Половина из них поступила по конкурсу «Искусство и наука», введенному в этом году. Для участия абитуриентам нужно было подготовить портфолио своих работ, описать идеи проектов, над которыми они хотели бы работать в процессе обучения, и пройти собеседование. При этом приемная комиссия не оценивала прошлые академические успехи абитуриентов и не учитывала средний балл — фокус был на их мотивации, художественном и исследовательском потенциале.
Как подтверждение — разнообразный бэкграунд студентов, часто вовсе не связанный с искусством и творчеством. В новом наборе оказались культурологи и историки, дизайнеры и психологи, архитекторы, биологи, инженеры, экономисты и филологи. По задумке, все они должны использовать имеющиеся у них компетенции, обогатить их новыми навыками и знаниями и на научно-технологической базе университета и на основе коллаборативных практик создать уникальное художественное высказывание или исследование.
Всего же в ходе приемной кампании поступили 107 заявлений: 19 по конкурсу «Искусство и наука», 15 по Конкурсу портфолио Университета ИТМО и 73 на вступительные испытания. Руководители программы подчеркивают, что рады видеть среди студентов выпускников любых специальностей и призывают поступать именно по конкурсу «Искусство и наука», конкурсу портфолио или на основе результатов участия в творческих, научных, исследовательских конкурсах и олимпиадах (например, «Я ― профессионал»).
Поступившие студенты уже активно включаются в художественные процессы — часть из них в составе группы «Re Re» примет участие в международном фестивале технологического искусства Ars Electronica, который в этом году проходит в онлайн-формате в 120 городах мира. Художники проведут интерактивный воркшоп на тему межвидовых взаимоотношений и интерпретации человеком природных процессов «Воспоминания о звуках».
Корреспондент ITMO.NEWS узнал у ребят, что привело их на программу Art&Science, какими направлениями они интересуются и над чем будут работать в течение своего обучения в магистратуре.
Антон Щеголев
Я учился в Санкт-Петербургском Горном Университете на экономиста. Но понял, что экономика ― это не мое, и сразу после окончания вуза в 2017 году уехал на год в Данию. Там я учился в народной школе, и мне очень понравился их подход к образовательному процессу — он в принципе характерен для скандинавских стран. Он предполагает свободное обучение: ты сам выбираешь интересные тебе дисциплины и учишься только им. Я выбрал электронную и инструментальную музыку — до этого я какое-то время занимался на гитаре. И решил: несмотря на то, что я, скорее всего, не стану профессиональным музыкантом, мне хочется быть рядом с музыкой, со звуком, и можно проявить себя, например, в звукорежиссуре.
В 2018 году я вернулся из Дании и пошел на курсы переквалификации в Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения на музыкальную звукорежиссуру. Отучился там год и поступил в музыкальную школу на пятилетнее обучение.
О программе Art&Science я узнал от своих друзей — они поступили на первый набор и привлекали меня к своим проектам в качестве звукорежиссера. Так мне удалось поучаствовать в нескольких выставках: сделать звуковое сопровождение для их инсталляции на Международном фестивале медиаискусства «Киберфест». А сейчас я участвую в проекте Ars Electronica, который пройдет в новом пространстве AIR (арт-резиденции Университета ИТМО) с 9 по 13 сентября.
Я поступил на программу Art&Science потому, что она дает возможность найти людей, которые изучают электронику, электротехнику, использовать оборудование и инструменты. А еще здесь есть возможность совмещать это с наукой.
У меня пока нет конкретного проекта. Но в последнее время я много читаю про психоакустику — это то, как человек воспринимает различные частоты и каким образом они влияют на него. Высокие частоты предупреждают об опасности, а низкие — вызывают чувство комфорта. Или, например, звук влияет на ваши ощущения в комнате — если он приглушенный, комната кажется вам уютной. А в пустой, гулкой комнате кажется, что она грубая, неотесанная, дискомфортная.
Есть очень много экспериментов, связанных с кино, видеоиграми, исследований о том, каким образом сделать акустическую систему, которая могла бы направлять тебя в пространстве. Очень интересно, насколько человек зависит от звука. Зрительная и слуховая информация очень связаны между собой. Допустим, если на концерте сконцентрироваться на определенном инструменте, то ваш слух настроится именно на него. А если вы закроете глаза, то будете воспринимать музыку совсем по-другому. Есть много экспериментов, каким образом человек ориентируется по звуку.
Возможно, я буду заниматься звуковыми инсталляциями, исследовать гармонические сочетания, которые кажутся мозгу приятными или неприятными.
Мария Мощенская
На программу Art&Science меня привело увлечение природными алгоритмами. Когда я обучалась на графического дизайнера в Тюменском филиале Уральской государственной художественной академии, увлеклась макросъемкой, начала снимать природу. Сначала это было просто, своего рода, лиричное любование, желание ее запечатлеть. Позже я начала углубляться в познание тонкостей и процессов. В то же время я увлеклась генеративной графикой, визуальным программированием.
Обучение на кафедре графического дизайна мне очень помогло, но это был, скорее, стартовый шаг, чтобы развиваться дальше. Сейчас я работаю графическим дизайнером и иллюстратором. Но как только я увлеклась медиа-артом, появилась возможность делать аудио-визуальные инсталляции, графику, иногда виджеинг.
Меня очень интригует биоарт. Как раз после воркшопа в ИТМО я окончательно решила, что хочу поступать именно сюда — хочу делать проекты с другими художниками, которые интересуются смежными темами, общаться с учеными и делать что-то, что могло бы изменить наше будущее.
Вместе с коллегой по группе Haptic.team мы делаем проект «I felt it», посвященный чувственному восприятию природы. В первой части проекта мы просто сравнивали визуальные природные формы, во второй ― уже внедрили некоторые природные алгоритмы, такие как L-система. В третьей части мы планируем делегировать визуальную и аудиальную составляющую кишечным палочкам. Мы обратились именно к ним, потому что как раз изучаем тему чувственности и того, что наши ощущения во многом зависят от нашего физического состояния — в том числе кишечника. Я думаю, что как раз обучение в ИТМО поможет мне с этим проектом.
Во время обучения я планирую заниматься также и смежными проектами. Я познакомилась с однокурсниками — многие из них увлечены темой межвидовой коммуникации, и меня это тоже очень интересует, в особенности взаимодействие с растениями.
Сейчас я в домашних условиях изучаю растение Мимоза стыдливая — но это пока что полевые наблюдения, а мне хотелось бы изучать его на более глубоком, научном уровне. Я планирую еще купить семена Десмодиум гиранс — он вращает листьями вслед за солнцем, совершая примерно один оборот в минуту. При этом он реагирует на вибрацию, музыку, так что мне хочется поэкспериментировать, посмотреть его реакции на различные факторы.
Евгений Хлопотов
Я учился в Уральском государственном университете в Екатеринбурге. По образованию я психолог, моя специализация — коучинг. Я работал психологом, бизнес-тренером, тренером для детей-подростков, помогал стартапам как коуч.
Именно благодаря инструментам коучинга я понял, в чем моя миссия и цель. Дети хорошо знают, зачем они приходят в этот мир, но потом общество их форматирует, и они все забывают. Как раз вернувшись в свои детские воспоминания, я вспомнил, что хотел стать художником.
Но как из психолога стать художником ― я не понимал, поэтому для начала стал дизайнером. Я прошел полугодичное обучение и понял, что у меня уже достаточно хороший уровень, чтобы зарабатывать этим, скорее, курсы нужны были, чтобы поверить в себя. Сейчас я работаю дизайнером и помогаю бизнесам понять себя и создавать новые продукты.
Так получилось, что в 2018 году я нашел Лабораторию молодого художника ГЦСИ в Уральском центре современного искусства и последние два года развиваюсь как мультимедийный художник. Сейчас я заканчиваю Лабораторию новых медиа в Александринском театре. Также я постоянно изучаю материалы, технологии и занимаюсь самообучением и опытами с различными медиумами.
Я люблю работать со светом, DIY-звуком, немного занимаюсь видео и спекулятивным сторителлингом. Психологический бэкграунд оказывает сильное влияние: мне очень нравится работать с внутренним миром людей. Я создаю инсталляции, видео и объекты не для того, чтобы показать что-то красивое, а чтобы человек смог переосмыслить себя, свою жизнь, окружающую действительность. Я вижу в этом бОльшую ценность, чем просто в красивом шоу.
Я участвовал в ряде фестивалей, в основном в Екатеринбурге: в 5 Уральской Индустриальной биеннале современного искусства, международном фестивале света «Не темно», международном фестивале медиа-поэзии «101» и других. Также была и персональная выставка — тотальная инсталляция из фотоснимков, которые я делал в детстве.
У меня есть целый список проектов, из которых я хочу сфокусироваться на двух-трех, чтобы не распыляться. Один из проектов связан с концепцией мультивселенных и многомировой интерпретации квантовой механики. Второй — с феноменом танцующего леса, который есть, в частности, на Куршской косе и в нескольких других местах в мире.
Ксения Горланова
Я училась в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, который закончила в этом году как бакалавр архитектуры. Я не пошла дальше, потому что мне хотелось чего-то более творческого, чем то, что мы делали на занятиях. Реальная работа архитектора чаще всего связана с рутиной, а не с креативом. В основном все выпускники попадают на очень скучную работу — черчение рабочей документации для застройки жилых комплексов. Я не вижу себя в этой профессии, мне нравится работать с материалами, с формой, и меня не очень интересует создание каких-то жилых объектов.
Параллельно с обучением я совершенно случайно оказалась в сфере визуального генеративного искусства. Я попала на курс визуального программирования в районном доме молодежи «Квадрат», после чего решила продолжить развиваться в этом направлении. Там я познакомилась с ребятами, с которыми мы организовали команду Haptic.team и начали делать свои проекты.
Также я создавала инсталляции самостоятельно, участвовала с ними в фестивалях. Это были более камерные, ситуативные вещи, нежели архитектура, но они также предполагали конструирование — просто работали на впечатления, на общение со зрителем, а не на быт.
Я дважды участвовала в фестивале «Ночь света» в Гатчине. В 2018 это была моя персональная инсталляция — пространственная структура с видеопроекцией, аудиосопровождением. В 2019 я участвовала в составе Haptic.team, большой командой — мы делали видеомэппинг на фасаде Гатчинского дворца.
После курса визуального программирования в «Квадрате» я уже сама искала информацию, получала навыки. Нельзя сказать, что моему направлению где-то учат — можно получить только точечные знания, комплексно же к этому никто не подходит. Поэтому я и решила поступать сюда — мне нужно совершенствовать подход к концептам, чтобы они были более целостными, чтобы зритель считывал, что ты хочешь до него донести.
Я уже работала с датчиками движения, с программируемым светом, с графикой, которая генерируется за счет звука или движения. Мне в принципе интересно использование технологий в качестве дополнения к способностям художника и то, насколько много таких инструментов может держать в руках один человек. Этому я и хочу здесь научиться.
Никита Урбанский
Последние четыре года я учился на историческом факультете СпбГУ, занимался историей архитектуры начала 20 века.
Наиболее ярким для меня впечатлением стала картина «Мадонна делла Лоджиа» Сандро Боттичелли, которую привозили в Эрмитаж в прошлом году — так я стал интересоваться формальной историей искусства. Сама идея Ренессанса мне кажется очень близкой к направлению Art&Science. В работах очень многих авторов того времени, в их размышлениях я нахожу очень много параллелей с тем, как я мыслю сейчас сам в контексте научного понимания мира. Леонардо да Винчи писал, что искусство ― высшая форма науки. Я с ним в этом согласен. Я вижу эту параллель, и мне хочется изучить и понять ее.
Мне кажется, что Art&Science сейчас является самым современным видом искусства — исследованием этого феномена я и хотел бы заниматься. Если возвращаться к Ренессансу — тот поворот к человеку, которым он ознаменовался, для своего времени был очень ярким и прорывным явлением. И это очень похоже на то, с чем мы сталкиваемся сейчас — прорывными научными открытиями и технологиями, которые меняют наше представление о мире.
Я хочу сфокусироваться на биоарте и всем, что связано с генетикой. У меня уже был небольшой проект на эту тему: мы с коллегами использовали геном сосны в качестве источника генеративного искусства. Мы получали набор довольно хаотичной информации, переводили ее в ноты, и композиционно обрабатывали. Конечно, это было напрямую связано с программированием, но меня интересует именно использование биологической и генетической информации в творчестве.
Также я довольно плотно занимаюсь музыкой — в основном традиционной, выступаю в дуэте и сольно, у нас уже выпущено несколько альбомов.