Человек-Паук: Через Вселенные
За последние десять лет аниматоры Sony Pictures Animation сделали трилогии «Монстров на каникулах»и «Смурфиков», а также печально известный «Эмоджи фильм», рейтинг которого закрепился на 8% на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes. И внезапно те же самые люди выпустили новый мультфильм про Человека-Паука, и не про одного, а про семерых. Критики встретили фильм достойно, зрители полюбили, «Золотой глобус» уже вручили — шансы на статуэтку Оскара колоссальные. Так в чем секрет успеха мультфильма, если говорить о технологиях?
«По сути, нашей задачей было бросить вызов всему процессу создания современного мультфильма и тому, чем мультфильм вообще может быть», — сказал один из трех режиссеров фильма Родни Ротман.
Создатели картины решили отойти от правил использования гладкого CG (высокоуровневый язык шейдинга, с помощью которого делают почти все популярные мультфильмы) и взять за основу комиксы 1960-ых годов. Аниматоры намеренно ограничили цветовую палитру и использовали метод рисования под названием «полутонирование» — оттенок и свет изображения передают точки и узоры разных размеров.
В CG объекты в кадре движутся плавно, а происходящее снимает как будто настоящая камера. В мультфильме авторы показывают движение с помощью волнистых линий и размазанных цветов. В некоторых эпизодах аниматоры уменьшали количество кадров в секунду, копируя небольшую задержку кукольных мультиков.
Но наибольшее отличие нового «Человека-паука» от привычных многомиллионных мультиков — мимика персонажей на экране.
«Одна из причин, почему читать комиксы настолько интересно, это то, как художники работают с линиями на лицах для лучшей передачи эмоций», — сказал руководитель команды по визуальным эффектам Дэнни Димиан.
Создатели использовали новое программное обеспечение, которое накладывало нарисованные от руки линии на 3D-модели героев. По сути, Sony Pictures Animation и Sony Pictures Imageworks (отдельная студия, работающая над спецэффектами) создали инновационный визуальный язык и новый пайплайн работы.
Революционность обошлась недешево. Из-за использования новой технологии производство шло дольше обычного — в большинстве анимационных продуктов на четыре секунду хронометража уходит неделя труда. «Через вселенные» требовали неделю на одну секунду экранного времени.
Стоил ли мультфильм стольких трудов — открытый вопрос. С точки зрения бизнеса, возможно, и нет: мультфильм очевидно недобрал в мировом бокс-офисе, зато после победы в «Золотом глобусе» руководители компании Sony подали заявление на создание патента. Согласно документу, новый способ анимации предполагает уникальные технологии рендеринга и композитинга, а также использование машинного обучения для облегчения работы с кадрами.
Пока неизвестно, сможет ли Sony зарегистрировать патент. Но тяжелая работа над проектом «Человек-Паук: Через Вселенные» уже поставила сотрудников Sony Pictures Animation в первые ряды аниматоров рядом со специалистами Pixar и Disney.
Суперсемейка 2
Еще один мультфильм про супергероев, который потребовал стойкости от создателей. Как вспоминает режиссер первой и второй частей «Суперсемейки» Брэд Берд, в конце девяностых глава Pixar Стив Джобс боялся отдавать историю семейства Мистера Исключительного в работу.
«В то время Стив был обеспокоен негативным отношением людей к комбинации супергероев и анимации, — рассказывает Берд. — За девяностые годы люди привыкли к дешевой анимации про супергероев — большую часть мультсериалов делали быстро и с маленькими бюджетами для утреннего субботнего телевидения».
Но Берд убедил Джобса в успехе проекта и его шансах изменить представления людей. Во многом — благодаря программному обеспечению Pixar под названием RenderMan. Этот движок определяет работу камеры, геометрию, материалы и освещение в кадре создаваемого мультфильма, используя трассировку лучей. Если говорить кратко, движок сам обрабатывает изображения с учетом трассировки лучей, глобального освещения и используемого материала. Потому Pixar и начали с мультфильма про оживших игрушек — в 1995 году, когда вышла «История игрушек», движок мог реалистично показывать материалы вроде дерева и пластика. С водой и более сложными текстурами возникало больше проблем, как показал второй мультфильм студии «Приключения Флика».
Но с годами компьютерная мощь Pixar нарастала, RenderMan получал апгрейды, и мультфильмы становились все реалистичнее.
RenderMan используют и другие студии. Знаменитая студия спецэффектов Industrial Light & Magic (все части «Звездных войн»), Walt Disney Animation Studios («Холодное сердце»), Blur Studio (вступление к фильму «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера и CG-трейлеры к видеоиграм).
В России RenderMen использует студия анимация «Петербург», создатели «Смешарикиков». Используя технологию Pixar, российские мультипликаторы сделали и оригинальный мультсериал, и все последующие полнометражные продолжения.
Но, в отличии от Pixar, «Петербург» не получили номинацию на «Оскар» за лучший мультипликационный фильм. Знаменитую студию, основанную Стивом Джобсом, ругали в последние годы за возвращение к проверенным франшизам и боязнь новых идей. Однако «Суперсемейка 2» доказывает обратное. Если первая часть смогла изменить представление широкой публики об анимационной супергероике, то сиквел укрепил репутацию самой Pixar. Аниматоры не просто продолжают оригинальную картину 2004 года, а обновляют положение персонажей в сюжете и технологическое исполнение согласно последним мировым тенденциям.
В 2015 году Pixar выпустили бесплатную версию движка RenderMan. Ее может можно скачать здесь.
Остров собак
Конечно, обновление двадцатилетнего софта и копирование визуального стиля комиксов прошлого века — трудоемкие задачи. Однако кукольная анимация требует ручного труда и пристального внимания к самым мелким деталям.
2 000 кукол и 700 отдельных лиц для них потребовалось вырезать для разработки нового анимационного фильма Уэса Андерсона. Режиссер, известный вниманием к деталям и уникальным визуальным стилем, вернулся к аниматорам, уже задействованным в его первом полнометражном мультфильме, «Бесподобном мистере Фоксе», и опять попросил их сделать невозможное.
Процесс создания кукол проходил в несколько этапов. Сначала — скульптура из пластилина, затем — слепок, после — каркас из металла, «скелет», благодаря которому конечностями кукл можно реалистично двигать во время съемок. Каркасу нужно было придать финальную форму с помощью силикона, а потом еще и раскрасить с учетом самых мелких деталей. Один из членов команды аниматоров вручную нарисовал 22 000 веснушек на всех сменяемых лицах героини мультфильма.
Но самое сложная часть продакшена касалась работы с мелкими деталями и мехом. К куклам собак аниматоры вручную приклеили миллионы настоящих ворсинок. То же касалось и волос на головах персонажей-людей.
На создание минутной сцены готовки суши «от первого лица» ушло восемь месяцев. По словам главы отдела кукол Энди Гента, эпизод «сломал» двух сотрудников из-за фанатичного внимания к деталям, к которым ранее в индустрии не присматривались. К примеру, как надеть на руку перчатку в кукловой анимации? Подготовить несколько разных перчаток — плоская, натянутая, почти натянутая — и сделать по кадру с каждой.
«Остров собак» состоит из тысячи подобных деталей и подвигов аниматоров. Как и в создатели «Человека-паука: Через вселенные» и «Суперсемейки 2», эти люди смогли оживить персонажей на экране и заново подошли к стандартам создания мультфильмов. Кто из них выиграет заветную статуэтку «Оскар» — пока открытый вопрос. Однако каждая из команд достойна признания и уважения за проделанный труд.
91-ая церемония вручения премии «Оскар» пройдет 24 февраля 2019 года.