О релокации бизнеса, отраслях, которые будут расти в новых условиях и самых востребованных навыках для IT-специалистов поговорили CEO и основатель сервиса Legium.IO Иван Хаустов, глава и сооснователь компании CDNvideo Ярослав Городецкий и KAM/PM в Nobilis.Team Павел Берман. А стоит ли запускать сейчас собственный проект, если вы начинающий стартапер, и где искать финансирование, обсудили сооснователь Otus.ru, венчурный партнер Fort Ross Ventures Дмитрий Волошин, сооснователь научного deeptech-стартапа Dioram Василий Мещеряков и управляющий партнер SoftwareLead, партнер частного европейского фонда Insta Ventures Виталий Янко.
Релокация: стоит ли уезжать
По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в феврале-марте 2022 года из России уехали около 50–70 тыс. человек, работающих в сфере информационных технологий. А в дальнейшем, по мнению аналитиков, это количество будет только расти. Есть и другие оценки. По данным ассоциации российских производителей ПО «Руссофт», на фоне глобальных событий страну покинули немногим более 8 тыс. разработчиков ПО.
По словам Павла Бермана, сейчас в основном уехали те, кто не был настолько сильно интегрирован в процессы на российском рынке ― это преимущественно специалисты, работавшие на зарубежные компании, программисты Middle-уровня, тогда как топы, у которых «есть что терять здесь», продолжают искать возможности в России и подстраиваться под ситуацию. Эксперт считает, что универсального ответа на вопрос: «Уезжать или нет?» не существует, ведь у каждого специалиста были свои позиции на докризисном рынке. И наконец, у каждого ― свои обязательства и личные факторы, которые тоже нужно трезво оценить, прежде чем резко менять свою жизнь.
Хорошо подумать и всё взвесить советует и Ярослав Городецкий, у которого уже был опыт эмиграции. В кризис 90-х он, как и многие его одногруппники, уехал из страны, работал в международной компании, но в итоге в нулевых решил вернуться обратно ― чтобы построить собственный бизнес уже в России. В итоге, как отмечает эксперт, у него получилось запустить компанию, которая пережила кризисные события 2008-го, 2014-го, а также сохранила свою деятельность в текущей ситуации.
«Я застал еще распад Советского Союза ― тогда был огромный отток. Был полный хаос, в 100 раз хуже, чем сейчас. Но те, кто остался, в итоге выиграли, ― сказал Ярослав Городецкий. ― Надо понимать, что когда ты уезжаешь туда, ты сильно теряешь в социальной иерархии, стартовые позиции там будут значительно ниже, чем здесь. Я понял это по своему опыту эмиграции. Здесь вы находитесь в своей языковой, культурной среде. Надо понимать, что уехав туда, вы все теряете».
По словам Дмитрия Волошина, прежде чем принимать решение о переезде, стоит не только узнать о вакансиях и зарплатах в конкретных компаниях, но и больше общаться с комьюнити, задавать прямые вопросы о ценах на конкретные товары, а потом оставить эмоции и спокойно всё посчитать.
«Жизнь несколько сложнее, чем рекламные плакаты. Я много общаюсь в том числе с теми, кто уехал, и выясняется интересная штука: айтишник в России может купить здесь на свою зарплату больше, чем за рубежом. Тем, кто работал в крупных аутсорсерах и теперь релоцировался в другие страны, например в Европу, ставят примерно такую же зарплату как здесь, естественно, пересчитав по курсу, но плюс-минус получается так же. И выходит, что там они сталкиваются с большим сюрпризом, связанным с уровнем цен. По моей гипотезе, половина из тех, кто уехал, решит вернутся как раз из-за такого резкого падения уровня жизни», ― говорит он.
Есть ли возможности сейчас у тех, кто остался
С конца февраля и по середину марта 2022-го HeadHunter зафиксировал резкий рост количества ИТ-вакансий в госсекторе. Но корпорации и бизнесы поменьше начали активно «пылесосить рынок» в поиске IT-специалистов далеко не сегодня, добавляет Павел Берман. В будущем этот спрос будет только расти: компании как минимум стимулирует необходимость перехода на отечественный софт. Для специалистов же такие условия создают возможности для более быстрого роста. Во время кризиса за счет мобилизации всех ресурсов вырасти с уровня Junior до Middle можно гораздо быстрее, уверен эксперт.
«IT ― это традиционно голодная сфера. Айтишники нужны были всегда, но сегодня они нужны еще больше. Мы столкнулись с очень большими проблемами с ПО, софтом, приложениями, в принципе возможностями для развития компании. В этих условиях бизнес испытывает огромный кадровый голод, конкуренция на рынке обострилась. Поэтому для людей, которые сейчас учатся в университете и начинают работать, это прекрасная возможность выйти на рынок и сразу получать столько, сколько мы получали раньше, усердно отработав при этом пять лет. И сейчас у специалистов появляется возможность довольно быстро дорасти до еще более высокого уровня», ― говорит Павел Берман.
IT сегодня и в ближайшем будущем ничего не угрожает, сфера стала настолько важной, сквозной частью всех индустрий, что в этой области определенно не стоит ожидать особых проблем, соглашается Дмитрий Волошин. По его словам, в этих условиях у молодых специалистов, которые только-только выходят на рынок, появляется шанс взглянуть на рынок свежим взглядом и запустить действительно значимый и нужный проект.
«Я видел много разных перемен, и у меня, как кажется, уже замусорился взгляд. Я прокручиваю в голове старые паттерны: сейчас упадет рубль, введут карточки…Какие-то такие древние ассоциации, которые сегодня совершенно неактуальны ― впереди нас ждет то, с чем мы никогда не сталкивались. У вас, молодых специалистов, только зашедших на рынок на этом переломе, есть действительно классная возможность увидеть то, чего не видим мы. И я вам в этом смысле даже немного завидую. Если бы меня прямо сейчас взяли на КТ в ИТМО и я бы учился вместе с Геной Короткевичем, то сейчас замутил бы какую-то совершенно невероятную штуку», ― сказал Дмитрий Волошин.
Какие сферы будут развиваться в ближайшем будущем
Помимо собственно IT, по мнению Виталия Янко, сейчас есть также много возможностей в DeepTech. В общем смысле диптех-стартапы работают над тем, чтобы решить масштабные проблемы бизнеса и общества в целом. Они опираются на новейшие технологии, основанные на достижениях науки и продвинутых инженерных разработках, и имеют заметное преимущество над технологиями, которые используются повсеместно сейчас. К этой сфере можно отнести и глубокое обучение (Deep Learning), и робототехнику, и разработку беспилотников, и, наконец, исследования в области суперкомьютеров.
«DeepTech ― это те технологии, которые могут выстрелить и пойти в мировые продажи через благоприятствующие нам рынки. И сейчас у нас есть шанс разрабатывать не только "чисто айтишные" технологии, но и конкретные прикладные устройства. Я говорю о мехатронике, потому что это, на мой взгляд, один из тех сегментов, которые сегодня бешено прогрессируют. Здесь [в ИТМО] сосредоточено огромное количество исследователей. Находясь в академической среде, при поддержке государства, университетов, возможно, каких-либо корпораций, вы сможете создать собственные направления, решающие научные челленджи и делающие в том числе бизнес-прорывы», ― сказал он.
Иван Хаустов соглашается, что, несмотря на кажущуюся востребованность и популярность идей, решающих проблемы «здесь и сейчас», развиваться будет бизнес, заточенный на долгосрочную перспективу. Сегодня уже появились решения, которые помогают с огромной комиссией платить за зарубежные сервисы, но, как полагает эксперт, срок жизни таких стартапов чрезвычайно мал.
В качестве примера глобальных проблем спикеры привели заботу о физическом и моральном здоровье. Этот тренд подстегнула еще пандемия, но сегодня, в условиях кризиса, люди по-прежнему уверены, что нужно прежде всего позаботиться о своем благополучии. Поэтому спрос на сервисы психологов, а также различные решения в области здравоохранения будет только расти.
А что будет со стартапами
Как рассказал Виталий Янко, сейчас многие существующие бизнесы сильно перестраиваются, но тем не менее у них остаются способы выхода на зарубежный рынок. У стартаперов могут возникнуть сложности с поиском финансирования: создавать его придется на свои деньги. Поэтому в случае неудачи эксперт советует переждать кризис и в это время поработать в найме. Дмитрий Волошин добавил, что испытывать трудности будут все бизнесы вне зависимости от их размера, а место стартапов может занять бизнес с дивидендной моделью, который умеет зарабатывать и реинвестировать прибыль в свое развитие.
Другой предприниматель — Василий Мещеряков ― считает, что у стартапов появилось больше возможностей для роста. Обычно у них меньше рисков и обязательств перед сотрудниками и инвесторами, они более мобильны и могут быстро занять нишу из-за ухода других компаний с рынка.
«Выживание и развитие проектов сейчас в большей степени зависит не от hard, а от soft skills, к которым относится коммуникация, доверительные отношения, личные контакты и бренд. В кризисные периоды выживают те, кто объединяются в группы и поддерживают друг друга, это эффективно для всех. Поэтому важно делать две вещи: помогать другим и не стесняться просить помощь», — подчеркнул он.
Чтобы найти финансирование, предприниматели рекомендуют обратиться к государственной поддержке. Это и программы для малого бизнеса, гранты и субсидии фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и инновационного центра «Сколково». Также можно найти бизнес-ангелов с помощью клубов, например Angelsdeck, а по программе возмещения инвестиций «Сколково» вернуть часть вложенных в стартап средств. Еще один вариант — участие в акселераторе, но при этом стоит выбирать только тех, кто существует на рынке не первый год, например акселератор ИТМО.
Какие специалисты будут нужны рынку в новых условиях
По данным HeadHunter, чаще всего специалистов в IT сегодня ищут в Москве (36%) и Санкт-Петербурге (13%). Если говорить о навыках, то для работодателя важны (по убыванию): владение SQL, работа в команде, Git, английский язык, Linux, Python, JavaScript, управление проектами и грамотная речь. Но Павел Берман считает, что замыкаться на каком-то одном языке программирования или навыке в текущих условиях не стоит, в условиях тотальных перемен ключевым фактором успешности на рынке (и не только труда) будет желание специалиста развиваться и постоянно учиться чему-то новому.
«Возможности есть всегда. Просто кто-то, как я, например, сидит в пятницу вечером и играет в условный Assassin's Creed, а кто-то сидит и учит новый язык программирования или новый иностранный язык. Кто-то разбирается в том, как устроен Китай, а кто-то ― в том, как устроен "Ведьмак". У всех разная мотивация. Но нужно понимать, что если вы будете чуть больше времени уделять собственному развитию как специалиста ― и не для кого-то, а для самого себя, вы и достигнете гораздо большего в более сжатые сроки. И неважно, в корпорации или в собственном стартапе», ― говорит он.
Постоянно меняется не только стек технологий, но и законы, добавляет Иван Хаустов, получивший юридическое образование и проработавший по профессии до открытия собственного дела. «Учиться новому ― это универсальный совет», ― говорит он. А Ярослав Городецкий добавляет, что в этом поможет не просто набор бессистемных знаний, а работа над конкретной прикладной задачей.
Посмотреть выступления экспертов полностью можно в записи. А уже 4 апреля состоится вторая встреча из серии митапов ИТМО и Digital Dolina «Кризис ― новые возможности». Спикерами выступят основатель компании «Моторика» по производству функциональных протезов, инженер, робототехник Илья Чех и CEO международного блокчейн венчур билдера Евгений Джамалов. Мероприятие пройдет в онлайн-формате, зарегистрироваться можно здесь.