Биосовместимые гаджеты, новые материалы, изменение всей структуры производства и выстраивание отношений между людьми и нечеловеческими субъектами — таким видят будущее художники, чьи работы стали частью проекта «2020 → 2070», созданного Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО и Frida Project Foundation.
«Мне посчастливилось быть свидетелем зарождения этого проекта и выступать на одном из мероприятий в связи с его запуском, — рассказывает декан itmotech, (факультет технологического менеджмента и инноваций) Антон Гопка. — Наш факультет занимается подготовкой технологических предпринимателей, и с точки зрения формирования их личности абсолютно необходимо делать такие мероприятия. События, которые ставили бы вопросы, показывали бы, как привычные вещи могут быть устроены совсем иначе, чем мы предполагаем — очень эстетически необычно, но при этом гармонично. Ведь технологичный предприниматель — это человек, который постоянно ищет свежие идеи для вдохновения, он должен идти вперед и работать с теми смыслами, которые появляются в философии, науке и искусстве, делая на их основе новые продукты».
Концепция проекта
В основе концепции выставки интерес к изменениям, которые произойдут в нашей жизни в связи с развитием науки и техники. За последние полвека развитие этих областей уже кардинально изменило быт человека. Мощные компьютеры теперь помещаются на ладони, часы могут определять биоритмы человека, камеры — распознавать лица, а поезда развивают скорость, ранее доступную лишь самолетам.
Авторы концепции выставки пытаются через работы художников осмыслить, какие изменения произойдут еще через полвека.
«Почему проект получил название "2020 → 2070"? Дело в трех работах центрального художника выставки Эрика Булатова. Ему сейчас 87 лет, он является одним из самых именитых отечественных художников современности, это один из создателей соцарта, — рассказывает куратор выставки Михаил Слободинский. — Для нашего проекта он взял свою картину, изображающую лыжника, уходящего вдаль, которую он написал в 1970 году. Рядом он изобразил того же лыжника, но указал, что изменилось в нем за 50 лет, чем он пользуется сейчас: новые высокотехнологичные лыжи для хорошего скольжения, датчики сердцебиения, VR-очки, которые позволяют заниматься в любом месте. Третья картина — вопрос, как лыжник изменится еще через 50 лет. Получился, своего рода, триптих и игрушка для ума — что можно еще сделать, чтобы улучшить жизнь этого лыжника».
Через терни учебы к успеху
Как отмечают создатели выставки, они ставили перед собой двойную задачу: с одной стороны, привлечь внимание к науке со стороны общества, с другой — обратить внимание самих ученых настоящего и ближайшего будущего на то, какие чаяния есть у обычных людей, где именно жители Земли ждут технологического прорыва.
«Мы обратились к самым известным современным художникам России с просьбой сформулировать, какие технологические задачи кажутся самыми важными для решения молодыми учеными, — объясняет Михаил Слободинский. — То есть, грубо говоря, те самые ребята, которые будут ходить по коридорам ИТМО, будут видеть эти картины, будут получать сигнал от интуитов-художников, какие задачи на ближайшие 50 лет необходимо решить этим молодым ученым. Это некая подача заявок, просьба, обращение. К примеру, мы все хотим, чтобы ученые разрешили вопрос со старением. Соответственно, на парадной лестнице будет висеть картина петербургского художника Ивана Плюща, изображающая первого человека, который будет полностью оцифрован и уйдет в компьютерную жизнь».
Другой российский автор, работы которого будут представлены в Университете ИТМО, — Роман Резницкий, который некоторое время назад работал дизайнером в футбольном клубе «Зенит». На выставке представлена его работа о роли знаний и учебы в жизненном успехе человека.
«Он привнес из мира рекламы в свое творчество яркие понятные линии и краски, которые сразу захватывают тебя — работу, которая приехала в Петербург, очень просто интерпретировать, — рассказывает Михаил Слободинский. ― На переднем плане стоит девушка, перед ней лежит книга, через которую надо перебраться. И за этой книгой те вещи, о которых мы мечтаем: любовь, успех, интересная работа, популярность, возможность путешествовать. Все очень понятным языком — если хотите чего-то достичь, что вам надо пройти свой путь через книгу, то есть через знания».
Как попасть на экспозицию
Выставка будет работать осенью 2020 года в корпусе Университета ИТМО по адресу Чайковского 11/2. Она будет доступна для всех студентов и сотрудников вуза в часы работы корпуса. Однако ознакомиться с работами смогут не только члены ITMO.FAMILY.
«Выставка открыта для всех, посещать ее смогут, прежде всего, наши студенты, все, у кого есть пропуск. Остальным в связи с эпидемиологической ситуацией нужно будет организовываться в группы и запрашивать приглашения», — объясняет Антон Гопка.
Те, кто не сможет прийти на экспозицию, могут изучить информацию о ней на сайте проекта, где есть возможность не только посмотреть на изображение работ, но и включить короткие видеоролики, в которых сами авторы объясняют, что именно они хотели сказать той или иной картиной.
История проекта
История проекта «2020 → 2070» насчитывает около года. Перед формированием выставки художникам дали возможность побывать в ведущих научных лабораториях страны: в МГУ, МИСИС, ИТМО и других научных учреждениях.
Экспонаты уже выставлялись на нескольких площадках в Москве, в частности, в Государственном музее архитектуры имени Щусева и здании МИСИС. Также в Ночь музеев, которая проходила в условиях карантинных ограничений, онлайн-гид по экспозиции посмотрели около миллиона человек.
Как отмечает Антон Гопка, на совместной организации выставки в Петербурге сотрудничество Университета ИТМО и ФИОПа не заканчивается.
«Мы плотно сотрудничаем, — говорит он. — У нас два совместных проекта в области инноваций: ФлексЛаб — инжиниринговый центр печатной электроники, где мы работаем с технологиями гибкой электроники и фотовольтаики (солнечные панели, гибкие экраны и т.д.), а также запускаем первый в России Наноцентр на базе университета».