Конференция проводится ежегодно Высшей школой светового дизайна Университета ИТМО и творческим объединением светодизайнеров RULD. Ее главные задачи — представлять лучшие зарубежные и отечественные практики в области светового проектирования, выявлять наиболее актуальные тенденции развития технологий будущего, находить новые приемы работы со светом, а также развивать качественные междисциплинарные образовательные и научно-исследовательские программы и интегрировать в них бизнес-сообщество. В этом году, помимо светодизайна, событие затронуло актуальные проблемы улучшения качества городской среды и жизни, туризма, искусства, социологии, дизайна и информационных технологий.

Как подчеркнул на церемонии открытия Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, комплексный подход и движение в сторону развития междисциплинарных направлений и проектов — тенденции, которые набирают все большие обороты в различных областях научных исследований. Важность такого подхода видят и в Университете ИТМО, где два года назад была создана Высшая школа светового дизайна, работа которой ведется на стыке искусства, науки и информационных технологий.

«Университет ИТМО, безусловно, имеет свои традиционные направления: это информационные технологии, фотоника, биотехнологии, на которых мы фокусируемся. Но в последние годы наши традиционные компетенции мы стали развивать и в других областях. С этим связана организация кластера Art&Science, кроме того, мы двинулись в медицину, урбанистику, в том числе начав работу в социальных и творческих сферах. Два года назад у нас открылась Высшая школа светового дизайна, и это стало хорошим опытом объединения успешных подходов, которые применяют специалисты из разных областей», — сказал Владимир Васильев.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

Как создаются инструменты анализа современного города и для чего они нужны мировому профессиональному сообществу, какие задачи сегодня должна решать световая среда в городе и что необходимо для сохранения идентичности города — эти и другие вопросы международные и российские эксперты в области светового дизайна обсудили в ходе дискуссии, посвященной использованию информационных технологии при проектировании световой среды современных городов.

Как отмечает Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО, член жюри и партнер в России международной профессиональной премии в области инновационного светового дизайна LIT AWARDS (Лос-Анжелес, США), руководитель творческого объединения светодизайнеров RULD и Института Art&Science Университета ИТМО, сегодня при создании световой среды в городах на первый план выходит вопрос информации.

«Первое, что должна делать среда, световой дизайн — найти инструменты рационального подхода к свету. Те парадигмы, которые существовали раньше и подразумевали подход чем больше света, тем лучше, уходят в прошлое. Сейчас мы имеем в своем распоряжении очень много технологий, которые позволяют перейти к определению качества городской среды, созданию точек притяжения людей, которые определяют городскую структуру, философию города, позволяют людям использовать эти пространства с точки зрения коммуникации. Сегодня мы имеем достаточное количество инструментов аналитики, которые позволяют нам контролировать и доказывать качество решений, которые применяются для изменения городской инфраструктуры. Это именно то, что даст возможность инвесторам поверить в проекты. Все это создает новую парадигму, в рамках которой свет становится инструментом создания города как бренда», — говорит Наталья Быстрянцева.

Если сейчас выбор концепции освещения пока сводится к принципу «нравится — не нравится», то уже скоро новые инструменты анализа должны помочь еще на уровне подготовки проекта просчитать его эффективность, исключить риски и сократить расходы на реализацию, добавляет она.

Освещение перестает быть просто формальным инструментом, оно становится полноценной частью «умного города», подчеркивает Майкл Муллинс, доцент и заместитель заведующего кафедры архитектуры, дизайна и медиатехнологий Aalborg University (Дания), член Совета директоров Lighting Metropolis, ведущего проекта в Скандинавии, объединяющего индустрию света с городами и университетами. При этом он добавляет, что создание световой среды становится вопросом, при котором особую важность приобретает междисциплинарный подход.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

«Свет становится драйвером экономики города. Информационные технологии позволяют сделать освещение одной из важнейших составляющих самой идеи умного города. Те возможности, которые дает использование интеллектуального света — это один аспект. Но не стоит забывать и про искусство, которое также непосредственно влияет на бренд города. Все это является символами развития, и в идеале, чтобы обеспечить развитие световой среды, необходимо объединить усилия представителей различных областей», — говорит Майкл Муллинс.

Большие данные для световой среды городов

Информационные технологии, результаты анализа больших данных уже активно используются при проектировании городов и отдельных общественных пространств. Такие же успешные примеры применения информационного подхода демонстрируют и светодизайнеры. О некоторых из них рассказал Роже Нарбони, всемирно известный французский светодизайнер, художник и инженер, директор студии CONCEPTO (Париж, Франция).

«На мой взгляд, информационные технологии действительно помогут развитию городского освещения как такового. И в данном случае я вижу несколько аспектов, в рамках которых нам необходимо активно изучать и применять новые методы. Первое — это то, что мы называем география ночи. Что это значит? Очень многие думают, что ночь в городе — это что-то вроде совершенно новой территории. И мы действительно можем изучать эту новую территорию так же, как и другие. В первую очередь, мы должны понять, где люди проводят время ночью, что они делают, каковы их ожидания, как они добираются до необходимого места. Это очень важно, потому что непосредственно связано с нашими проектами по освещению. Да, мы можем принять эти проекты, хотя по факту они могут быть предназначены для аудитории, о которой мы ничего не знаем. Но новые инструменты аналитики позволяют нам изучить проблему заранее, чтобы избежать рисков», — говорит он.

Результаты анализа больших данных, полученных из социальных сетей, Роже Нарбони использовал в проектах, которые были выполнены в Париже. Во время работы его группа получила огромный массив информации о перемещениях людей ночью, об их активности и точках притяжения. Используя эти данные, светодизайнеры могут разработать новый подход, подчеркивает Роже Нарбони. С одной стороны, результаты анализа данных наглядно показывают городским властям, от какого освещения необходимо отказаться, тем самым сэкономив бюджет, какое следует сделать менее ярким, а какие объекты, напротив, необходимо осветить в большей степени. С развитием IT области в дизайне такие методы можно расширить, используя ежедневно поступающую информацию и таким образом оперативно реагировать на изменения среды.

Как новые технологии изменят световую среду Петербурга

Новые инструменты анализа были использованы и при подготовке комплексной программы развития световой культуры Петербурга — совместного проекта Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и санкт-петербургского государственного унитарного предприятия «Ленсвет». Это первый в России проект городского масштаба, предполагающий анализ структуры световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Петербурга. Результаты проекта станут основой для разработки адресной программы развития освещения северной столицы на период 2018–2030 годов с перспективой до 2050 года.

В рамках конференции «Световой дизайн» состоялась презентация проекта — о подготовке и первых планах по использованию наработок специалистов рассказал Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет», старейшего государственного унитарного предприятия городского освещения Санкт-Петербурга, подведомственного Комитету по энергетике и инженерному обеспечению.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

«При подготовке первого этапа этой программы мы вместе с коллегами из Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО в том числе оценивали социальную активность жителей 18 районов города, мы анализировали мобильность населения, количество проживающих людей в том или ином квартале, уровень застройки, доступность среды, близость к станциям метро и прочее. Данные основаны на открытых источниках — в частности, социальных сетях, но также мы учитывали и закрытые источники. Например, мы смотрели также на уровень преступности в районах, основываясь на данных правоохранительных органов. В результате обработки поступившей информации мы подошли к тем выводам, которые необходимо было сделать при составлении адресных программ для развития освещения в этих районах города. При этом мы составили не только перечень адресов по степени износа оборудования, но также учитывали и социальные приоритеты. В целом акцент при подготовке программы был сделан на энергоэффективность, безопасность, комфорт и информативность», — отметил Сергей Мителев.

Он добавил, что полученные данные позволили специалистам вывести оценку стоимости строительства по разным видам работ, которые включают освещение магистралей, детских площадок, садов парков и других объектов, а также с учетом дефлятора спрогнозировать реконструкцию адресов в будущем. Кроме того, комплексный анализ данных позволил выявить «темные точки» в городе и составить карту таких мест. Окончательная их ликвидация планируется к 2030 году, отметил Сергей Мителев.

По словам руководителя «Ленсвета», полученные выводы специалисты предприятия уже сейчас начали применять при проектировании освещения в садах. Так, уже началась работа над проектами по освещению парка Интернационалистов, Пулковского парка и парка Сосновка, отметил он. Анализ данных позволяет не только варьировать оборудование на территории объектов и степень освещенности тех или иных участков, но и более предметно работать с точками притяжения для посетителей и креативными пространствами.

Несмотря на то, что программа, по планам, рассчитана до 2035 года, в области развития световой культуры города правительство Петербурга уже смотрит на перспективу до 2050 года, добавляет Андрей Бондарчук, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга. В будущем разработанные методики позволят учесть недостатки прошлого подхода к освещению городских пространств, а также существенно сократить расходы бюджета, говорит он.

Фото: ITMO.NEWS

Фото: ITMO.NEWS

«Чем была вызвана необходимость разработки данной программы? В рамках ежегодного сокращения расходов бюджета задача по созданию комфортной среды для граждан никуда не уходила. В части поручений, которые были даны губернатором Петербурга по эффективному расходованию бюджетных средств, решением стало определение приоритетных направлений развития световой среды и тех направлений, до которых мы еще не доходили. Благодаря специалистам Университета ИТМО сейчас эти направления изложены на бумаге. Кроме того, это позволило нам выявить ряд существующих недостатков — это и нормативное регулирование, и отсутствие методик по контролю за освещенностью, и прочие аспекты. Мы как основной городской заказчик обязаны ориентироваться на современные технические решения, что мы и будем делать. В этом году мы завершаем основную часть указанной комплексной программы, куда и войдут все передовые решения», — прокомментировал Андрей Бондарчук.

Отметим, что всего в рамках IV Международной научно-практической конференции «Световой дизайн» прошли четыре сессии докладов. На площадке выступило 32 ведущих российских и международных спикеров, среди них — 11 иностранных хедлайнеров.