмечает Наталья Быстрянцева. — Международная активность студентов и практикоориентированность направления дают возможность уже во время учебы построить успешную и перспективную профессиональную карьеру или же создать авторитетное портфолио для трудоустройства. Наши выпускники становятся востребованными специалистами как в России, так и за рубежом. Они работают в крупных российских и зарубежных компаниях, таких как Arup, Artlight, международная светотехническая корпорация "Боос Лайтинг Групп" (Bl Group), Aledo, Bright Buro, Haptic.Team, "Европейская Электротехника", а также в частных студиях, интерактивных медиа или открывают собственные компании. И, конечно, некоторые выпускники продолжают научные и практические исследования в составе сотрудников Creative Lighting Design ITMO».