Личный драйв бизнесмена
Дарья Хельштейн не только преподаватель дисциплин soft skills — в частности, искусства публичных выступлений, ораторского мастерства и сторителлинга — но и предприниматель с 13-летним опытом, за плечами которой два успешно развивающихся бизнеса.
Воркшоп — который собрал больше 60 студентов бакалавриата и магистратуры — Дарья начала с того, как важно найти правильную мотивацию и стимул, который будет давать ресурс на такое сложно и рисковое дело как предпринимательство. Осознание, для чего именно человек хочет заняться бизнесом, какие свои потребности он хочет решить, подчас даже важнее, чем собственно бизнес-идея.
Потребность ли это в самореализации, признании, личной свободе, комфортной и богатой жизни или это путь к воплощению глобальных идей, которые перевернут мир, или монетизация своего хобби или увлечения — совершенно неважно, что именно движет начинающими предпринимателями, главное — честно решить это для себя и сделать своей отправной точкой.
Три шага к успеху
Сам процесс генерации идей состоит из трех шагов. Первый — это определение сферы, в которой вы планируете начать бизнес. Причем выбирать лучше всего ту область, которая интересна лично вам, в которую вы уже достаточно погружены и за которой активно следите. Если почитать биографии выдающихся людей и изучить кейсы наиболее успешных компаний, то выяснится, что чаще всего начиналось все с какой-то конкретной мечты, личного драйва и интереса к теме.
Второй шаг — это поиск проблемы, характерной для данной сферы, той потребности, которая все еще не закрыта у целевой аудитории, или закрыта недостаточно эффективно. Собственно, третий шаг — это анализ уже существующих на рынке предложений. На этом этапе главная цель — определить, что вы можете предложить, и чем ваше решение будет лучше всех остальных, как оно сможет заинтересовать потенциальную аудиторию.
Другой путь, по которому можно отправиться в поиске релевантных идей — это анализ всего существующего рынка и выявление той ниши, которая в настоящий момент пустует. В этом случае полезно обратиться к собственному опыту и подумать, а чего не хватает именно вам, с чем вы испытываете проблемы или трудности в повседневной жизни?
При всем при этом, как подчеркнула Дарья, самым востребованным направлением в последнее время стал социальный бизнес — то есть такой, который решает реальные проблемы бедности, экологии, здоровья, незащищенных групп населения и так далее. Именно за социально ответственным бизнесом стоит будущее — в скором времени ни один бизнес без такой социальной составляющей не сможет продвигаться на международных рынках. Он и сейчас наиболее востребован, хорошо окупается, а уже существующие бизнесы стараются переформатироваться под новые стандарты и реалии. Так что уже сейчас, планируя начинать свое дело, необходимо продумать его социальную полезность.
Брейншторминг
Вторая часть мероприятия была полностью отведена на практику: ребята разделились на несколько команд, каждая из которых отвечала за одну из сфер экономики. Перед началом работы Дарья, на правах координатора, дала несколько напутствий. Во-первых, не бояться делиться идеями, даже если они кажутся глупыми, ведь из десятка бредовых предложений, одно точно будет жизнеспособным. Во-вторых, каждую бизнес-идею нужно тестировать на социальную составляющую: как именно решение может помочь людям или окружающему миру. И, в-третьих, при презентации своих гипотез нужно со всей серьезностью отнестись к вопросам от аудитории — именно они дадут четкое понимание, в какую сторону можно развивать идею дальше.
В итоге ребята сформировали восемь команд и представили свои проекты, которые призваны решить проблемы в области экологии, фудтеха, образования, финансов и ИТ. Так, был придуман пауэрбанк, который заряжается от шума. В его основе — вибрирующая мембрана, которая колеблется под действием звуков и генерирует электроэнергию. В будущем такую же технологию можно будет внедрить в ЗСД: благодаря таким мембранам может не только обеспечиваться освещение трассы, но и подзарядка электромобилей.
Еще одной глобальной идеей стало решение проблемы голода и недостатка питьевой воды в Африке: ребята придумали систему полного цикла, основанную на солнечных батареях, фильтрации воды из океана и гидропонном способе выращивания овощей.
Одна из команд подняла очень актуальную, но мало обсуждаемую сейчас тему утилизации и переработки контейнеров от еды. Многие, особенно во время карантина, перешли на доставку готовой еды, в которой чаще всего используется сложно- или вовсе не перерабатываемая упаковка вроде фольги и сложных сочетаний пластика. Ребята предложили решение проблемы в два этапа: сбор пустых контейнеров самой службой доставки и стимулирование клиентов дополнительными скидками, и использование биоразлагаемой упаковки вроде целлюлозы. Еще одним экологичным предложением стало использование сапропели из осушаемых водоемов в качестве биогумуса и замены вредным удобрениям — фосфатам и нитратам. Так, по мнению ребят, решается проблема истощения почв и вредных по составу продуктов.
Целых два проекта были посвящены образованию. Один из них — платформа для поиска возможностей обучения за рубежом с гибкой системой подбора, актуальными фильтрами (например, по частичной или полной стипендии, языковым тестам и необходимым для поступления баллам), индивидуальными траекториями. Другой проект связан с технологией дополненной реальности, которая будет анимировать информацию из учебника — например, показывать сцены исторических битв или визуализировать концепты из физики. Так, по мнению авторов, ученики будут гораздо эффективнее усваивать информацию.
Интересно, что несмотря на то, что воркшоп проходил скорее в игровой форме, некоторым командам удалось прийти к таким идеям, над которыми они уже готовы начать работу в Преакселераторе.