Резиденция наук и искусств
Новое пространство должно стать не просто выставочным залом для работ художников, но и мастерской для коллабораций художников и ученых, и коммуникационной площадкой для всех, кто занимается и интересуется направлением Art&Science, причем не только на уровне Петербурга, но и всей России и мира.
Площадку открыли ректор Владимир Васильев, первый проректор Дарья Козлова и заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель образовательной программы Art&Science Дмитрий Озерков. Они подчеркнули важность события не только для университета, но и всего города. Также они поздравили выпускников, ставших первыми магистрами Aart&Science в России.
«В нашем университете появилось еще одно необычное место — с творческим и интеллектуальным наполнением, с работами, которые созданы нашими выпускниками. Когда мы открывали эту образовательную программу, у нас были только мечты о том, как это все будет. Но мне кажется, что та работа, которая произведена, дала хороший результат. Проект резиденции — это не просто пространство для наших магистрантов, аспирантов, молодых исследователей, мне видится, что это место станет коммуникационной площадкой для всех, кого интересует Art&Science. Я уверен, что арт-резиденция AIR приобретет известность и в России, и за рубежом», — подчеркнул ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.
«Это не только новая площадка, но и новый виток развития Университета ИТМО. Мы совершенно уверенно выходим в трансдисциплинарность, а именно через трансдисциплинарность идет программирование и прогнозирование будущего. Уверена, что это место станет точкой генерации новых проектов, новых идей, пространством для самовыражения», — отметила первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Как объясняет Дмитрий Озерков, AIR — сокращенно от Art.ITMO.Residency — изначально задумывалось как гибридное, многофункциональное место, которое может выступать как галерея, мастерская, коворкинг, конференц-зал и даже клуб. А главное его назначение — стать местом встречи науки и искусства и их обсуждения.
«AIR должна стать новым местом на карте Петербурга, самой центральной — географически — галереей города. Галереей, которая является не просто выставочным пространством, но и местом притяжения людей разных специальностей, профессий и целей. Art&Science — это встреча искусства и науки, перевод с одного языка на другой, место коммуникации между разными людьми и философиями. AIR должна стать местом притяжения самых разных людей и площадкой для выполнения той задачи, которую мы себе поставили, — исследования, создания и показа Art&Science».
Новое арт-пространство успело заявить о о себе еще до официального открытия: с 9 по 13 сентября здесь проходила выставка «Пангардения» в рамках легендарного международного фестиваля технологического искусства Ars Electronica, охватившего 120 городов мира (ИТМО выступал официальным партнером фестиваля в Петербурге).
Режимы доступа
18 сентября в новом пространстве открылась выставка дипломных работ первых выпускников магистратуры Art&Science — часть мероприятия была отведена под торжественное вручение магистрам дипломов лично от руководителя программы, ректора и первого проректора.
Название выставки — «Режимы доступа/Access modes» — отсылает к термину, придуманному философом Тимоти Мортоном для описания способов взаимодействий с вещами, объектами и явлениями. Как объясняет куратор выставки Артур Константинов, подход ученых и художников к изучению объектов во многом схож: в своем исследовании и те, и другие как бы поднимаются над обыденным восприятием, преодолевая человеческое стремление максимально упростить и «приручить» вещи, сделать их нейтральными и незаметными:
«Каждый художник пробивался к своему объекту, используя свой уникальный набор режимов доступа, создавая актуальные связи между собой и объектом исследования. Искусство, наука и личный опыт художника формируют новый объект, включенный в отношения с пространством галереи и в отношения между другими объектами в этом пространстве (среди которых и посетители этой выставки). Именно этот опыт художественного включения открывает наиболее актуальный сегодня режим доступа к вещам, позволяющий проживать научные данные и включать технологии в персональный опыт, преодолевать разрывы между людьми и не-людьми».
Корреспондент ITMO.NEWS поучаствовал в арт-медиации и записал, что говорят о своих проектах сами авторы, и какие смыслы они закладывали в свои работы.
Физарум-предсказатель
Объект представляет собой черный ящик со сканером ладони и экраном, на котором выводится текст предсказания. Внутри же — сложный симбиоз компьютерного интеллекта и «разумного» слизевика Physarum polycephalum. Форма черного ящика совсем не случайна — она отсылает к философии Бруно Латура, который говорил о науке как об очень сложной, недоступной для понимания обывателя системе, которая работает скрытым от нас образом — но при этом выдает конкретный результат.
Автор проекта, Светлана Сидорова, говорит о нем как об ироничном объекте. Он переосмысляет спекулятивные моменты, характерные для художников, берущихся за сложные научные темы, — ведь зачастую их исследования получаются довольно упрощенными и поверхностными.
«Я начала работу над этим проектом в составе группы BIOROBOTY 019 еще в прошлом году. Но 2020 год принес очень много новых вопросов человечеству в целом. Мы столкнулись с серьезными испытаниями — как научного характера, так и гуманитарного. Но какие ответы нам нужны? Готовы ли мы верить в не самые позитивные прогнозы ученых или нам нужна какая-то вера в светлое будущее? Я предлагаю больше не выбирать между рациональным знанием и верой в чудеса. Это уникальный агрегат, результат совместной работы биологов, самой природы, и программистов. В основе же этого проекта — существо Physarum polycephalum, который является самым большим эукариотом, обладает базовым интеллектом, при этом являясь одноклеточным», — объясняет художница.
Чудо-поляна 2.0
Это пять платформ с растениями, перенесенными в выставочное пространство прямиком из Гатчины, с так называемой «Чудо-поляны» — уникального природного объекта с реликтовыми и вымирающими растениями. Также в инсталляцию включены открытки с пояснительным текстом о каждом из растений и звуковое сопровождение, записанное непосредственно в оригинальной локации.
Художницы Алена Королева и Марта Михайлова — также из группировки BIOROBOTY 019 — заверяют, что все растения были выкопаны под надзором специалиста-ботаника Галины Конечной, которая вместе со своим мужем Адо Хааре исследовала поляну в течение последних 50 лет. Цель проекта — дать возможность посетителям взаимодействовать и общаться с растениями в камерной обстановке и «узнать их в лицо».
«Чудо-поляна — это природное образование в Гатчине, где растет более 16 видов вымирающих редких и реликтовых растений. Оно находится прямо в городе, но люди не знают, что это редкие виды, каждый день проходят мимо, а еще и регулярно их топчут. Мы все знаем, что такое Красная книга, но не ассоциируем это с чем-то, что находится буквально у нас под ногами. Поэтому мы решили, что мы хотим создать пространство для взаимодействия с вымирающими растениями, но свободное от контекста природы, перенося фокус внимания людей на то, что они находятся здесь и сейчас, и с ними можно взаимодействовать, почитать информацию о них», ― рассказывают авторы работы.
Красноярск
Проект художницы Виктории Романовой представляет собой найденный объект — зеркальную оптическую систему неизвестного назначения, произведенную около 50 лет назад и все это время хранящуюся в стенах ИТМО. Единственная зацепка — заводская наклейка «Красноярск» на железном корпусе конструкции. Поиск информации об объекте, его научное исследование — а художница по первому образованию инженер-оптик — вылилось в очень личный проект о поиске предназначения и своего места в жизни.
«Мой научный руководитель, Сергей Стафеев, нашел этот прибор в одном из кабинетов ИТМО. Меня зацепило не столько то, что это просто красивая и загадочная вещь, а именно судьба этой вещи — потеря ею своего предназначения. Пока я занималась изучением, попыткой разгадки, я эмоционально прониклась к этому объекту, провела параллели со своими внутренними переживаниями, поисками себя. Поэтому в проекте еще и задействовано мое личное видео, частично снятое в самоизоляции, а также мой голос, в котором я зачитываю фрагменты из своего диплома, посвященные как раз исследованию этого объекта», — рассказывает Виктория.
Touchless
Инсталляция мексиканской художницы Лауры Родригез являются частью пока еще не завершенного проекта по созданию искусственной кожи из бактериальной целлюлозы — материала, созданного на основе культуры чайного гриба и наночастиц из диоксида титана. На выставке представлена система из колб, в которых выращивается бактериальная целлюлоза, фото-сенсоров, реагирующих на свет фонарика, и платформы, которая слегка вибрирует под действием электрического сигнала от бактерий.
Взаимодействовать с установкой должны два человека, стоящие на платформе на безопасном расстоянии друг от друга, и передающие друг другу сигналы через систему колб и света. Как рассказывает автор работы, проект является результатом переживания невозможности каких-либо физических контактов, который особенно сильно мучил художницу в период самоизоляции.
«В обычной ситуации мы не замечаем, как фотоны взаимодействуют с нашей кожей, как она реагирует на свет — в лучшем случае мы чувствуем небольшое тепло. Но на самом деле это множество частиц, которые взаимодействуют с нашим телом, — и мы можем использовать эту энергию света, чтобы создать новые способы коммуникации. Одним из таких альтернативных способов может стать дополнительная кожа из бактериальной целлюлозы, которая будет слегка вибрировать от попадающего на нее света», ― говорит она.
«Афина» и «Размышления об истории»
Итан Авила специализируется на анимации и цифровом искусстве. На выставке он представил сразу два связанных между собой проекта. Первый, «Афина», это проекция анимированного бюста богини и ее механическое сердце, запускаемое через взаимодействие со зрителем. Чтобы «оживить» его, нужно совершить «подношение» богине — подписаться на ее инстаграм и поставить лайк. Таким образом, как говорит художник, происходит прямой контакт между божественным и человеческим, реальным и виртуальным.
«Мы привыкли к идее, что боги создают людей, как это, например, описывается в книгах Ветхого завета. Но я попробовал инвертировать эту мысль: наделить человека силой, которая даст жизнь богине. Я выбрал Афину, потому что это богиня искусств и наук. Механическое сердце в этой работе становится связующим звеном между осязаемым и неосязаемым, медиатором между божественным и человеческим», ― отмечает он.
Второй проект Итана Авилы он сам называет данью уважения всем историческим личностям и фигурам прошлого, которые вдохновили его на занятия искусством. Специально обученные и натренированные нейросети делают из статуй «живых людей», перерабатывая фотографии каменных изваяний во вполне реалистичные фотографии — подчас даже более правдоподобные, чем профессиональные реконструкции. Список «оживляемых» статуй тщательно отобран художником — это именно те исторические личности, которые непосредственно вдохновляли автора на творческом пути, например, Данте Алигьери и Федор Достоевский.
Выставка продлится до 11 октября, вход свободный с 12.00 до 21.00 со среды по воскресенье, арт-медиации по выставке будут проходить со среды по воскресенье в 19.00 (необходима регистрация).