Рынок FoodTech будет преобразовываться не только из-за увеличения человеческой популяции, но и из-за меняющихся требований людей к пище. Изменения требуют новых диет, которые помогут организму справляться с недостатком активности. Кроме того, все более популярными становятся индивидуальные диеты, которые рассчитываются специалистами.
Возникают проблемы, не связанные непосредственно с потребителями. Производители должны разрабатывать новые технологии хранения продуктов для продления их свежести, что ведет за собой перестройку логистики и инициирует прикладные научные исследования. Как поменять упаковку для сохранения качеств продукта? Как изменить структуру продукта для этого?
Сегодня в агропромышленном секторе и на пищевых производствах занято около 30% населения Земли. Развитие автоматизации может привести к тому, что эти люди потеряют свои работу. Одновременно с этим потребуются новые высококвалифицированные кадры, которые будут адаптироваться к изменениям и создавать новые инновационные продукты.
В будущем будет много работы и для инженеров-экологов пищевых производств. Сельскохозяйственные проекты сильно влияют на окружающую среду, химически загрязняя почвы, водоемы, воздух. Кроме того, примерно треть от всего урожая в России портится, не дойдя до потребителя. А это — лишние удобрения, лишние обработанные земли, лишний труд.
Все эти проблемы обозначила начальник отдела маркетинга Университета ИТМО Екатерина Егошина.
«Существуют самые разные прогнозы на тему того, как мы будем питаться через 35 лет. Есть даже футуристические предположения, что мы будем есть некую питательную смесь из тюбиков. Уже сегодня необходимо задумываться об альтернативных способах производства продуктов, генетических исследованиях для пищевой индустрии, о более бережном отношении к ресурсам земли. Есть ли у нас необходимые технологии для решения проблем рынка FoodTech, законодательная база, кадры? К сожалению, пока вопросов больше, чем ответов», — сказала она.
Участники форсайт-сессии разделили проблемы пищевой индустрии на четыре группы: те, которые возникают при взаимодействии FoodTech с государством, потребителем, производством и наукой. Для каждой области эксперты попытались выделить главные задачи, которые необходимо решить в ближайшем будущем, и предложили решения. В дальнейшем эти положения отправятся на рассмотрение рабочей группе Национальной технологической инициативы по данному рынку.
FoodTech и государство
Несмотря на все имеющиеся государственные меры поддержки пищевой индустрии, существующее законодательство иногда только мешает развитию отрасли. Часто появляются дополнительные административные барьеры. Для России также специфично то, что в разных регионах могут быть разные правила работы на рынке пищевых продуктов. Промышленникам зачастую трудно найти необходимую информацию для легального расширения бизнеса в том или ином субъекте РФ и узнать о существующих государственных программах поддержки.
FoodTech и потребитель
Самое главное, что волнует потребителя — это качество продукта. К сожалению, не на всех товарах присутствует достоверная маркировка, а состав продукта может быть ложным. Несмотря на возрастающую популярность здорового питания, люди мало знают о его принципах. СМИ в этом деле не только не помогают, но и, наоборот, иногда провоцируют формирование негативного мнения вокруг определенных продуктов. Чтобы исправить это, необходимо с самого детства обучать людей культуре питания. Также эксперты отметили, что недопустимо выбрасывать с прилавков просроченную продукцию, а также уничтожать запрещенные к ввозу в Россию продукты. Вместо этого стоит создать специальные центры, куда будут свозить продукты с истекающим сроком годности и распределять их по социальным учреждениям либо продавать с большой скидкой.
FoodTech и производство
У производителей в пищевой индустрии возникают те же проблемы, что и у игроков других рынков: нехватка кадров, трудности с развитием малого бизнеса, недостаток свободных экономических зон, отсутствие устойчивых связей с университетами для проведения НИОКР. Вузу необходимо побуждать студентов активнее участвовать в проектах на предприятиях, а руководству университетов — рассказывать промышленникам об имеющихся научных возможностях.
FoodTech и наука
Помимо прочего, участники форсайт-сессии подняли вопрос о недостаточном финансировании научных исследований для предприятий пищевой отрасли. Главная проблема заключается в недостаточной популярности FoodTech и слабого понимания населением важности этой отрасли экономики. Из-за этого до сих пор происходит «утечка мозгов». Также внедрению инноваций на производства мешают устаревшие законы.
Мы спросили у участников мероприятия, какие проблемы сейчас возникают при внедрении инноваций на производства и взаимодействии «вуз-предприятие».
Светлана Давыденко, ведущий биохимик ООО «Пивоваренной компании „Балтика“»
«Конечно, вопрос внедрения инноваций всегда будет актуальным для любых производств. Другой вопрос, насколько представители вузов заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями. Зачастую так происходит, что студенты, научные сотрудники университета работают вместе с предприятием над каким-то проектом, но внедрить разработки не получается из-за снижающегося интереса исследователей. В результате мы не получаем ни моральной, ни материальной отдачи».
Валерия Иванова, руководитель PR и рекламы ГК «Лосево»
«Для молочных производств, а особенно для тех, которые используют натуральные продукты, вопрос внедрения научных разработок не стоит так остро, хотя мы всегда открыты сотрудничеству с вузами. Ведь пастеризация и использование заквасок, то есть технологии, которые сейчас всем понятны и известны, когда-то также были в новинку. Самая главная проблема, которую я вижу на сегодняшний день, — это отсутствие нормальной и слаженной коммуникации „вуз-предприятие“. Производителям сложно понять, что им может предложить тот или иной университет, потому что информация об этом не всегда находится в открытом доступе».
Денис Бараненко, руководитель международного научного центра «Биотехнологии третьего тысячелетия» Университета ИТМ
«Для пищевой отрасли также очень актуальна проблема ресурсоснабжения и сбережения. Именно поэтому образующиеся на предприятиях отходы должны не выбрасываться или идти на корм скоту, а перерабатываться для получения продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Например, в рыбных отходах очень много белка».
Владимир Филоненко, начальник производства ООО «Галактика»
«Наше производство изначально было оборудовано самыми современными установками, и сейчас для нас главное — это не ухудшить качество продукции. Для нас новые решения актуальны скорее не для основной линейки продукции, а для функциональных продуктов. Мы работаем над тем, чтобы создавать специальные молочные продукты для спортсменов. Самой главной проблемой является отсутствие сырья, потому что в Ленобласти практически разрушены фермерские хозяйства».