От расписных матрешек к сложным IT-продуктам
Я учился в физико-математической гимназии в небольшом городе под Гатчиной и в 10–11 классах часто писал школьные олимпиады по математике и физике. Мне нравились эти предметы, и я хотел развиваться дальше в этих направлениях. Поэтому после школы решил поступить в технический вуз в Петербурге. Выбор был небольшим: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», в который я очень часто ездил писать школьные олимпиады, ГУАП и набирающий популярность ИТМО, который меня в итоге и привлек. На факультете систем управления и робототехники была программа, связанная с автоматизацией и управлением. Я сразу живо представил, как буду кем-то управлять и что-то автоматизировать. В результате решил поступить в ИТМО.
Про IT-сферу я тогда слышал мало. Но она всегда была где-то рядом и больше напоминала магию. Компьютеры, работавшие на Intel Celeron, еще только зарождающийся отечественный переводчик PROMT, онлайн-чаты, с которыми можно было разговаривать, сайты, которые выдавали информацию сразу после нажатия Enter, — целый мир, который был мне интересен.
Но в IT я пришел не сразу. Сначала долгое время работал в сувенирном бизнесе и при этом параллельно учился в вузе. Я покупал деревянные заготовки для матрешек и другие материалы и контролировал, чтобы их вовремя доставляли художникам и лакировщикам. Специалисты разрисовывали матрешки и покрывали их лаком, а я развозил готовый товар по магазинам Санкт-Петербурга и музеям Ленинградской области.
Но зимой туристический поток уменьшился, и сувениры стали хуже продаваться. Поэтому после выпуска из ИТМО в 2013 году я устроился работать в техническую поддержку IT-компании Timeweb. Сначала думал, что это временное решение и я вернусь в сувенирный бизнес. Но в итоге всё, что могло пойти не так, пошло не так. Я купил слишком много продукции и не смог ее продать, потому что большая часть товаров оказалась бракованной, а сайт нашего интернет-магазина переместился с первых страниц поиска на последние из-за изменений правил выдачи, поэтому пользователи не могли его найти.
В итоге я продолжил работать в Timeweb и со временем стал руководителем службы технической поддержки. За семь лет работы мне удалось развить в компании разные продукты, причем обычно я брался за наиболее сложные, но интересные задачи, которые становились для меня вызовами. Такого принципа я придерживаюсь во всех компаниях, где работаю.
Один из примеров продуктов в Timeweb, над которым я работал, — виртуальный выделенный сервер (VDS). В отличие от обычных физических серверов, вычислительные мощности виртуального сервера можно в пару кликов подстроить под себя ― в том числе увеличить или уменьшить количество оперативной памяти. Такая адаптивность позволяет сайту выдерживать большой поток пользователей без риска, что веб-страницы будут долго грузиться или вообще не откроются.
Представим, что на хостинге несколько тысяч бабушек размещают по интернет-странице о том, как закатывать огурцы. Но если каждая бабушка захочет сделать свой маркетплейс для продажи разных домашних заготовок, хостинг не справится с наплывом пользователей. Решить эту проблему поможет виртуальный выделенный сервер, который, например, предоставляет Timeweb.
После работы в Timeweb я продолжил развивать онлайн-сервисы, но уже в компании «Вкусвилл». Там мы с командой разработали конструктор для разных видов доставки продуктов — экспресс-доставки, доставки на дачи и в посёлки.
Работа в этих компаниях принесла мне разный опыт. Например, в Timeweb я понял, что мне интереснее управлять командой конкретно IT-специалистов — продактов, архитекторов программного обеспечения и технических писателей. Поэтому в дальнейшем я стал развиваться именно в этом направлении. А работа во «Вкусвилл» показала, какой классной может быть рабочая атмосфера. Представьте, когда в компании появилась идея, и более 20 тысяч сотрудников — от кассиров и доставщиков продуктов до совета управляющих ― вовлеченно и слаженно работают, чтобы претворить ее в жизнь. Это очень круто.
Прочитайте также:
ИТМО и VK подготовят разработчиков для создания и поддержки веб-сервисов
Как создать один IT-продукт для всех
Переход на позицию руководителя продуктового направления VK Cloud в 2021 году стал логичным продолжением моей карьеры. В Timeweb я развивал хостинги и виртуальные сервера и занимался внутренними сервисами и информационными системами для малого бизнеса, а в VK Cloud начал решать задачи более крупного бизнеса и работать с более мощными вычислительными системами — настоящими облачными технологиями.
Когда я присоединился к команде, компания уже более пяти лет развивала направление публичных облаков. Это технологии, которые позволяют пользователям безопасно и быстро решать разные задачи — например, создавать базы данных и хранить в них большой объем информации, управлять IT-инфраструктурой и равномерно распределять на нее нагрузку, разрабатывать приложения и добавлять к ним функцию распознавания и синтеза речи.
Постепенно в VK Cloud стали приходить запросы на создание частных облаков для крупных компаний, но разработать подходящее решение было непросто. Дело в том, что для публичного облака важно выпускать новые сервисы как можно скорее, а от частных облаков ждут определенную функциональность под конкретные задачи того или иного бизнеса. Причем частное облако должно устанавливаться на оборудовании компании и отвечать критериям безопасности, которые могут отличаться в зависимости от компаний и отрасли. Например, одним важно удаленно управлять рабочими местами сотрудников, а другим — раздавать разные уровни доступа к разным данным.
В этом мы увидели возможность — сделать один продукт, который подошел бы компаниям из разных отраслей, включал полезные инструменты и развертывался на программном обеспечении корпораций буквально по одному щелчку мыши. Создать такой продукт и стало задачей моей команды.
Сначала мы определили ядро компонентов, которые будут одинаковыми для частного и публичного облака, а затем написали единый инсталлятор, который по-разному разворачивает IT-решения в зависимости от вида облака. Кажется, что звучит просто, но за годом работы стоит огромное количество обсуждений о том, какую функциональность хочет заказчик, как добавить новые фичи, какие IT-команды займутся этими задачами и в какой срок.
Я всегда пытаюсь находить win-win решения между ожиданиями бизнеса и мотивацией команды. С одной стороны, мне нужно было контролировать работу команды и мотивировать ребят в те моменты, когда казалось что мы не справимся. С другой ― руководитель всегда выступает стеной для своей команды и защищает ее, как бы серьезно мы ни ошиблись, а также фокусирует команду на задачах. Для этого я несколько раз в неделю проводил встречи с коллегами, где мы обсуждали тактические цели на месяц, операционные задачи на неделю и выбирали самую главную задачу, которую обязательно нужно сделать.
Сейчас нашим частным облаком пользуются крупнейшие компании России, среди которых, например, «АВТОВАЗ». Благодаря частным облакам сайты и онлайн-сервисы компаний надежно защищены, а пользователи разрабатывают цифровые продукты быстрее.
Для розничной торговли эта история тоже может быть актуальна. Например, ритейл-компания хочет запустить в своих магазинах продажу кофе через кофемашины. Для этого нужно сначала написать приложение и протестировать его — понять, правильно ли принимается оплата. Разработать и проверить IT-решение можно двумя способами. Первый — на внутренних физических вычислительных мощностях компании, но для этого может понадобиться несколько дней на согласование ресурсов для разработки и настройка информационной безопасности.
Второй — на мощностях собственного облака. В последнем случае у пользователя уже есть определенные инструменты и права доступа, и он может сразу же приступить к работе, не дожидаясь согласований. А скорость разработки и внедрения продукта напрямую влияет на выручку компании: опередили конкурентов — заработали больше денег.
Прочитайте также:
Как создать собственный IT-проект и начать на нем зарабатывать, если вы не разработчик
Куда летят IT-облака
Облачные решения существуют уже более 30 лет, и за это время прошли несколько этапов развития. Сначала была модель использования облачных сервисов, которая называется «инфраструктура как услуга» (IaaS). Пользователь арендует вычислительные мощности и сам запускает цифровые решения и другую IT-инфраструктуру. Дальше появилась модель «платформа как услуга» (PaaS) — пользователь арендует уже готовые настроенные платформы и для решения задач может пользоваться определенными инструментами — например, системой управления базами данных, средой машинного обучения или обработки больших данных. Сейчас развивается модель «сервис как услуга» (SaaS) — это аренда готовых сервисов для конкретных функций — отправки почты, ведения базы клиентов, создания сайта.
Мир движется к упрощению — мы уже не верстаем сложные сайты, а собираем их в конструкторе Tilda или проектируем сами приложения по принципу low code, а не ищем помощи у IT-специалиста. Думаю, похожим путем пойдет и развитие облачных технологий. Когда-нибудь модель SaaS станет популярнее остальных, и нам не придется использовать IaaS или PaaS. Но при этом чем проще будет использовать облачные технологии, тем сложнее они будут устроены «под капотом».