Что такое игровой урбанизм? Это способ вовлечь гражданское общество в управление урбанизированными территориями. Разрабатывать этот подход мы начали примерно пять лет назад. Тогда меня сильно впечатляла возможность применять различные медийные инструменты, чтобы сложные вопросы превращать в простые. Сейчас недостаточно просто быть архитектором или городским планировщиком. Поэтому мы начали сотрудничать с игровой студией.
Урбанистический гейминг… Почему это новый инструмент? Думаю, вы заметили, что за последние 10 лет популярность различных цифровых инструментов и игр растет все больше и больше. Все мы помним SimCity и другие симуляторы городской жизни. И это классный инструмент, чтобы интерпретировать и апробировать различные процессы изменения города. Так, я стараюсь заимствовать динамику и механику цифрового гейминга и применять эти элементы по отношению к городским процессам. Этот инструмент очень полезен для обучения урбанистов тому, как функционируют города и как происходит взаимодействие разных групп его жителей. А для самих жителей это возможность испытать свои идеи на практике.
Я начала с создания 3D-модели игры. То есть мы подошли к игре традиционным образом и создали физическую модель города. Игра представляет собой ходы и действия, которые выявляют связи между игроками, а эти связи, в свою очередь, влияют на состояние окружающей среды. Это намного интереснее, чем работа с двумерными инструментами, то есть чертежами, планами. Чтобы сделать игру, мы проанализировали популярные компьютерные игры, посмотрели, как люди взаимодействуют с пространством игры, друг с другом, и перевели эти механики в наш проект.
Кому может быть полезна игра? Во-первых, для политиков. Если политик не знает, насколько хорошо его предложение по изменению городской инфраструктуры, он может собрать фидбэк от жителей с помощью игры. Во-вторых, игра – это хороший источник данных о поведении горожан. В-третьих, это возможность для самих жителей высказать свои идеи, потому что в игре они свободны реализовывать даже самые необычные задумки, у них нет ограничений. В игре три основных принципа: коллаборация, соревновательность и строительство.
Моя цель при создании игры заключалась в том, чтобы объединить высокотехнологичные подходы в развитии урбанизированных территорий и подходы, которые связаны с принятием и ощущением реальности самими горожанами. Перед игроками стоит задача создать наилучшую среду для жизни. При этом они должны взаимодействовать друг с другом. Например, мы проводили большую игру в Берлине, в ней участвовали профессионалы в области дизайна, архитектуры, графического дизайна. Вместе они смогли опробовать идеи, которые возникали в коммуникации друг с другом.
Основной язык цифрового мира – это визуализация, поэтому все мы так любим играть в игры. Я хотела повторить визуальную парадигму в нашем игровом урбанизме. Ведь когда вам приходится работать вместе с людьми из других профессиональных областей, базовый язык, который универсален для переговоров любого уровня, – графический. Поэтому в игре важно, чтобы участники полностью погружались в специфику места, с которым играют.
Как идет развитие игры? Есть часть города, которую вы хотите создать. Для этого у вас есть набор сюжетов развития, то есть программ изменения, которые вы можете внедрять. Но при этом вы должны смотреть, как те или иные изменения затрагивают интересы других участников. Именно поэтому в игре предусмотрены четыре роли: это горожане, представители правительства, представители бизнеса, а также профессиональные урбанисты. Так, если вы хотите построить собственный город, вы должны коллаборировать друг с другом. То есть это многосторонний и интерактивный процесс: вы используете различные возможности, смотрите, как можно приспособить их к тем или иным пространствам, запросам других игроков.
Чтобы отслеживать, как меняется поведение игроков, мы также разработали мобильное приложение, где мы можем записывать их действия. С его помощью мы можем анализировать, что происходит на доске, а также собирать отзывы самих игроков. Так мы можем исследовать, какие проблемы кажутся участникам игры наиболее важными, где возникают точки преткновения. Например, если мы видим, что в какой-то момент реализации игрового проекта коммуникация становится напряженной, мы понимаем, что в реальной жизни необходимо проработать ситуацию, чтобы на практике этой напряженности не возникло.
Я всегда нацелена на то, чтобы в игре участвовали люди из разных сфер деятельности. Но проблема в том, что горожанам и в реальности, и в игре очень тяжело договориться друг с другом, особенно если они представляют разные социальные группы. Поэтому игра помогает им научиться взаимодействовать. Я обычно выступаю в роли модератора игры и действительно люблю побуждать людей больше сотрудничать, решать какие-то спорные задачи. Что важно, в игре люди не боятся проявлять открытость и искренность, высказывать какие-либо условия, но главное – они учатся коммуницировать друг с другом.
Что мы можем делать с данными, собранными во время игры? Мы можем дать людям поиграть с реальными планами развития города и посмотреть, какие варианты кажутся им наиболее приемлемыми. Мы можем играть в больших группах и проводить много игр, если требуется узнать общественное мнение по какому-либо вопросу, который поднимается в правительстве. Если же речь идет о каких-то локальных изменениях, то достаточно собрать несколько небольших группы жителей целевого района.
Однако надо учитывать, что пока далеко не всегда такой игровой урбанизм действительно помогает изменить реальную городскую среду. И проблема скорее в бюрократии. Например, результаты той игры, которую мы проводили в Берлине, уже два года ходят по кабинетам администрации. Ведь они должны быть оформлены в виде отчета, его должны рассмотреть местные управленцы, потом нужно рассчитать бюджет под требуемые изменения… Это долгий процесс.
Конечно, игра – это отличный образовательный инструмент для студентов, специалистов. В ней простые правила, поэтому вам не нужно быть профессионалом, чтобы понять ее. Здесь, правда, есть еще такой момент: нельзя заставить всех людей играть. Сначала на нее придут те, кто просто любит игры. Но, если мы сделаем этот опыт интересным для них, они расскажут своим друзьям, и те тоже захотят поучаствовать. Сложность еще и в том, что людям порой бывает сложно проецировать пространство игры на реальное пространство города. Но, в любом случае, хоть это и игра, она позволяет жителям и администрации города взглянуть на одни и те же проблемы с разных сторон.
После этой лекции Милена провела сессию игры для гостей, среди которых были не только студенты Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, но и профильные студенты из других вузов, а также работающие специалисты. Кроме того, с приветственным словом к гостям воркшопа обратился генеральный консул Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге Ханс Весселинг. Он подчеркнул, что через 10-20 лет большинство населения планеты будет жить в городах, поэтому важно именно сейчас начинать продумывать облики будущих городов. Он привел пример со своим родным городом – Гаагой: еще пару десятков лет назад это был маленький город, а сейчас он сильно изменился. Или город Эйндховен: десятилетия назад это был индустриальный город со множеством промышленных зданий, которые остались в наследство от компании Philips. Сейчас же это современный студенческий город, в котором старые промышленные объекты используются как функциональные пространства для нужд жителей.
«Мы живем в политически трудном времени, поэтому важно продолжать сотрудничать друг с другом на уровне культуры, образования, создания комфортной для жизни среды. Это также пути академического сотрудничества. Важно сейчас думать о будущем, развивать академические партнерства, в том числе по вопросам того, как именно будут жить города», – сказал Ханс Весселинг.