Цель хакатона — помочь студентам составить представление о профессиях в IT и сделать осознанный выбор траектории профессионального развития. По словам организаторов, сейчас перед молодыми специалистами открыто множество направлений работы по специальности, среди которых тестирование, сетевое администрирование и многие другие. На соревновании студенты могли попробовать себя в различных ролях и понять, что им ближе. Участие в мероприятии засчитывается как учебная практика.
«Практика — это важная часть процесса обучения в рамках подготовки специалистов любых направлений. Это шанс пробудить в студентах интерес к их профессии, применив всю полученную теоретическую базу на практике. Поэтому для меня как организатора было особенно важно, чтобы оно было интересным и полезным для всех участников. Формат проведения практики был выбран не случайно. Хакатон – это отличная возможность научить студентов работать в команде, правильно распределять обязанности, устанавливать временные рамки, оценивать свои силы в реализации идей и многое другое. Кроме того, студенты могли выбрать не только какую-либо из тем, предложенных организаторами, но и предложить свою, что тоже является несомненным плюсом, так как каждый мог углубиться в сферу, в которой ему будет интересно развиваться. Мы поддерживали все идеи и начинания, всегда были готовы дать совет и помочь при возникновении проблем в процессе работы», — рассказывает главный организатор мероприятия, ассистент факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО Антон Говоров.
Хакатон проходил в течение двух недель и состоял из мастер-классов и самостоятельной работы участников, в рамках которой было необходимо создать готовый программный продукт. Студенты могли выбрать одну из предложенных тем либо предложить свою. Организаторы, которыми выступили ассистент факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО Антон Говоров, ведущий инженер факультета инфокоммуникационных технологий Елизавета Кобец, доцент ФИКТ Наталия Горлушкина и заместитель декана ФИКТ Антон Супрун, скоординировались с различными организациями в Петербурге, которые имеют потребности в разработке IT-решений в различных областях. В итоге сотрудничать согласились культурно-просветительский проект «Неизвестный Петербург», Благотворительный Фонд «Светлый мир» и маркетинговое агентство Zolle.
16 февраля состоялось закрытие хакатона, на котором все участники представили свои проекты перед независимым жюри. Экспертами выступили сторонние специалисты из IT-индустрии: программист в Tektosoft LLC Максим Антонов, продуктовый дизайнер Aviasales.ru Юрий Ибраев, инженер интерфейсов в enapter.com Влад Косинов и руководитель отдела фронтенд разработки в kupibilet.ru Антон Федянин.
«В отношениях между вузами и рынком труда особо выделяется вопрос взаимного восприятия, — делится мнением о хакатоне член жюри Влад Косинов. — Грань этого восприятия проходит между радикальным мнением студентов о переоцененности образовательных программ и дефицитом соискателей с хорошей подготовкой. Прямой диалог между студентами и компаниями вносит поправки в ожидания обеих сторон, обнажая, с одной стороны, фактический уровень подготовки студентов и нехватку кадров с другой».
Проекты студентов-победителей
Третье место занял проект с идеей от самих студентов — приложение Flodgy, которое позволяет пользователям делиться понравившимися товарами.
«Flodgy – это не социальная сеть вроде Instagram и не рыночная площадка, как “Авито” и Ali Express. Мы позиционируем проект как нечто большее. С помощью нашего приложения люди смогут легко поделиться понравившейся покупкой и найти товары по душе. Чтобы заинтересовать юзеров, мы добавили возможность зарабатывать. Пользователь может добавить реферальную ссылку на магазин к посту и получить процент с продаж. За модерацию контента отвечают сами пользователи: они голосуют за лучшие посты и поднимают тем самым их в ленте», — рассказывают авторы приложения: Александр Носоченко, Владислав Пивош и Алексей Воронов.
Первое и второе места поделили между собой две команды с совершенно разными кейсами. Команда «Индусы» представили приложение для городского ориентирования, а «Форс-мажоры» — Telegram-бота для поиска наиболее дешевых ж/д билетов.
«Каждый из нас сталкивался с необходимостью покупки ж/д билетов, причем многие бы хотели иметь возможность полностью автоматизировать процесс приобретения билетов, затрачивая на него меньше личного времени. Поэтому мы решили реализовать возможность подбора и покупки билета в одном из популярных мессенджеров», — рассказывают участники Хакатона Андрей Зимарин, Александр Рейбанд и Никита Максимов.
Для достижения цели студенты провели парсинг (выборочное извлечение большого количества информации с других сайтов и ее последующее использование) сайта tutu.ru с помощью языка программирования Python и его различных библиотек. В итоге созданный бот получает информацию от пользователя, анализирует предложения в Интернете и предлагает самый быстрый и самый дешевый маршруты.
Другой проект-финалист — мультиплатформенное приложение для городского ориентирования. Согласно идее создателей Ильи Закаулова, Ростислава Нурдинова, Максима Пахмурина и Дениса Арлакова, сайт поможет жителям Петербурга узнавать новые интересные места в городе в игровом формате. Зарегистрированные пользователи смогут выбирать квесты и отправиться на прогулку. Сейчас приложением заинтересовались несколько петербуржских школ.
Кроме того, члены жюри отдельно выделили индивидуальные проекты, призванные помочь в процессе обучения. EduCI от Дениса Терещинко позволяет сэкономить время преподавателей при проверке лабораторных работы и дает студентам моментальный фидбек. Иван Якушев настроил модуль для сбора и анализа различных метахарактеристик пользователя с целью выявления аномалий при прохождении онлайн-курсов.
Авторы Flodgy, Telegram-бота для поиска ж/д билетов, приложения для городского ориентирования, а также авторы индивидуальных проектов EduCI и модуля аналитики метахарактеристик пользователя получили специальные призы от членов жюри — пауэрбэнки.
«Результаты нас, несомненно, порадовали, — делится Антон Говоров. — Они показали, что студенты обладают достаточно высоким уровнем профессиональной подготовки уже после трех семестров обучения в университете. Стоит также отметить, что по сравнению с прошлогодним хакатоном средний уровень представленных проектов был выше, и мы не увидели слабых работ. Студенты были увлечены разработками и демонстрировали действительно глубокие знания по своим темам».
По словам Елизаветы Кобец, одного из организаторов, в 2020 году они продолжат привлекать спикеров с уникальными знаниями и компетенциями в IT и предлагать вместе с представителями бизнес-сообщества интересные задачи для студентов.