В Университете ИТМО вы впервые и сразу читаете курс лекций. Это выдержка из курса, который вы преподаете в Университете Аалто?
Это комбинация трех курсов. В Финляндии я преподаю курс «Устойчивое моделирование условий эксплуатации» (Environmental Engineering), он о методах достижения устойчивого развития, его оценки и контроля. Второй курс – «Анализ рисков», а третий курс, ныне не существующий, – «Экономика замкнутого цикла» (Circular Economy – циркулярная экономика). Именно последний курс акцентировал внимание на управлении отходами. Я попыталась объединить лучшее и самое важное из трех курсов – так получился интенсив.
Когда в Финляндии начался процесс сортировки и переработки отходов, кем он был инициирован?
Основное развитие этот процесс получил тогда, когда Европейский Союз озаботился этим вопросом, однако и задолго до этого в Финляндии сортировали некоторые виды отходов, например, бумагу, стекло… В стране действовала система возврата стеклянных бутылок для дальнейшей переработки. Все это существовало до громких инициатив ЕС, однако в связи с растущей заинтересованностью ЕС эта деятельность, конечно, получила большее развитие и поддержку на массовом уровне. Появились и официальные директивы, которым мы должны следовать, демонстрируя свои результаты. Однако начало этому процессу было положено задолго до того, как ЕС взял курс на экологичность.
Сегодня часто говорят о том, что в Финляндии и Швеции 98-99 % отходов перерабатываются. Правдива ли эта цифра и насколько тяжело было к ней прийти?
Видите ли, редко говорят, что именно включает эта цифра. Например, показатели переработки отходов не включают сжигание отходов, которое дает энергию. Сегодня большая часть несортированного мусора не перерабатывается и направляется на сжигание. В столичном регионе (регион Хельсинки) у нас расположена энергетическая установка, которая работает за счет сжигания такого мусора.
При этом, если совместить показатели переработки и восстановления энергии, цифра может соответствовать действительности. Также надо понимать, идет ли речь только о твердых бытовых отходах или о промышленных тоже. К слову, у нас в стране есть свалки, поэтому мы вовсе не идеальны в плане управления отходами, хоть эти свалки и принимают сейчас небольшое количество отходов.
Небольшое количество мусора – это то, что совсем не переработаешь и не превратишь в энергию. К тому же есть много регламентирующих моментов и критериев по поводу таких свалок.
В каких сферах используются переработанные твердые бытовые отходы? Какие есть общие направления?
Все довольно очевидно. Бумагу мы используем снова в бумажной сфере. Со стеклом были некоторые проблемы: когда мы только начали его перерабатывать, не существовало рынка его вторичного использования. Люди стали понимать, что есть огромные кучи стекла на свалках, которое никак не используется, это очень демотивировало. Сейчас такой проблемы нет.
Биомусор используется в компостировании (Компостирование – это аэробный, природный процесс разложения органических веществ различными видами грибков и бактерий, в результате чего пищевые и садовые органические отходы, превращаются в почвоподобный материал, который и называется компостом – прим. ред.). Однако рынок для компоста не очень большой, а сам способ переработки очень дорогой. Кроме того, в сельском хозяйстве компост использовать нельзя, поэтому мы теряем значительную долю рынка.
Лучше дела обстоят с металлами, потому что они действительно востребованы. Это очень ценный ресурс, и он отлично идет на переработку.
На Европейский Союз часто смотрят как на идеальный пример управления отходами, однако, наверно, все не так просто? Какие проблемы сегодня существуют в Европейском Союзе и Финляндии в этой сфере?
Если мы говорим о твердых бытовых отходах, то самое сложное – изменить парадигму мышления, заставить людей сортировать мусор. Есть попытки обучать людей постоянно, начиная с детского сада и школы, и они увенчались успехом. Уже в школах мы видим экологическую осознанность, чего о старшем поколении не скажешь. Возможно, мое поколение и люди старшего возраста – те, кто родились в послевоенное время, почувствовали повышение уровня доходов, и это неминуемо привело к увеличению вещей, товаров, к устойчивой парадигме постоянного потребления. Многие до сих пор живут с таким мировоззрением. В это же время молодое поколение понимает, что оно уже не может себе позволить так себя вести. В этом разница подходов.
Как обстоят дела с адаптацией мигрантов к экологической политике ЕС? Тысячи приезжих ранее не сортировали мусор в своих странах, существует ли проблема с их эко-адаптацией? Как такие проблемы разрешаются? Специальными программами, образованием…?
Это действительно проблема. Появляются кампании, направленные на знакомство с управлением отходами в тех местах, куда приезжают мигранты. Также начинаем мы с самого простого – создания специальных инструкций на нескольких языках. Если ты не понимаешь язык, ты не узнаешь, как надо делать. В этом смысле среда адаптируется под мигрантов, разговаривая с ними на их языке. Однако вопрос на повестке дня: как поменять сознание людей, которые никогда подобным не занимались и даже не видели примера?
В Финляндии с такой проблемой тоже столкнулись, но в гораздо меньшей степени, чем в других странах, той же Германии или Швеции. Стандарты жизни в Финляндии выше, чем в Германии, а квоты на принятие мигрантов ниже. Также есть разница в принимаемом контингенте, так, люди у которых есть разрешение ехать в Финляндию, могут быть высоко образованными и легко адаптироваться к новой среде, понимая ценности общества.
Вы сказали, что в Финляндии раздельный сбор мусора существовал задолго до официальной политики по раздельному сбору мусора в ЕС. В СССР была похожая ситуация: существовал раздельный сбор мусора, но он так не назывался. Люди сдавали стекло, бумагу и другое. Потом эта практика перестала быть массовой, и за последние 10 лет в России сначала активисты, а потом и просто сознательные граждане стали инициировать создание точек приема вторсырья. Результатом стала интерактивная карта точек сбора вторсырья Recyclemap.ru. Как вы думаете, как должен происходить процесс возникновения культуры раздельного сбора мусора – сверху или снизу?
Конечно, в этом процессе необходим контроль правительства хотя бы потому, что должен быть создан рынок для переработанного вторсырья. Необходимо понимать, если вы сортируете мусор, что с ним случится потом, кто его купит? Такие игроки на рынке вообще есть? И правительство должно выступать в роли посредника между жителями и теми, кто приобретет потом результаты переработки. В таком случае возникает рынок.
Многие люди в России не верят, что после сортировки мусора отходы вообще будут переработаны и не угодят в общие свалки….
Об этой проблеме я и говорю – люди должны быть уверены, что их труд имеет конечный результат.
Мы видим, что ЕС и страны Скандинавии, в частности, добиваются серьезных результатов, проводя грамотную политику управления отходами. Есть ли опасение у этих стран по поводу стран-соседей или просто других государств, у которых с мусором очевидные проблемы - Индии, России, Бразилии? Ведь захоронения отходов влияют на загрязнение воды, почвы, а у России и Финляндии есть общие водные ресурсы. Возможна ли ситуация, в которой однажды страны Европы потребуют от России проводить определенную политику в экосфере?
Россия действительно очень большой игрок на многих рынках, и зачастую сложно оказывать влияние на такие крупные страны. Лично я не думаю, что возможна ситуация, когда кто-то угрожающе попросит соблюдать экологическую политику. Если мы говорим об управлении отходами, то в данном случае очень много локальных проблем. Разумеется, есть и глобальное влияние на изменение климата, потому что выбросы со свалок очень влияют на состояние экосистемы. Но эта история больше про местные проблемы, которые ощущаются в данный момент людьми, которые живут в экологически неблагоприятных условиях. Именно поэтому одни страны, скорее всего, не станут диктовать другим, как себя вести.
При этом я знаю, что президенты наших стран не так давно обсуждали проблему управления отходами, то есть проблема осознается на самом высоком уровне. Возможно, идея о том, что кто-то со стороны повлияет на ситуацию, звучит как некое спасение, но инициатива должна исходить от населения России, потому что реальная власть в этом вопросе и сложившейся проблеме у них в руках. И только потом политики смогут что-то сделать со своей стороны в качестве законодательного акта.
На самом деле это нормальная практика, когда именно население начинает выражать беспокойство по поводу ситуации с мусором, а представители власти поддерживают их. Например, в Финляндии последние пару недель прошли демонстрации, в которых участвовали молодые люди с требованием к правительству не только обсуждать проблему изменения климата, но и принимать меры. Молодежь пытается разбудить правительство.
Во всем мире активно обсуждают проблему использования пластика. Проводится ли у вас какая-то политика ограничения использования пластика в разных индустриях, например, пищевой, промышленной или индустрии красоты?
У нас нет специальных программ, которые бы заставляли производителей перечисленных отраслей уменьшить количество используемого пластика. Правда, есть директивы ЕС о замене пластика на другие материалы, которые могут подходить по характеристикам. Конечно, мы следуем этим правилам.
В Финляндии работает добровольный механизм со стороны самих компаний, например, разные магазины участвуют в акции «Зеленая сделка», в рамках которой они обязуются использовать лимитированное количество пластиковых сумок. К таким магазинам относится известный в России «Стокманн». Говорят, им удалось снизить количество используемых пластиковых сумок до 90 %. Подробнее о «Зеленой сделке» можно прочитать здесь.
Мы не можем запретить использовать пластик, если нет никакой альтернативы. При этом многие компании сегодня переходят на экоформат, потому что общественность реально обеспокоена проблемой пластика, и для компаний это становится фактором имиджа.
Сегодня во многих странах все еще не существует раздельного сбора отходов. Разрабатываете ли вы какие-либо рекомендации для стран, которые только вовлекаются в процесс раздельного сбора мусора?
На индустриальном уровне мы имеем несколько успешных примеров получения выгоды от переработки, эти примеры вполне можно тиражировать за рубеж. Однако, как я уже сказала, этим должно заниматься, в первую очередь, правительство. В противном случае это не сработает.