Профилирование аккаунтов расскажет компаниям о ваших вкусах
Зачем вообще нужно собирать информацию о предпочтениях тех или иных пользователей? Все зависит от целей заказчика. Выясняя индивидуальные особенности тех или иных групп потребителей, продавец может улучшить свой продукт под запросы клиентов. Для этого ему необходимо не только знать психотипы клиентов, но и отслеживать, что люди пишут о его продукте в социальных сетях. Если кто-то из покупателей оставил негативный отзыв о продукте, алгоритм может выяснить индивидуальные особенности этого человека по его активности в социальных сетях и порекомендовать, как именно компании следует реагировать на его отзыв, чтобы удержать его в качестве клиента: может быть, стоит предложить ему скидку или мотивировать попробовать другой товар?
«Мы работали, среди прочего, над составлением рекомендаций по работе с группами клиентов. Например, как лучше реагировать на женщин, которым не нравится дизайн продукта, или на мужчин, которые считают цену за товар завышенной. То есть мы нацеливаем наш проект на индивидуальную работу не с отдельными пользователями, а с их атрибутами, которые определяют типы поведения покупателя», – прокомментировала стажер Национального университета Сингапура, магистрантка Ксения Бурая, научный сотрудник Международной лаборатории «Компьютерные технологии».
Использовать такое профилирование, то есть определение поведения и предпочтений пользователей, можно в самых разных ситуациях. Часто возникают случаи, когда тот или иной продукт не удовлетворяет пользователей, и обсуждения по этому поводу в социальных сетях разрастаются как лавина. Для производителя важно «поймать» момент, когда появляются недовольные пользователи, и грамотно среагировать на их жалобы, добавил другой участник стажировки, магистрант Денис Механиков. Также с помощью анализа аккаунтов можно собирать статистику о деятельности конкурентов в социальных сетях, определять эмоциональный окрас тех или иных текстов пользователей. Кроме того, технология может оказаться полезной для «охотников за головами», для работников спецслужб и других организаций, где важно заранее понимать характер и особенности поведения конкретных людей.
Как работает алгоритм профилирования аккаунтов
Алгоритм работает с наборами данных, которые пользователи социальных сетей добровольно оставляют на просторах Интернета. Это метки о геолокациях, информационные сообщения и личные данные с аккаунтов в социальных сетях, фотографии и подписи к ним. Эти сведения преобразуются в наборы параметров, которые обрабатываются с помощью моделей машинного обучения. Чтобы алгоритм научился высчитывать особенности разных пользователей, исследователи «тренируют» его на заранее собранных данных. При этом результат их обработки уже известен. Программа должна так выстроить связи между параметрами, чтобы прийти к этому результату. По сути, происходит тренировка нейронной сети, которая учится сопоставлять данные с тем, что они означают. Натренировавшись, программа может уже сама выдавать правильные результаты.
Так можно анализировать не только тексты пользователей, но их фотографии, которые они выкладывают в Instagram. Сопоставляя данные о человеке из разных социальных сетей, алгоритм может полнее рассказать программисту о вкусах пользователя. Ранее Ксения Бурая и другие магистранты научили алгоритм определять семейное положение человека по его аккаунтам.
«Как это применимо к бизнесу. Например, у компании есть официальная лента в Twitter, на нее подписаны люди. Мы можем собрать информацию об этих пользователях и на основе ее анализа дать рекомендации о том, как работать с разными группами клиентов этой компании в тех или иных кризисных ситуациях. Конечно, чтобы профилировать клиентов, необходимо хотя бы упоминание бренда компании в тех или иных текстах в социальных сетях, подписях к фотографиям», – пояснил магистрант Иван Самборский.
Стоит учитывать, что социальные сети не всегда отображают реального человека. Например, команда разработчиков продукта проанализировала Twitter президента США Дональда Трампа, и алгоритм сообщил, что глава страны, состоящий в браке уже 12 лет, оказывается, холостяк. Исследователи сделали вывод, что аккаунт проанализировал не лидера США, а его PR-менеджера.
«С помощью такого анализа можно понять, понравится ли клиентам та или иная новая разработка компании. Например, компания "вбрасывает" в социальные сети какую-то новую идею. Здесь можно использовать разные пути: заявление в официальном аккаунте о новых разработках, товаре, фичах, имитирование "утечки" информации. На это всегда следует реакция пользователей, которую, в свою очередь, можно оперативно мониторить и понять их отношение к возможным нововведениям в продукте», – сказала Ксения Бурая.
Каково заниматься наукой в Сингапуре
По словам участников стажировки, в Национальном университете Сингапура, власти города-государства прикладывают максимум возможностей, чтобы реализовывать как можно больше инновационных идей в форме стартапов. Для этого выделяются гранты и стипендии, в том числе, проект, над которым работали магистранты Университета ИТМО, также разрабатывался на средства гранта. Правда, работать над такими проектами можно только на территории Сингапура – это строгие правила, которые установлены государством.
«Так как это именно город-государство, там очень много исследований проводится в области инноваций для городской среды, современных технологий. Активно развивается научная работа по созданию автономных машин. В Национальном университете Сингапура есть собственная клиника, где они исследуют методы лечения от рака, вируса Зика – едва ли не треть вуза отведена под медицинский кластер», – отметил Иван Самборский.
Он добавил, что у каждого профессора в университете есть собственная лаборатория, где он работает со своей научной группой. Также есть здание, которое предназначено для работы над проектами. Там находятся разные большие лаборатории, где тестируют роботов, дронов и другие технологии. Разработчики регулярно общаются с инвесторами и заинтересованными предпринимателями на специальных мероприятиях. Каждую неделю магистранты Университета ИТМО встречались с бизнес-ментором их проекта, который помогал участвовать в прикладных воркшопах, создавать презентации проекта, то есть выступал в роли советника по продвижению продукта.
«Ты рассказываешь инвесторам о своем проекте, и они сразу готовы использовать его на практике, хоть завтра, условно говоря. Поэтому инновации там развиваются достаточно быстро», – сообщила Ксения Бурая.
Каково жить в Сингапуре
Несмотря на то, что Сингапур считается одним из самых интернациональных городов мира, к жизни в этом мегаполисе нужно привыкать, подчеркнули магистранты. К чему стоит быть готовым:
№1: к сложностям с поиском жилья. Мало кто из арендодателей готов сдавать квартиру меньше, чем на полгода, а оплата аренды составит большую часть расходов.
№2: к сложностям с языком. Несмотря на то, что в городе почти все говорят по-английски, у более старшего поколения есть заметный китайский акцент, который сильно мешает восприятию. Но в университетском кампусе проблем с коммуникацией не возникает.
№3: к очень жаркому и влажному климату. По словам студентов, ощущение на улице такое, словно находишься в бане, поэтому хочется больше времени проводить в помещениях. Нередки проливные дожди. Однако повсюду установлены навесы от солнца и воды, в зданиях и общественном транспорте есть кондиционеры.
№4: к слабо развитой индустрии развлечений. Главные развлечения для сингапурцев – это еда и шоппинг. Но при этом в городе очень много красочных и просторных парков для прогулок, а также возможностей для занятий спортом.
№5: сингапурцы постоянно работают. Это нельзя назвать минусом или плюсом, это скорее образ жизни, к которому нужно будет привыкать. Магистранты сказали, что они почти всегда работали, а у некоторых из их азиатских коллег даже стояли раскладушки в лабораториях, чтобы ночевать прямо там.
«Жизнь и работа в Сингапуре – это опыт, после которого уже ничего не страшно. Это совершенно другая культура, другие люди и привычки, когда обстановка кардинально меняется. Тем более, именно в чужой стране ты можешь посвящать все свое время исследованиям и погрузиться с головой в работу. Этому способствует и местный менталитет, и то, что тебе, в принципе, больше особо нечем заняться. Конечно, мы выбирались куда-либо погулять на выходных, знакомились с новыми людьми, но при этом получили бесконечные возможности для развития нашей научной работы», – сказала Ксения Бурая.
Почти все магистранты, которые прошли стажировку в Национальном университете Сингапура, вернутся туда для продолжения научной работы или написания диплома.