Вы окончили инженерно-физический факультет (кафедра ФиТОС) в 2010 году. Когда вы только поступали, что послужило причиной выбора именно Университета ИТМО, этого факультета?
Я и брат родом из Нижневартовска, там мы оканчивали школу. Непосредственно перед выпуском мы учились в так называемом петербургском классе. Это значит, что, помимо школы, у нас был некий дополнительный курс, заточенный на подготовку к подготовительным экзаменам именно в петербургские вузы.
Уже тогда мы поняли, что нам близка техническая специальность. Кроме того, в нашей школе очень хорошо преподавались физика и математика. А потом на эти же предметы делался упор и в петербургском классе. На выбор будущей специальности повлияли в том числе рекомендации семьи и друзей. На тот момент нам было по 17 лет, и мы мало представляли, чем хотим заниматься в жизни. Поэтому, безусловно, доверились советам.
Мы готовились к поступлению в три вуза — СПбГУТ имени Бонч-Бруевича, ГУАП и Университет ИТМО, в эти вузы и подавали документы. В итоге поступили в ИТМО. Сначала мы учились на теплофизике, но там нам было немного скучно, поэтому спустя 2,5 года мы перевелись на кафедру ФИТОС — физики и техники оптической связи. Несмотря на то, что оба эти направления существовали фактически в пределах одного факультета, на телекоммуникациях было значительно интереснее, были другие преподаватели и совсем другое окружение. Кроме того, после третьего курса мы начали ходить на занятия в Бонч-Бруевича.
Вы начали заниматься бизнесом еще в вузе?
Скорее после. Но понимание, что хочется делать что-то свое, возникло еще на втором-третьем курсе. Определенное влияние оказали различные книги, вроде Роберта Киосаки. Но, с другой стороны, были, наверное, и другие, более серьезные предпосылки. Наш отец тоже занимался предпринимательством, всегда работал на себя. И, видя этот пример, мы не испытывали какого-то страха перед тем, чтобы начать делать что-то свое, отправиться в свободное плавание.
Ну и наконец, ребята, с которыми мы общались, тоже разделяли такой образ мышления: постоянно искали возможности, смотрели, где и как можно применить свои знания. Поэтому, думаю, двигаться в этом направлении помогли окружение и родители.
Все это в итоге вылилось уже в конкретные инициативы. После окончания университета мы стали заниматься бизнесом. Начинали с курьерской службы в Нижневартовске — работа включала отправку корреспонденции почтой, это чем-то похоже на формат DHL. Этим мы занимались около года, а после вернулись в Петербург. Здесь развивали сервисы доставки цветов, интернет-магазин мопедов. В летний сезон 2011 года держали также лучно-арбалетный тир в Анапе.
Еще во время учебы в университете вы успели побывать в США, где как раз впервые и познакомились с аксессуарами из Тайвека. Идея New Wallet зародилась тогда?
В США мы поехали по программе Work and Travel, поучаствовать порекомендовал наш друг, который на тот момент уже три раза ездил в Штаты. Кстати, это действительно отличная возможность съездить за границу, набраться опыта, познакомиться с новыми людьми. Мы подготовились, оформили все документы и отправились в Нью-Йорк, где потом на все время поездки и остались. Этот город — что-то вроде огромной мясорубки. Для меня, на тот момент 20-летнего парня из маленького городка России, он производил, конечно, колоссальное впечатление. Но адаптируешься очень быстро: первый месяц привыкаешь, а потом ты уже местный.
Там мы пробыли почти четыре месяца, три месяца занимает работа, а в оставшееся время мы путешествовали по Штатам. В Нью-Йорке мы работали гидами велотакси. Но, по сути, это работа на себя, в чем и заключается ее основное преимущество: ты берешь байк в аренду, а после — сколько заработал, столько заработал. Работа была в двух форматах: можно было катать туристов по парку и по городу. Какое-то время мы поработали в парке, но это быстро наскучило. Спустя две недели мы выехали в город, и это было уже совсем другое дело.
Тогда же я впервые увидел кошелек из Тайвека. Он был сделан вручную из почтового конверта. Что интересно, на тот момент я носил гавайские шорты с одним карманом, и у меня был огромный кожаный лопатник, который туда даже толком не помещался. Я вынужден был носить его в портфеле. При этом приходилось постоянно иметь дело с наличностью, карточками тогда никто не расплачивался.
Поэтому, когда мне дали этот тонкий и легкий кошелек, стало, конечно, гораздо удобнее: он прекрасно помещался в карман, не занимал много места, даже если был набит, при этом деньги были всегда в одном месте и не приходилось таскать с собой лишние вещи вроде рюкзака. Тогда мы поняли, что материал недооценен, такие аксессуары — легкие, тонкие и функциональные — могут продаваться и в России. Кроме того, можно выпускать их с разными принтами, позиционировать по-другому. Так уже делала компания Dynomighty, которая первая в США наладила производство кошельков из Тайвека. В 2013 году, в том числе основываясь на ее опыте, мы основали бренд New Wallet в России.
С одной стороны, вы поняли, что материал недооценен: в мире есть всего один производитель кошельков из тайвека. Ниша пуста, идея нова и надо привезти это в Россию. Но сами начали бизнес только через пять лет. Почему?
На тот момент мы как раз оканчивали университет — в 2008 году мы перешли на четвертый курс. Тогда главной целью было успешно окончить вуз и понять, что делать дальше. Кроме того, около полутора лет после выпуска мы работали по специальности. На этот период идея отошла на задний план, жила где-то сама по себе в памяти. У нас же были и другие дела, идеи. Но какое-то время спустя мы поняли, что надо заниматься тем, что нравится.
Работа бывает трех видов: та, что приносит деньги; та, что нравится; и та, что приносит удовольствие и материальную выгоду. Последнее бывает достаточно редко, и чем раньше вы к этому придете, тем лучше. Я считаю, что мы для себя такое дело нашли в 24-25 лет, когда поняли, что нужно вернуться к идее делать кошельки. Во-первых, в этой работе проявляется творческий потенциал, в во-вторых, пригождаются инженерные навыки. Ведь итоговую конструкцию, дизайн кошелька мы продумали сами. А после начали делать и другие вещи. С точки зрения дизайна обложка стала полностью самостоятельным продуктом. Инженерная база пригодилась и тогда, когда мы придумывали Travel Kit.
В России достаточно консервативные потребители: все же обычные кожаные кошельки привычнее. Когда выводили продукт на рынок, ставку сделали именно на уникальность, материал?
Анализируя ситуацию уже по прошествии времени, могу сказать, что людям прежде всего интересен индивидуальный дизайн. Возможно, нам удалось попасть в нужное время. Ведь примерно в тот же период в России стали появляться различные креативные бренды. Это небольшие независимые компании, многие из которых делают продукцию сами, вручную. При этом у людей появилось желание покупать то, что произведено в России, а не в Китае.
Мы начинали с офлайна — сами ходили и предлагали продукцию различным магазинам. И тогда же мы поняли, что оказались на волне русского хенд-мейда. Появлялись как сами бренды, так и магазины, которые готовы были продавать такую продукцию, а следовательно — возник и потребитель.
Безусловно, была ставка на уникальность, ведь это действительно новый для России продукт. Поэтому мы и назвались New Wallet. Сначала люди, которые покупают кошельки, удивляются: «Бумажный кошелек, интересно, как так?» Потом они уже более детально узнают про материал. Тайвек сочетает в себе характеристики бумаги, пленки и ткани. Поэтому кошелек New Wallet не боится воды и не меняет свойств при намокании, он супертонкий (толщина 5 миллиметров), легкий (весит 15 граммов), вместительный и прочный. Кроме того, кошелек снижает экологическую нагрузку: его можно подвергнуть вторичной переработке.
Позже пришло понимание, что, помимо функциональности, потребителям нужен индивидуальный подход, уникальный дизайн. Его разработкой мы вместе с братом занялись в 2014 году. В 2015 году мы познакомились с Алексеем, с которым стали делать упаковку.
Какие сложности были на первых этапах и как удалось их преодолеть?
Сложностей было масса. Первый же вопрос, который возник, очевиден: как делать продукт? Во-первых, Тайвек, который продается в огромных рулонах, надо было закупить и привезти из Европы, а во-вторых, на этот белый материал нанести необходимый принт. Мы нашли единственную типографию в Петербурге, которая согласилась печатать на этом материале. Но там оказалось не очень удачное качество печати. Дело в том, что материал не впитывает, это полимер, поэтому необходимо печатать на нем специальными красками. После долгих поисков мы нашли типографию в Китае, которая уже работала с таким материалом. Предоставили им принты, схемы кроя и в итоге они нам напечатали коллекцию, которая вышла в феврале 2014 года.
И только год спустя, уже в 2015 году, мы нашли типографию в Петербурге, которая согласилась печатать на Тайвеке. Это был очень успешный опыт, качество печати отличное и сборка готового продукта также получилась качественной, мы сотрудничаем до сих пор. С тех пор мы реализуем полный цикл производства в России.
Сейчас бренду уже пять лет. Каких результатов удалось достичь к этому времени?
Помимо онлайн-продаж, мы активно наращиваем офлайн. К настоящему моменту, продукты New Wallet продаются в 150 магазинах. Преимущественно в Петербурге и Москве, но также в разных регионах страны. Например, мы представлены в Екатеринбурге, Казани, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Сургуте. Мы сотрудничаем с магазинами-партнерами, куда заходим как очередной бренд. Это, например, такие известные магазины, как «Юность», «Гараж», «Республика» и другие, ориентированные на продажу аксессуаров, а также streetwear направление.
Прошлый 2017 год прошел для нас под знаком коллабораций. Мы предлагали сотрудничество различным брендам и выпускали кошельки с их символикой. Всего поучаствовали в 13 коллаборациях. Получилось реализовать достаточно много хороших историй: например, мы выпустили коллекцию совместно с 21Shop, это известный магазин на рынке streetwear, и брендом Skills. Удачно сложилось сотрудничество и с Университетом ИТМО, с ITMO.STORE.
Еще один крутой опыт — сотрудничество с испанским уличным художником Рикардо Каволо (Ricardo Cavolo), которого привозил в Петербург Музей уличного искусства. Это очень известный европейский художник, он сотрудничал с ZARA, ALEXANDER MCQUEEN и другими брендами. Сотрудничали также с группой Louna. Мы работаем с рядом классных художников, в том числе с Покрасом Лампасом, Max13, Roman Klonek, José Villamayor и многими другими российскими и зарубежными художниками, которые создают уникальный дизайн специально для формата New Wallet.
Как со временем менялась ваша команда?
Первые два года я думал, что мы с братом все сделаем сами. И собственно, так и было. Ритейл, онлайн, офлайн, маркетинг? Работали, как знали, ведь у нас не было какого-то бизнес-образования. Да, было интересно, но потом возникло понимание, что, если мы хотим расти дальше, необходимо привлекать в команду профессионалов. Опыт найма тоже пришлось приобретать на практике, ведь это большая ответственность. На первых порах для меня вполне реальной проблемой было даже составление вакансии и ее размещение на HeadHunter.
Не все складывалось успешно. Был, например, сотрудник, который не справился с задачами. Но в итоге мы поняли, что залогом успешного поиска является реакция человека на продукт. Если человеку нравится продукт, он его как-то цепляет — это первый признак того, что дальше можно разговаривать в искреннем ключе. Например, так мы нашли Степу, с которым до сих пор делаем фотосеты всех коллекций.
Степа посоветовал Глеба, который занимается маркетингом. Знакомство с ним произошло так: он сам без нашего ведома купил кошелек, стал им пользоваться, а потом пришел к нам с рассказом о плюсах и минусах продукта, а также с предложениями, как эти минусы исправить. Суперкруто, когда люди предлагают инициативу. На мой взгляд, это самое ценное в команде. Полгода назад к нам присоединился Владислав, который отвечает за офлайн, работает с партнерами и учит нас, как двигаться в этом направлении.
Какие планы по развитию?
Все дальнейшие планы укладываются в простую формулу: продукт + команда = успех. Продукт у нас уже есть, с точки зрения функционала у нас есть материал, из которого мы делаем легкий, износоустойчивый кошелек, который не боится воды. С точки зрения эмоциональной составляющей продукт — это дизайн, принты, которые создаются современными художниками. В наших планах, во-первых, дальше развивать линейку продукта, а во-вторых, продолжать развивать команду.
Мы хотим расширить линейку продуктов и по максимуму занять нишу профессиональных аксессуаров. В планах несколько наименований: рюкзаки, дождевики, различные форматы SML Travel Kit, папки для ноутбуков. Кроме того, мы намерены пойти также в сторону швейного производства. Команда будет пополняться новыми конструкторами, которые развивают дизайн как таковой, художники, также специалисты по продвижению.
До сих пор есть стереотип: если человек окончил вуз по определенной специальности, то в пределах этой специальности он и должен развиваться в дальнейшем. Вы с ним согласны? Что лично вам дало обучение в Университете ИТМО? Какие ключевые компетенции вы приобрели?
Обучение в университете — это не просто способ получить какой-то набор знаний. Мне, как человеку не очень коммуникабельному по природе, обучение пригодилось прежде всего с точки зрения общения — со старшим поколением, со сверстниками. Ведь сейчас я общаюсь с большим количеством как партнеров, так и сотрудников, в том числе с инженерами по производству.
Кроме того, вуз помог развить инженерное мышление, которое у меня было с детства. И я его и сегодня применяю, когда мы создаем продукт — от контроля качества, контроля за углами упаковки или технологическим процессом до создания сайта. Свой первый сайт мы тоже писали сами.
В этом учебном году поступающих в Университет ИТМО ждут большие изменения: появляется внутренняя мобильность студентов, теперь учащиеся могут сами формировать свои образовательные траектории. Как вы оцениваете эти изменения? Что выбрали бы сами, если бы поступали в этом году?
Если бы я поступал в 2018 году, безусловно, использовал все возможности, которые есть в университете сейчас. Ходить на ограниченный круг дисциплин действительно скучно. При этом у студентов, особенно на первых курсах, есть достаточно времени, чтобы определиться, что им интересно, попробовать несколько дисциплин. Вспоминая себя, могу сказать, что в 17 лет я мало что понимал и у меня не было четкой уверенности насчет своего будущего. В этом смысле такой подход — дать попробовать и узнать по максимуму — действительно хороший вариант. Безусловно, я бы смотрел на современные дисциплины, новые технологии — это все, что связано с био-, нанотехнологиями, робототехникой.
В целом моя глобальная мечта состоит в том, чтобы в понимании многих людей Россия и бизнес стали, наконец, словами-синонимами. Чтобы с нашей страной ассоциировались не шаблоны вроде балалайки, матрешки, а успешные бренды. Как с США в моем понимании ассоциируются Google, Apple и другие гиганты индустрии.
Хочется, чтобы, помимо уже известных Лаборатории Касперского, ВКонтакте, Яндекса, с нашей страной отождествляли и новые высокотехнологичные компании. И я вижу, что постепенно такие компании появляются. Все возможности для того, чтобы учиться, развиваться, создавать такие компании у студентов сейчас есть. Поэтому, безусловно, надо искать себя, смотреть: и если что-то в душе отзывается, — двигаться в этом направлении.