Екатерина Доронина — выпускница программы «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения». За два года магистратуры ей удалось поучаствовать в постановках танцевального студенческого клуба «FLAME», театральных и танцевальных фестивалях, съездить в Израиль, Испанию и Португалию, а также пройти стажировку в Лаборатории новых медиа Новой сцены Александринского театра.
Поговорили с Екатериной о ее карьере, поиске себя, а также о неопределенности как неотъемлемой составляющей жизни.
О выборе профессии и первом образовании
Я междисциплинарный дизайнер с основным направлением в графическом дизайне. На протяжении девяти лет я изучаю сферу интерактивных медиа, три с половиной года я проработала в музейно-образовательной и театральной индустриях. Сейчас я живу в Москве, работаю на фрилансе и занимаюсь в основном графическим дизайном.
Первое образование я получила в Политехе по специальности «Прикладная информатика в дизайне», сейчас бы я назвала это направление «Digital Design». Изначально нашу профессию задумывали под людей, которые будут делать компьютерные игры. У нас было очень много дисциплин: дизайн и композиция, академический рисунок и живопись, 3D и анимация, программирование на C++ и Java — в общем, все подряд.
Мне всегда нравилось выражать себя через тело и движение. Я танцую с детства, при этом пойти после школы учиться в какой-нибудь театральный институт мысли не было — это казалось чем-то несерьезным.
Плюс, я училась в физмат классе и в целом считала себя — и продолжаю считать — человеком с техническим складом ума. Я думала, что мне вряд ли подойдет что-то творческое, но душа все равно просила самовыражения. Я понимала, что не смогу учиться на физическом, математическом факультете или чем-то подобном. Так что, получается, я нашла своего рода лазейку.
При этом мне пришлось уехать из родного Калининграда, хотя я этого никогда не планировала. Калининград я всегда очень любила — до сих пор считаю его отличным местом для жизни. Но увидев специальность, которая меня зажгла, я решила переехать в Питер, несмотря ни на что.
Конечно, я ни разу об этом не пожалела, ведь переезд открыл мне целый новый мир — мир взрослых людей, где нужно учиться вести самостоятельную жизнь, выстраивать социальные связи, научиться понимать самого себя и не бояться себе признаться в том, что чего-то не знаешь или не понимаешь.
Об обучении в ИТМО
После того, как я выпустилась из Политеха, у меня было ощущение, что я узнала из всех сфер по чуть-чуть, а что с этим делать дальше — совершенно непонятно.
Мне хотелось сохранить баланс между чем-то техническим и чем-то творческим. Я наткнулась на специальность «Мультимедиа-технологии в искусстве театра, кино и телевидения» в Университете ИТМО. Эта формулировка меня зацепила, потому что она была на границе таких, казалось бы, разных миров. Я поступала с мыслью, что буду ближе к театру и при этом стану сильнее в программировании, потому что ИТМО, конечно, сразу ассоциируется с ИТ-сферой.
Когда я поступала, думала, что буду просто ходить на пары, чему-то учиться, узнавать новое. Но оказалось, что магистратура учит именно самостоятельности, учит ставить самому себе задачи, находить способы их решения — и защищать свой результат перед другими.
Конечно, есть наставники и помощники, но никто уже не приносит знания на блюдечке. Самое классное, что общение с преподавателями идет на равных — не в том смысле, что их авторитет падает в твоих глазах, наоборот, ты чувствуешь себя более уверенным в себе человеком, способным решать задачи самостоятельно. Это придало мне сил, и было больше про настоящую реальную жизнь.
Опыт такого общения очень мне пригодился в моей дальнейшей работе, когда мне надо было учиться правильно общаться с заказчиками — на равных, а не с позиции всезнающего эксперта или, наоборот, на все согласного исполнителя.
О важности социальных связей и об увлечении танцами
Чем для меня особенно ценен период обучения в ИТМО — это люди, с которыми я столкнулась. В тот момент я думала убрать из своей жизни важную ее составляющую — танец и самовыражение через тело. Решила, что я повзрослела, и мне это больше не нужно. Но оказалось, что баланс между техническим обучением, карьерой и творчеством для меня все-таки очень важен.
Я решила прийти на обычное занятие в студенческий танцевальный клуб ИТМО — «FLAME». Ничего особенного я тогда не ожидала — до этого у меня уже был сомнительный опыт участия в танцевальном клубе. Но когда я попала на это занятие, увидела людей, которые горят своим делом, при этом открыты ко всем людям и полны желания делиться всем, что они делают — я была просто поражена. Это была именно та энергия, которой мне так не хватало все это время, и я сразу стала частью команды.
С самого начала команда танцоров доверилась мне, и я ставила номер для конкурса, а позже мы с девочками (которые и сейчас работают танцевальными педагогами в ИТМО) создавали и судили «Танцевальный фестиваль ИТМО». С ними же мы участвовали в городских фестивалях и театральных постановках от лица университета.
Главным тренером была Лиза Некрасова, и как-то плавно я перетекла в ее танцевальную компанию «Например». Мы делали серьезные, сложные постановки, к которым готовились по четыре-шесть часов в день, но все это меня ужасно захватывало, я была счастлива, что нашла этих людей именно в университете.
Учась в магистратуре, параллельно я занималась версткой графических материалов для образовательных роликов и заработала на танцевальную поездку в Израиль с мировыми хореографами. После чего еще несколько раз ездила по программе DASS (Dance Academy Season School) в Барселону и Португалию.
О Лаборатории новых медиа и виртуальном спектакле в качестве дипломной работы
Когда я поступала, думала, что нас будут отправлять на практику от университета в театр — была договоренность с Новой Сценой Александринского театра. Но выяснилось, что на тот момент эта тема уже не поддерживалась, и тогда мы с моей одногруппницей нашли сами возможность туда попасть — через Лабораторию новых медиа, это был первый их набор. Но все-таки нельзя сказать, что ИТМО мне никак в этом не помог, ведь именно благодаря университету я попала в эту сферу — мультимедиа в театре — и в принципе этим всем заинтересовалась.
На Новой сцене, конечно, происходило много интересных вещей. Вообще, у всех нас было ощущение себя какими-то магами: все вокруг такие творческие, погруженные в искусство, далекие от бытовых вещей. Мы делали что-то максимально абстрактное и непонятное. Нас учили работать с виртуальной реальностью, видеомэппингом, видеоартом, захватом движений — при этом мне очень пригодились мои навыки, полученные в Политехе.
С одним из режиссеров, с которым мы работали над постановкой, мы решили сделать виртуальный спектакль по мотивам «Превращения» Кафки. Я хотела сделать так, чтобы человек в VR-очках смог почувствовать на себе, как он превращается в насекомое.
Но у режиссера эта тема как-то быстро ушла, а я же решила продолжить работу в качестве магистерской диссертации. Суть эксперимента была в том, чтобы проверить, насколько вообще человек в VR чувствует изменения: при увеличении или уменьшении картинки будет ли он действительно ощущать, что уменьшился или увеличился?
Мой научный руководитель тоже был очень увлечен этим исследованием и очень активно мне помогал. В этот период, когда я была между сильно творческим и сильно техническим посылом, я поняла, что меня тянет во что-то более структурированное, что я хочу видеть результат своей работы и понимать, что он точно случится, что мне нужно больше конкретики.
О первой работе и сотрудничестве с музеями
Когда мы были на стажировке в Александринском театре, мы узнали про компанию Ascreen, которая поставляет все оборудование, включая проекторы, интерактивные столы и прочее — нас водили туда на экскурсию. Оказалось, что ребята занимаются не только оборудованием, но и сами делают мультимедийный контент для различных коммуникационных пространств: от торговых залов, до выставок и музейных экспозиций. В тот момент я подумала, что интересно было бы поучаствовать. Но тогда у меня было написание диссертации, плотные занятия в танцевальной студии — я хотела сосредоточиться на этом.
Когда закончилось мое обучение, я вспомнила про эту компанию, попробовалась туда, прошла собеседование, и меня взяли. Последние три года я проработала там. На протяжении всего этого времени у меня постоянно менялся пул задач. Как раз моя мультидисциплинарность и многозадачность оказались очень в тему: нужно было составлять презентации, концепции, продумывать идеологию. Мне пригодились и навыки анимации, и 3D, и верстки — то есть все, что я знала.
Первые полгода работала таким креативным дизайнером: мы продумывали концепции для пространств, предлагали дизайн экспозиций, продумывали идеологию. Там были жесткие дедлайны, мы постоянно задерживались на работе допоздна, почти никогда ничего не успевали из-за большого объема.
Потом я перешла в отдел непосредственно создания контента, начала работать уже по понятным концепциям и ТЗ, то есть это были уже реальные вещи, которыми пользовались люди. Я чувствовала гораздо больше ответственности за свое дело.
В прошлом году я работала над своим самым крупным проектом — для музея космонавтики. Я делала дизайн приложения для интерактивных панелей и интерактивного стола. Было очень много информации, огромные архивы, посвященные советским космонавтам — я прям сильно погрузилась в эту тему.
Тогда я поняла, насколько мне важна глубина проекта, над которым я работаю, а также свобода от контроля и самостоятельность в работе. Я поняла, что мне интересно, когда я чувствую какую-то социальную сторону своих работ, мне важна их нужность людям.
Переезд в Москву и сообщество Ladies, Wine & Design
В 2020 году я решила переехать в Москву. Конечно, было непросто оставлять собранную по крупицам жизнь в Питере длиной в восемь с половиной лет, но это был очередной новый виток в моей жизни. Так получилось, что мы с моим молодым человеком переехали как раз в тот момент, когда все закрылось — мы оба работали из дома и выходили наружу буквально раз в неделю.
И вот в тот момент у меня в очередной раз случилось осознание, насколько мне важна социализация. Когда у меня не случается какого-то обмена с людьми — для меня это прям внутренний кризис. Это были непростые месяцы, так что в конечном счете я пришла к решению, что работать удаленно мне не очень комфортно, и что я хочу полностью погрузиться в московскую среду.
В начале лета я уволилась из своей фирмы. А с сентября начала искать, что есть в Москве. Так я попала в команду Ladies, Wine & Design — это коммьюнити, которое подсвечивает специфику работы в профессии именно с женской стороны. Там рассматривают множество психологических вещей, которые возникают в работе, например, внутренняя самокритика, синдром самозванца, учат заботиться о себе, быть внимательным к своим состояниям и так далее.
Участие в команде сообщества помогает мне смотреть за тем, что происходит в профессии, находить контакты, чувствовать других людей. Я стала больше углубляться в психологию и в тему синтеза тела и психики.
В основное время я работаю над проектом, связанным с управленческим и психологическим консультированием, продумываю визуальную сторону бизнеса ― от логотипа до сайта. И я понимаю, что это та тема, которая меня больше всего заряжает сейчас, я даже задумываюсь о создании собственного проекта о гармонизации здоровья, опираясь на знания из психологии и телесных оздоровительных практик.
Дизайн как коммуникация
Сейчас дизайн интересен мне не столько с эстетической точки зрения, сколько с точки зрения построения бизнеса, более аналитической его стороны. То, что в профессиональных кругах называется UX/UI. Около двух лет назад я проходила очные курсы по UX/UI, но тогда мне показалось, что в этом слишком много аналитики, мыслительных процессов — а мне хотелось чего-то более визуального. Сейчас я многое вспоминаю из тех занятий — это как раз тот случай, когда кажется, что тебе это точно никогда не пригодится, но в конечном счете рано или поздно пригождается все, чему бы ты ни обучался.
Зачастую кажется, что достаточно подобрать картинки поярче и посочнее — особенно это касается социальных сетей — и это будет работать. Но для меня важно, чтобы визуальная сторона отражала внутреннее наполнение. Это по факту то, чем я занимаюсь в последнее время — выстраиваю в своих работах какой-то мост коммуникации. Раньше хотелось делать просто красиво, а сейчас уже хочется закладывать какую-то цель: а что это принесет, а нужно ли это?
Советы студентам
Я, скорее, склонна не советовать, а делиться своими наблюдениями. Тема этого года — неопределенность и то, как с ней быть, как ее воспринимать. В моей жизни произошел переворот именно тогда, когда я поняла, что неопределенность будет всегда, что этого не надо избегать и искать какие-то дороги, где на сто процентов все предопределено.
Каждый человек, который только начинает обучение, до конца толком не понимает: а кем он будет после, что ему выбрать из такого огромного количества занятий, а можно ли все четко просчитать и распланировать? Для достижения целей хорошо иметь вектор развития и важно действовать в этом направлении, пробовать, пускай, маленькими шажками. В то же время, когда появляется возможность посмотреть шире этого вектора, становится значительно легче — ты столько всего можешь попробовать, чего раньше себе не разрешал или даже не думал об этом.
Поэтому я за то, чтобы не бояться неопределенности. Чем более гибок человек и чем больше у него знаний, умений, навыков — тем лучше, ведь все в жизни пригодится. Кем бы ты ни успел поработать, что бы ни успел узнать — это все станет твоим багажом и найдет свое место и время, чтобы выстрелить.