Идея воркшопа принадлежит магистранту первого курса программы Art&Science Антону Щеголеву — саунд-арт художнику, чьи проекты участвовали в фестивалях медиаискусства «Киберфест», Ars Electronica, «Присутствие» и на выставке «Режимы доступа» (небольшое интервью с ним можно посмотреть в материале о наборе этого года).
Воркшоп строился на основе теоретических работ канадского композитора Рэймонда Шейфера — в частности, его книги «A Sound Education: 100 Exercises in Listening and Sound-making».
Согласно идее Шейфера, любое пространство обладает собственным уникальным набором звуков и шумов, который оказывает значительное влияние на психологическое и эмоциональное состояние человека — чаще всего, совершенно незаметно.
Он назвал это «звуковым ландшафтом» — понятием, применимым как к целым городам, странам или природным территориям, так и к более локальным точкам вроде квартиры, магазина, бара или кафе.
Акустическая экология
В область интересов Шейфера входило исследование того, как сильно изменяется звуковой ландшафт под действием техногенных и антропогенных факторов. Для оценки их деструктивного влияния Шейфер ввел понятия «акустическая экология» и «акустическое загрязнение».
На протяжении многих лет он подробно изучал, как на звуковой ландшафт природной местности влияет глобальное потепление и урбанизация. В начале 1970-х он основал исследовательскую группу World Soundscape Project в Университете Саймона Фрезера — результатом их работы стала библиотека из более чем 300 кассет и несколько альбомов: «The Vancouver Soundscape» и «Five Village Soundscapes» со звуками, записанными в деревнях Германии, Швеции, Италии, Франции и Шотландии (архив записей хранится на сайте Университета Фрезера).
Значительно позже, уже в 2009 году, исследование Шейфера повторили специалисты из Университета прикладных наук Тампере, которые в итоге опубликовали работу «Acoustic environment in change».
Главная беда любого городского пространства, как показало исследование Шейфера и его последователей, — это «акустическое загрязнение». Из-за большого количества громких и монотонных шумов возникает эффект «психоакустической маскировки» — именно он ответственен за то, что звуковой ландшафт становится максимально скудным и дискомфортным, а вычленить из него отдельные элементы практически невозможно. Из-за того, что мы привыкли к такому перманентному шумовому фону, мы перестали обращать внимание на то, какие звуки нас окружают, как они влияют на наше настроение и состояние.
Возвращение к активному слушанию
Книга Реймонда Шейфера «A Sound Education: 100 Exercises in Listening and Sound-making» изначально была адресована композиторам и саунд-художникам, но на самом деле она может быть полезна любому человеку, который хочет обогатить свой повседневный опыт, стать более вовлеченным и чувствующим.
Все упражнения из книги направлены на смещение фокуса к акустическому восприятию, активному слушанию и слышанию. Например, Шейфер предлагает вести дневник наблюдений и записывать туда: какой первый звук вы услышали, когда проснулись; какой последний звук вы слышали перед тем, как уснуть; какой звук за день был самым громким, а какой — самым удивительным.
Еще можно начать коллекционировать звуки, например, начать обращать внимание на звуки, которые производят люди при ходьбе, или начать анализировать звуковое наполнение собственной квартиры.
А можно просто выйти во двор или на улицу и слушать все, что происходит вокруг — окажется, что мир наполнен удивительными и разнообразными звуками, которые постоянно меняются в зависимости от времени суток или сезонов (например, летом звуки будут более гулкими, а зимой — приглушенными).
Можно фиксировать каждый звук и раскладывать по категориям: природа звука (техногенная, антропогенная, природная), его громкость, дальность, приятность или неприятность. Наконец, каждому звуку можно дать характеристику: тонкий или густой, убаюкивающий или агрессивный, назойливый или совсем незаметный.
Наблюдение за звуками и своей реакцией на них — практически медитативное занятие, расширяющее грани восприятия и приводящее к удивительным открытиям. Например, может оказаться, что ваше любимое кафе нравится вам потому, что находится в тихом месте и наполнено текстилем и коврами, поглощающими звуки. А настроиться на продуктивную работу дома вам мешает звук работающего холодильника или шум от стройки по соседству.
Также можно открыть для себя удивительную взаимосвязь зрительного и слухового восприятия: например, на концерте, если хочется вычленить звук какого-то одного конкретного инструмента, достаточно сфокусировать на нем свое зрение. Или можно «услышать» картинку или видео без звука — ведь у всех нас в голове лежит целая библиотека конкретных звуков.
В одном из упражнений Шейфер предлагает представить лопату, которая вонзается в землю, снег или гравий — любой человек сразу «услышит» характерный звук в своем воображении.
Звуковой ландшафт как предмет урбанистики
World Soundscape Project, основанный Шейфером, продолжает существовать и сейчас — в виде глобального коммьюнити энтузиастов акустической экологии. Например, каждый год 18 июля они проводят Международный день слушания. Сейчас многие последователи Шейфера ведут собственные ютуб-каналы со звуковыми турами и выступают с лекциями на TEDx.
Исследования Шейфера и его последователей показали, насколько важно учитывать звуковой ландшафт в вопросах городского планирования, архитектуры и урбанистики.
Проблема в том, что мы не можем просто взять и отключить наш слух — и поэтому вынуждены сталкиваться со всеми негативными последствиями акустического загрязнения, которые негативно влияют на нашу психику. При этом, для того, чтобы сделать городскую среду более акустически комфортной, есть множество решений: например, посадить больше деревьев вдоль дорог, заменить асфальтовое покрытие на резиновое, расставить звуковые скульптуры, фонтаны и так далее.
Сам Шейфер утверждал, что в будущем дизайнеры звукового ландшафта станут так же необходимы, как архитекторы, — ведь от их работы будет зависеть благополучие всех городских жителей.