Тепло — холодно: как найти баланс света для картин
Почему одни картины в музее посетители рассматривают долго и с интересом, а на другие — обращают мало внимания? Возможно, дело не только в художнике, сюжете полотна или художественном стиле, но и в освещении. Расположение и количество светильников, цветовая температура, индекс цветопередачи — эти и многие другие факторы влияют на цвет и композицию картины и соответственно на ее зрительное и эмоциональное восприятие посетителями. Эксперимент, который провела дизайнер интерьеров, выпускница образовательной программы «Световой дизайн» ИТМО Валентина Аун в рамках своей выпускной квалификационной работы в Русском музее в Санкт-Петербурге, показал, что даже двум абстрактным композициям, вышедшим из-под кисти одного творца, нужен разный подход в освещении. В картине «Белый круг» нейтральная цветовая температура (4000 K) подчеркивает контраст между синим и белым кругом, одинаково улучшает все цвета и также добавляет яркости белому цвету. Для полотна «Красное и желтое» более выгодна теплая цветовая температура (3000 K). Она одинаково подчеркивает красный, желтый и оранжевый цвет, придает желтый оттенок белому и делает синий более глубоким.
Классика vs. современность: как освещать музеи
Правильно подобрать и выстроить индивидуальное освещение важно не только для каждого экспоната, но и в каждом музее. Причем в зависимости от того, представлено в нем современное или классическое искусство, световая концепция также будет различаться. Как подчеркнул главный энергетик Государственного Эрмитажа Александр Исаев, чтобы без искажения раскрыть ценность музейного объекта и помочь посетителям создать с ним культурно-духовную связь, сначала сотрудники музея изучают его историю и исторический контекст. Затем они покупают или конструируют самостоятельно безопасное для экспонатов световое оборудование. Обычно его используют, чтобы создать общее освещение в залах и сделать акценты на предметах искусства.
Освещение в современных музеях, где используются мультимедийные технологии, будет другим. Собственная яркость экспонатов в дополненной и виртуальной реальности, проекций и тачскрин-экранов должна сочетаться с остальным светом в залах музея. Поэтому чаще всего здесь также используется акцентный и декоративный свет. Как отметила светодизайнер и основатель Yarko-Yarko lighting design studio Ксения Ланикина, с его помощью в музее криптографии воплотили идею информационного шума. Специалисты выделили стенды акцентным светом и добавили неоновые вывески как декор. А в музее городского хозяйства Москвы создали эффект каустики — светящаяся зеленым неоном крона дерева отбрасывала на пол светлые блики.
Прочитайте также:
Цифровое искусство для оперы: победители Digital OPERA Performance ― о пользе конкурсов и создании актуального медиаконтента
Идите на свет — световые шоу как способ привлечь аудиторию
А может ли освещение быть не только способом сделать экспонаты видимыми и более заметными среди других, но и привлечь новую аудиторию? Конечно, да. По мнению, основателя и креативного директора бюро Pitch Бориса Кислицина, с помощью света можно решать множество задач, например, создать комьюнити. Так в 2019 году более 1,8 миллиона человек собрались в Лионе, чтобы посмотреть анимированные световые шоу на крупнейшем в Европе фестивале уличной иллюминации. Также освещение помогает переосмыслить пространство и вдохнуть в него новую жизнь, как это произошло с радужным тоннелем LightRails в штате Алабама, США. Подсветка всеми цветами радуги привлекла к этому месту больше туристов. Еще свет может передать послание зрителям или рассказать историю. Например, в 2015 году накануне конференции ООН по вопросам изменения климата на парижских памятниках архитектуры появились 3D-проекции деревьев. Акция была призвана обратить внимание на проблему вырубки деревьев.
Световые шоу — это еще и возможность приобщить к искусству и музыке тех, кому наскучили традиционные экскурсии и концерты. Например, в Cанкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича слушатели могли насладиться живым оркестром и наблюдать, как проекции картин Мартироса Сарьяна и других армянских художников плыли по натянутым полотнам над зрительным залом и сменяли друг друга в такт музыки. Как рассказала заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея» Светлана Бирюкова, чтобы перенести классическое искусство художников в цифровое, использовалось световое оборудование и картины музея. А во время концерта сотрудники музея вместе с осветителями регулировали цветовую температуру света в зале, чтобы она гармонировала с проекциями.
Похожий путь выбрал и директор, генеральный продюсер Digital Opera 2022 Надежда Абрамова. С 2019 года Надежда организует международный фестиваль Digital Opera, чтобы привлечь внимание молодых зрителей к опере и подружить это направление искусства с современными мультимедийными технологиями. Как и в обычной опере, на сцене выступают артисты, звучит классическая музыка. Но в Digital Opera на сцене и стенах театра дополнительно появляются красочные проекции, которые дополняют повествование новыми деталями.
Международная научно-практическая конференция «Световой дизайн» проходит с 2014 года. В этом году мероприятие организовали ИТМО, CLD (Creative Lighting Department), творческое объединение светодизайнеров RULD совместно с Государственным Эрмитажем, СПГХПА имени А. Л. Штиглица и галереей «Цифергауз» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Правительства Санкт-Петербурга. Партнерами конференции выступили компании: INTILED, «ЦЕРС», ALEDO, ООО «МГК «Световые Технологии», VITRULUX, «САРОС», IPRO. Всего к VI конференции присоединились около 1500 российских и зарубежных представителей власти, бизнеса, науки, медицины и искусства, а также профессионалов в сфере светодизайна — архитекторов, дизайнеров, инженеров, градостроителей и художников.