Официальное открытие выставки прошло в виртуальном формате 11 ноября. Кураторы Наталья Федорова и Евгений Хлопотов провели онлайн-экскурсию и рассказали об идее «Caché dans les bois» («спрятанное в лесах» в переводе на французский). По словам Натальи Федоровой, цель выставки — дать посетителям возможность почувствовать деревья с помощью точной и достоверной информации, которую нам дает наука.
«Название выставки — это игра слов. “Caché” — это, с одной стороны, что-то спрятанное, скрытое, ассоциирующееся с архаическим или мифологическим, а с другой — это кэш, термин из области информатики, обозначающий область памяти компьютера, которая обладает большей скоростью доступа по сравнению с основной. “Dans les bois” также означает, с одной стороны, “в лесах”, а с другой — древесину, то есть что-то промышленное. Наша выставка, как и ее название — биоинформационный гибрид биологического и цифрового», — объясняет Наталья.
По ее словам, проект «Пангардения», который также проходил в пространстве AIR, научил организаторов работать с деревьями с растениями. Но если фокусом «Пангардении» был сад, то сейчас центральная тема выставки ― деревья. К ним создатели обратились потому, что деревья ― важная составляющая жизни человека на Земле, а также безопасный и интересный объект для изучения. Если сад — это соединения культурного и природного, то сейчас создателей выставки больше интересует объединение природы и технологий.
Наталья рассказывает, что «Спрятанное в лесах» — это начало большого культурологического проекта, посвященного изучению деревьев. Выставка привлекла на сторону организаторов художника и директора Института науки и искусства Париж I Пантеон-Сорбонны Ольгу Киселеву, и вместе они инициировали годовой проект, над которым начнут работу весной.
«У нас много типов данных о деревьях, и мы хотим перевести их в понятные для людей слова и образы, прочитать разными способами. При помощи техники узнать о деревьях что-то, что раньше от нас было спрятано, ― комментирует Наталья. ― Эта выставка нам очень нравится. Нам интересно, какими способами и с помощью каких технологий художники могут понять дерево, проникнуть внутрь него, поставить себя рядом и выстроить равное соотношение между деревами».
«Мне кажется, в этом году тема выставки очень актуальна. Многие рассуждают не просто про экологию, а на тему растений и именно деревьев с точки зрения совершенно разных к этому подходов. Например, в контексте исследований экосистемных услуг, общеклиматической повестки или эстетически. Это что-то такое, о чем все говорят в этом году, и мы предлагаем свою интерпретацию через технологическое искусство», — комментирует организатор выставки Ксения Горланова.
Она отмечает, что от стандартной галерейной выставки «Спрятанное в лесах» отличает наличие образовательной программы: серии лекций, сеансов тематических фильмов и воркшопа.
«Это больше, чем просто про посмотреть. Обычно на выставке кураторы обозначают тему, к ней есть визуальное сопровождение. А у нас — есть возможность для зрителей порассуждать и даже подискутировать. Это что-то более полное. Не говоря уже о нашем формате — технологическом искусстве», — говорит Ксения.
О проектах участников выставки
На выставке «Спрятанное в лесах» представлены работы художников, в числе которых есть студенты магистратуры Art&Science Университета ИТМО. По словам Натальи, работы участников выставки ― это что-то, что мы хотим сказать деревьям, чему мы хотим их научить, либо что-то, что они говорят нам. О некоторых из них на открытии рассказали кураторы.
Инсталляция Данилы Логвиненко «Плакучая берёзка» соединяет историю, искусство и технологии. Историческая составляющая — это традиция славян вешать красные ленточки на березку в знак надежды девушек встретить суженого. В идее Данилы березка стала образом девушки, а красные ленточки — ее надежды. Кроме этого, поскольку березы зачастую прорастают на местах массовых захоронений, получается, что в этой работе дерево находится на могиле своего суженого.
«Идея моего проекта заключается в том, чтобы нетрадиционными методами привлечь внимание к большим событиям, которые происходили в нашей культуре, нашей истории. Нельзя просто так сказать о тяжелом в лицо. К этому нужно очень плавно подвести, лучше преподнести это с элементами нежности. Я решил создать некий музыкальный инструмент, который будет играть с помощью ветра. Ленточки и сама березка — это медиаторы для ветра, который пытается нас сдуть, но мы выдержим, — объясняет Данила. — Мы осуществляем трекинг ленточек с помощью камеры, и когда они двигаются из-за дуновения ветра, срабатывает сигнал на воспроизведение композиции. Когда ветер попадает на березку, мы слышим голос девушки».
Работа Екатерины Прянишниковой и Александра Сереченко «Гербарий», по словам кураторов, это, своего рода, воображаемое растений и деревьев, их листьев и веток, которое создано при помощи нейросетей. Две нейросети действуют в природной логике. То, как развиваются деревья, то как они опыляются и плодоносят, зависит отчасти от птиц. В этой ситуации пение соловья — то, что запускает нейросеть, обученную на гербарии. Она формулирует то, какими растения могли бы быть. Это совместное воображаемое нейросети, соловья и, возможно, растений.
Также природное и технологическое соединились в работе художника и куратора выставки Евгения Хлопотова. В 2019 году он начал исследование, вдохновленное «танцующим лесом» — зоной Куршской косы. Он обнаружил, что на спиле растущих там деревьев присутствует минерал магнетит, обладающий магнитными свойствами. Почва в области танцующего леса также обладает особыми характеристиками — магнитной аномалией, которая и изгибает деревья. Теперь он исследует рост деревьев: сажает деревья и комнатные растения в почву с мелкодисперсным магнетитом и подвергает воздействию магнитного поля. Процесс проведения эксперименты и представлен на выставке.
Работа Стаса Багса «Razzle-dazzle / Чего же я еще жду» предлагает посетителям сопоставить их видение деревьев с тем, как его видит Стас. Ствол дерева температуры 36.6. «Вы начинаете видеть дерево как что-то равное вам и способное чувствовать боль и переживать. Можно смотреть на эту инсталляцию как на тренажер сочувствия деревьям», ― поясняет автор.
Работа Дарьи Охрименко-Кеслер «Школа жизни для деревьев» — инсталляция, обучающая жизни растения и деревья, которые находятся вне леса.
«Они коммуницируют друг с другом, в лесу есть самые старшие, главные деревья и подрастающие, с которыми первые делятся ресурсами. Они в принципе обмениваются сигналами между собой — запахами и питательными веществами. Дарья задумалась о том, что происходит с растениями, которые растут в квартире, вырванные из природного контекста. Для них она создала школу деревьев. В нее входит видео, которое сопровождается субтитрами для людей и другой формой субтитров — для растений, которые созданы при помощи ультразвука треска корней — естественной формы общения в естественной среде обитания растений — в лесу», ― объясняет идею Евгений Хлопотов.
Также на открытии кураторы показали работу «Эко-локация» Анастасии Яцей — исследование, в котором Анастасия с помощью самодельного узконаправленного микрофона слушает, как звучит лес и таким образом изучает его звуковой ландшафт.
Организаторы не отказались от проведения мероприятий на площадках Санкт-Петербурга, однако ограничили возможное число участников.
13 ноября прошло открытие студенческого клуба «Let’s Art & Science!», а также лекция Екатерины Скорб, «Инфохимия и диссипативные структуры ― предсказание и вдохновение» и проведение химического эксперимента.
14 ноября художники, чьи работы представлены на выставке, рассказали о них в рамках Artist-talk, а 15 ноября прошли воркшоп Данилы Логвиненко «Генерируем деревья», лекция Никифора Анцулевича «Что делать, если вам захотелось посадить дерево в Петербурге?» и показ документального фильма «Intelligent Trees» Джулии Дордел и Гвидо Телке.
Что ждет посетителей в рамках Art Weekend
«Спрятанное в лесах» завершится 21-22 ноября серией мероприятий в рамках Art Weekend — это городское событие, «день открытых дверей» в галереях, выставочных залах, арт-пространствах и мастерских художников. В эти дни любой петербуржец может познакомиться с современным искусством в рамках лекций, круглых столов и дискуссий.
21 ноября состоится лекция «Зеленые лаборатории MLA+» и Презентация проекта «Идеальный сад» от участников Лаборатории Новых Медиа №5 Александринского театра. По словам организаторов, его цель — показать, что такое идеальная экосистема, и создать идеальную «зеленую» экосистему в пространстве Санкт-Петербурга.
22 ноября пойдет лекция Ольги Киселевой «EDEN», посвященная ее опыту работы с деревьями, чтением данных о деревьях, выращиванием различных видов деревьев и о том, как ей удалось вывести вяз, который справился с голландской болезнью.
В завершение выставки и Art Weekend пройдет показ фильма «World Brain» французских художников Гвенола Вэгон и Стефана Дегутана. По словам Натальи, фильм — отступление от основной программы и в то же время ее расширение. Речь пойдет о вымышленной системе, которая соединяет растения и интернет. Показ пройдет на французском языке с английскими субтитрами.
Зарегистрироваться на мероприятия и медиацию по выставке 21-22 ноября можно на сайте.
Все мероприятия выставки «Спрятанное в лесах» проходят в Art.ITMO.Residency — первом в Петербурге пространстве, созданном для совместной работы художников и ученых. Сейчас вход туда ограничен. Для посещения пространства необходимо зарегистрироваться, кроме того, можно записаться на арт-медиацию по выставке с гидом.
Расписание можно посмотреть в анонсе события, а следить за обновлениями и посмотреть трансляции прошедших событий — в группе Центра Art & Science Вконтакте.
Выставка «Спрятанное в лесах» проходит в рамках международного культурно-просветительского проекта 2-й Кураторский форум при поддержке гранта ITMO.STUDENTS.